Утром встал — приведи в порядок планету!
В 2001 году наша школа получила новый статус — МОУ лицей № 66 с экологическим уклоном.
Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали интенсификации умственной деятельности учащихся, следовательно, увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, различные анализаторы (особенно зрительный и слуховой, опорно-двигательный аппарат). В лицее стали вести активную работу по оздоровлению детей, по возрастным группам проводилась оценка уровня здоровья учащихся. Для этого применялся предложенный В.И. Беловым метод, в котором состояние важнейших систем жизнеобеспечения организма сведены в четыре группы.
Первая группа показателей позволяет оценить состояние и резервы адаптации сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Вторая — оценить уровень основных двигательных качеств: общей и силовой выносливости, быстроты, гибкости и скоростно-силовых качеств. Третья группа показателей отражает образ жизни человека как один из определяющих факторов здоровья, а в четвертой дается оценка состояния иммунной системы и хронической заболеваемости.
Метод В.И. Белова позволяет выявить наиболее слабое звено в организме или образе жизни с тем, чтобы в дальнейшем целенаправленным воздействием именно на него добиться повышения эффективности функционирования данной системы, а отсюда — и всего организма в целом.
В качестве примера можно привести результаты исследования 200 человек старшей возрастной группы. Оценка уровня здоровья у испытуемых по четырем группам важнейших систем жизнеобеспечения организма показала низкое количество баллов по всем показателям во всех группах. Наиболее низкое количество баллов набрали все испытуемые по 3 группе — образ жизни.
Из пяти показателей, включенных в 3 группу максимальное количество баллов испытуемые набрали по показателям: соответствие калорийности питания энергозатратам — соответствие веса возрастным стандартам; наличие только у некоторых испытуемых таких вредных привычек, как курение — 6,2%. По трем остальным показателям образа жизни баллы низкие: употребление алкоголя (пива) характерно для 22% испытуемых; из общего количества испытуемых только несколько человек — 2,3% в течение года занимаются регулярно физической тренировкой, остальные испытуемые — 97,7% менее трех раз в неделю занимаются физической тренировкой, либо не занимаются совсем. Таким образом, для большинства испытуемых характерна гиподинамия — недостаточная двигательная активность. Отсутствие физических нагрузок в первую очередь отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушается осанка, снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям и нервно-психическим стрессам. Низкое количество баллов по 1 группе (физические показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем) и по 2 группе — (физические качества) — можно объяснить отсутствием в жизни практически всех учащихся оптимальной для нормальной жизнедеятельности двигательной активности.
Низкое количество баллов по 4 группе (эффективность работы иммунной системы и наличие хронических заболеваний) показывает наличие 1—2 простудных заболеваний в год у всех испытуемых; и отсутствие хронических заболеваний только у 7% испытуемых определяется образом жизни учащихся — низкой двигательной активностью и отсутствием закаливания. Следовательно, именно образ жизни детей определяет оптимальную способность работы систем органов, двигательные качества организма и эффективность работы иммунной системы.
Используя медицинские карты детей, было прослежено изменение в состоянии здоровья с 1 класса по 9 класс. При анализе медицинских карт установлено появление в процессе обучения в школе заболеваний опорно-двигательного аппарата и органа зрения.
Из 92% здоровых учащихся, пришедших в 1 класс, в 9 классе здоровыми остались 63%: число здоровых детей уменьшилось на 34,61 %, число детей, имеющих функциональные нарушения, увеличилось на 25 % (в три раза), а 4 % детей приобрели достаточно серьезную патологию — сколиоз.
Также отмечается изменение в состоянии здоровья с 1 класса по 11 класс. Здоровыми при поступлении в 1 класс были 94 % учащихся, при поступлении в первый класс нарушения в осанке имели 6 % детей. В 11 классе здоровых 57,14%, нарушения осанки имеют 17,14 %. В первом классе сколиоз у детей не выявлен, к 11 классу 25,7 % детей приобрели это серьезное заболевание. При поступлении в первый класс учащиеся 9 класса не имели отклонений в функционировании органа зрения. В 9 классе — миопия выявлена у 61,5% учащихся. При поступлении в первый класс ученики 11 класса не имели отклонений в функционировании органа зрения. В 11 классе миопия выявлена у 80% учащихся.
Анализ данных медицинских карт ясно показал, что школьные годы уменьшают число здоровых детей. Но нельзя сводить появление заболеваний только к процессу обучения в школе. В первую очередь именно образ жизни, отсутствие культуры здоровья у детей приводит к возникновению тех или иных заболеваний. Существующая система образования — только один из негативных факторов.
Основная задача, которая стояла перед коллективом лицея — воспитание культуры здоровья у детей через валеологическое и экологическое образование.
Валеологическое образование в лицее осуществляется по следующим направлениям: теоретическое, профилактическое, спортивно-оздоровительное. Профилактическую работу организуют и проводят экологические организации лицея — “Маленький принц”, “Созидатели”, НОУ “Малая научно-инженерная академия”. Спортивно-оздоровительные мероприятия включают в себя проведения спортивных праздников и игр, работу туристического кружка, мероприятия городского экологического лагеря.
Теоретические сведения об основах здорового образа жизни дети получают на уроках валеологии. Предмет ведется не во всех классах, поэтому с основами здорового образа жизни ученики знакомятся и на уроках экологии. Одной из задач экологического образования является формирование убеждения в необходимости индивидуальных усилий человека для сохранения благоприятных условий среды и здоровья.
Валеология преподается со 2 класса. Программа построена таким образом, чтобы за 3 года обучения дети изучили строение собственного организма, его работу, правила личной гигиены, причины возникновения болезней, соблюдение правил этики в окружении сверстников и взрослых, факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека, виды закаливания, распределение времени между работой и отдыхом. Дети должны уметь: проводить физкультурные разминки, оказывать первую помощь при травмах скелета и кровотечениях, защищать себя от опасных насекомых и определять ядовитые растения, соблюдать правила этики, использовать простые методы очистки воды, проводить закаливание водой, воздухом и солнцем, использовать для оздоровления лекарственные растения и ароматические масла, проводить упражнения для улучшения памяти и внимания, составлять режим дня, правильно отдыхать.
В начальной школе уроки построены в виде игры. Знакомиться со своим организмом и основами здорового образа жизни ребятам помогают герои мультипликационных фильмов, в стихах и речевках проходят упражнения для поддержания хорошей осанки, гимнастика для глаз, массаж ушных раковин, кистей рук.
Изучение многих вопросов проходит с использованием практических работ, где каждый ребенок может что-то сделать своими руками, это повышает усвоение информации. Такая форма проведения уроков в лицейских классах создает прочную мотивацию укрепления и сохранения здоровья.
Например, можно бесконечно много говорить о вреде курения и алкоголя, но когда ребенок в ходе опыта видит, что содержит табачный дым и как разрушительно действует спирт на органические вещества, это влияет сильнее самой длинной лекции.
Большое воспитательное значение имеет проведение крупных мероприятий — акций.
Дети всегда участвуют в акциях с большим желанием и энтузиазмом. Учащиеся формулируют цель акции, оформляют листовки, пишут обращения в средства массовой информации, составляют план мероприятия. В проведении акций учащимся начальных классов помогают ученики старших классов, здесь четко прослеживается связь между возрастными группами детей.
На протяжении трех лет в мае наш лицей проводит акцию “Мы против курения!”, чтобы еще раз обратить внимание людей на одну из самых вредных и опасных для самого курильщика и окружающих его людей привычек. Уделяя внимание проблемам окружающей среды, влиянию экологических факторов на жизнь и здоровье человека, мы забываем о таком явлении как пассивное курение, а его воздействие не менее опасно, чем само курение. Мы живем в городе не с самым чистым воздухом, вдыхаем огромное количество вредных веществ, которые отравляют организм человека, а курящие люди усиливают это влияние в несколько раз.
Цель акции — предупредить пассивных потенциальных курильщиков о последствиях такого курения и призвать людей курящих к ответственности за жизни окружающих людей. На остановках городского транспорта ученики расклеивали листовки и знаки, запрещающие курение, раздавали листовки людям, которые курили в общественных местах.
В среднем звене программа направлена на продолжение формирования культуры здоровья ребенка. На протяжении последующих лет обучения учащиеся углубляют знания о строении и функционировании своего организма, на более высоком уровне рассматриваются методы гигиены систем органов, рассматриваются вопросы полового воспитания, вводятся альтернативные методики оздоровления организма — цветотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, гомеопатия, энергетика камней и т.д., поведение человека в экстремальных ситуациях — болезни, травмы, криминальные ситуации.
В среднем звене изучение валеологии совпадает с изучением курса экологии, поэтому формирование знаний о взаимоотношениях человека с фауной и флорой — естественной средой обитания, знаний о том, что человек не стоит над окружающей средой повелителем, а является ее частью, которая без человека может существовать и без которой он существовать не может, является превалирующей. В изучении каждого курса экологии обязательно присутствует валеологический компонент.
Проведение акций в среднем звене направлено на отношение человека к окружающему его миру, в том числе городу, в котором мы живем.
В сентябре 2002/03 учебного года, наш лицей выступил с инициативой провести акцию “Чистый город!”, которую поддержала областная администрация. Цель акции: твой город должен быть чистым, наведи порядок там, где ты живешь. Силами всего лицея были приведены в порядок все близлежащие микрорайоны. Эта акция стала традицией в лицее — приводить в порядок перед зимой территории близ лицея.
Акция “Посади дерево!”. Цель акции: наш город должен быть зеленым! Деревья спасают нас от шума, пыли, очищают воздух! Свободные территории около лицея должны быть засажены деревьями! Эта акция продолжается несколько лет.
Акция “7 апреля — Всемирный день здоровья”. Цель акции: провести пропаганду здорового образа жизни среди учащихся лицея и горожан города. В среднем звене с 2000 года работает отделение “Валеологическая лаборатория” НОУ “Малой научно-инженерной академии”, которая включает в себя старшую возрастную группу — учащихся 9—11 классов, и “Юниор” — учащихся с 5 по 8 класс. Одной из главных задач НОУ “Малая научно-инженерная академия” является выявление одарённой и талантливой молодёжи, воспитание молодых учёных. Работа в научном обществе учащихся развивает поисковую активность и творческие способности, позволяет проводить собственные исследования, овладевать практическими умениями по изучению состояния своего здоровья и его поддержанию; состояния окружающей среды. Ведь здоровье человека непосредственно связано с состоянием окружающей среды, здесь снова прослеживается связь двух наук — валеологии и экологии.
Одна из задач валеологического образования — научить детей учиться. Работа в НОУ учит детей учиться, учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении с педагогами, конкретизируются в дальнейшем развитии проектов. Учебная активность приобретает более непрерывный и мотивированный характер.
Выбор тем научных работ для учащихся различных возрастных групп происходит, руководствуясь следующими принципами:
1) эколого-валеологическая направленность;
2) новизна и доступность для выполнения;
3) актуальность и возможность практического применения результатов исследования.
В течение трех последних лет учащимися отделения были выполнены работы, с которыми они выступали на региональных, российских и международных научно-практических конференциях, где занимали призовые места.
С полученными результатами исследований ребята выступают перед своими товарищами на классных часах, на заседаниях видеоклуба “Мое здоровье”, на педагогических советах, на родительских собраниях.
Результаты многих исследований включены в работу лицея: проведение физкультминутки во время уроков в средних и старших классах для снижения утомления, составлены комплексы упражнений, которые можно использовать при проведении физкультурных разминок на уроках и переменах. Проведено тестирование на изучение темперамента и предпочитаемых профессий при формировании профильных лицейских классов, в период сезонных эпидемий осуществляется окуривание помещений ароматическими маслами.
Ребятам очень нравится, когда на переменах включают инструментальную и классическую музыку, а использование цветовых методик очень важно для установления состояния ребенка в тот или иной момент. Во время проведения месячника “Здоровья” работал кабинет цветовой психологической разгрузки, куда с удовольствием приходили дети составлять орнаменты или рисунки в круге.
Следуя рекомендациям, разработанным в ходе проведения исследования, ученики 9 медицинского лицейского класса в 14 младших лицейских классах проводят валеологические перемены, к которым были подобраны упражнения на сохранение хорошей осанки, снятия утомления, гимнастики для глаз, массаж кистей рук и т. д.
“Валеологической лабораторией” организована и ежегодно проводится спортивная игра “Здоровье и спорт”. Группа старшеклассников составляла валеологическую оценку классных комнат лицея, выясняла значение комнатных растений в помещении и их влияние на организм человека.
Под руководством профессора М.А. Бала проводили микробиологический анализ в классных комнатах, где много живых цветов и где их мало или нет. Анализ показал: в помещениях, где нет или мало живых цветов, на питательных средах в чашках Петри сформировалось большое количество колоний. Следовательно, такие бактерии находятся в воздухе данных помещений. В кабинетах, где много живых цветов, колоний либо не было, либо сформировалось 1—2. Был проведен конкурс на самый зеленый кабинет в лицее. Ребята из группы исследователей выступали на валеологических семинарах, разъясняя роль и значение зеленых растений в жилых помещениях, в рекомендациях к работе был приложен список цветов, которые должны быть в каждой классной комнате. Постепенно во всех классных комнатах появились зеленые растения, которые очищают и увлажняют воздух, зеленый цвет растений успокаивает и улучшает настроение.
За несколько лет валеологической работы нам удалось добиться снижения заболеваемости учащихся по группам заболеваний. Если по всем видам основных заболеваний учащихся школ, относящихся к детской поликлинике №5, в 2004/05 учебном году заметен рост, то в нашем лицее наблюдается снижение.
Несколько примеров по наиболее распространенным заболеваниям: миопия выявлена у 10% учащихся нашего лицея (в школах, относящихся к поликлинике №5 от 15 до 25%), сколиозы выявлены у 14% учащихся (в других школах — до 22%). Нам есть еще над чем работать, но те результаты, которые мы получили, подтверждают правильность выбранных задач.
Продолжается работа по отслеживанию уровня здоровья учащихся лицея по методу В.И. Белова.
Работа по валеологическому образованию, которая организованна в нашем лицее, может быть реализована в любом общеобразовательном учреждении. В наш лицей неоднократно обращались за помощью в организации валеологической работы, и мы всегда рады помочь.
Буркова Н. Я., директор МОУ лицей № 66 с экологическим уклоном; Ставила Е.А., учитель биологии, валеологии, г. Липецк.