“Ориентир” для родителей: сохраним здоровье вместе
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Проанализировав состояние здоровья детей в нашем детском саду, мы пришли к неутешительным выводам: ежегодно увеличивается количество ослабленных, часто болеющих малышей. Опросы родителей показали, что у большинства семей нет привычки к здоровому образу жизни, сознания ответственности перед собой и обществом за сохранность и укрепление здоровья, своего и детей. Сформирована установка на лечение болезни, а не её профилактику.
Нет преемственности и в соблюдении режима дня и рационального питания в детском саду и семье. Дома большую часть времени дети проводят у телевизора и компьютера, что приводит к снижению двигательной активности, понижению иммунитета и, как следствие, нарушению зрения, отклонению в области опорно-двигательного аппарата, дыхательной и нервной систем.
Выявив проблему, мы пришли к выводу: чтобы сохранить и укрепить здоровье детей-дошкольников необходимо в комплексе решать педагогические, медицинские и социальные вопросы и, в первую очередь, сформировать у всех участников воспитательно-образовательного процесса устойчивую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
В 2000 году педагогическим коллективом была разработана “Программа развития дошкольного образовательного учреждения”, состоящая из двух частей: блока развивающих задач и блока оздоровительных задач. Главное направление работа оздоровительного блока — развивающая педагогика оздоровления.
Для успешной реализации поставленных целей в 2001 году был разработан образовательный проект “Здоровье”. Проект включает в себя три блока: первый — традиционная работа по физическому воспитанию в детском саду; второй блок — система “Если хочешь быть здоров”, включает в себя нетрадиционную систему мероприятий по оздоровлению и закаливанию; третий блок — “Вместе с семьёй” (работа с родителями).
Система физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы в детском саду базируется на принципах программ Ю.Ф. Змановского, Н.Е. Ефименко, инновационных оздоровительных и спортивных технологий, используются элементы технологии В.Ф. Базарного, а также индивидуальные разработки педагогов дошкольного образовательного учреждения (“Сильные, быстрые, ловкие” с включением элементов аэробики, разработанная В.Н. Алехиной, лауреатом конкурса “Учитель года— 2003”; “Развитие пластичности и музыкально-двигательных умений на занятиях хореографией”, разработанная педагогом дополнительного образования О.П. Булочкиной, и др.).
В штатном расписании детского сада есть старшая медицинская сестра. Врач-педиатр работает на договорной основе от детской поликлиники по графику, но не более 2-х часов в неделю. Профилактические осмотры врачами-специалистами проводятся периодически.
Инструктор по физическому воспитанию и педагог дополнительного образования (хореограф) включены в основной штат сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Ежедневно под контролем воспитателя, инструктора по физической культуре и хореографа проводятся:
— физические упражнения по щадящей активизации ребенка после сна с элементами закаливания;
— специальные упражнения, направленные на профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата;
— профилактические упражнения, выполняемые к концу образовательных занятий с целью преодоления нарастающего утомления;
— система мероприятий по обеспечению коррекции эмоциональной сферы детей (музыкотерапия, психогимнастика, обучение детей саморегуляции, аутотренинги, релаксация, артикуляционная и дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики пальцев).
В режиме дня детского сада есть три физкультурных занятия (одно из них на свежем воздухе); прогулки с комплексами подвижных игр; танцевально-ритмическая гимнастика; игровой стрейчинг, которые оказывают эффективное воздействие на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы.
Для профилактики заболеваний и оздоровления детей после болезни в течение года периодически проводится: витаминотерапия, курсы фиточая, точечный массаж, полоскание рта чесночным настоем, ношение на груди долек чеснока и репчатого лука в футляре с отверстиями.
В ежедневном меню детей используются продукты, содержащие микроэлементы (йодированная соль), бифобактерии (Бифидок, Бифилайф, йогурт), витамины и растительную клетчатку (очистительные салаты, каши, омлеты с добавлением овощей, тушеные овощи).
Для рационального питания детей сотрудниками дошкольного образовательного учреждения с помощью родителей заготавливаются овощи, фрукты и ягоды, используемые в свежем виде, а также в виде варенья и компотов.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду, которая основывается на педагогике сотрудничества.
Одной из составляющих образовательной деятельности в детском саду является работа по созданию предметно-развивающей среды, организация которой подчинена цели психологического благополучия ребенка для успешного выполнения оздоровительных и воспитательных задач.
При проведении косметического ремонта мы постарались использовать отделочные материалы, создающие атмосферу уюта, максимально приближенную к домашней. При выборе цвета стен учитывалось расположение помещения, естественная освещенность.
Групповые помещения разделены на зоны, позволяющие детям перемещаться и взаимодействовать друг с другом в зависимости от их интересов, симпатий и потребностей.
Так как детский сад не имеет спален, были приобретены трехъярусные кровати, что позволило расширить пространство для двигательной активности детей.
Проводится обследование состояния здоровья вновь принятых детей, состояние здоровья выпускников; составляется паспорт здоровья.
В начале учебного года врачом и старшей медсестрой совместно с воспитателями, педагогом-психологом и учителем-логопедом проводится обследование детей и данные заносятся в листок здоровья для дифференцированного подхода к физкультурно-оздоровительной работе с каждым ребенком (дозировка нагрузки на занятиях, индивидуальное меню при необходимости).
Проводится сравнительный анализ заболеваемости, ведется адаптационный лист при поступлении ребенка в детский сад.
Кроме того, в течение двух лет (2004, 2005) в детском саду работает адаптационная группа по приёму в дошкольное образовательное учреждение детей двухлетнего возраста.
Основные отличия от обычной группы: график приёма детей, согласованный с родителями; гибкий режим пребывания ребёнка в группе; специальный график работы воспитателей, разработанный на весь период приёма новых детей; специально организованная предметная среда с наличием “домашнего уголка”.
Результат: за два года лишь у двоих детей из 67 тяжело шло привыкание к детскому саду (один ребенок — ослабленный, часто болеющий ОРВИ до поступления в детский сад; другой — девочка, мама которой совместила переход в детское учреждение с отнятием двухлетнего ребенка от груди).
В детском саду в течение трех лет работает клуб молодой семьи “Ориентиры”. Педагогический коллектив считает, что ни один, даже самый лучший проект или программа, не сможет дать положительных результатов, если проблема не решается вместе с семьёй. Поэтому, организуя работу клуба, мы руководствуемся следующими принципами: единство, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы педагогов детского сада, а те, в свою очередь, используют лучший опыт семейного воспитания; систематичность и последовательность; индивидуальный подход; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Основные задачи клуба: просвещение родителей с целью повышения общей и педагогической культуры (информативного и обучающего характера), гуманизация семейных отношений, включение семьи в содержательную деятельность в системе “родители — ребёнок — воспитатели”.
Проводимый ежегодно мониторинг состояния здоровья воспитанников детского сада показал, что физкультурно-оздоровительная работа даёт положительные результаты. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада. Уменьшилось число дней, пропущенных одним ребенком по болезни (2002 год — 29 дней; 2003 — 23 дня; 2004 — 21 день); количество случаев заболевания (2002 -320, 2003 – 300, 2004 – 268); число часто болеющих детей (2002 — 9, 2003 — 11, 2004 — 10), средняя продолжительность одного заболевания (2002 -9 дней, 2003 – 8,3 дня, 2004 – 8 дней).
Несмотря на позитивные результаты работы по сохранению и укреплению здоровья детей, остаются проблемы, которые не могут быть решены на уровне детского сада. Это ограниченное количество помещений (здание детского сада построено в 1937 году), переуплотненность (сад укомплектован на 121%), недостаточное медицинское обслуживание (врач-педиатр работает один день в неделю, по 1—2 часа).
Кабашко Г. В., заведующая детским садом № 3, г. Сасово, Рязанская область.