Дорогу осилит идущий
Общеизвестно, что в настоящее время состояние здоровья детей школьного возраста оставляет желать лучшего, и это подтверждают данные последней Всероссийской диспансеризации. Поэтому сохранение здоровья школьников должно быть одним из приоритетных направлений в деятельности учреждений образования.
Внушает тревогу и состояние здоровья воспитанников образовательных учреждений Костромской области, и, в частности, гимназии № 25 города Костромы. Медицинское обследование показало, что за последние годы увеличилось количество учащихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, в частности, болеющих хроническим пиелонефритом, астмой, сколиозом, миопией и др. Как следствие, все большее число учеников переходят в подготовительные и специальные физические группы, освобождаются от занятий физической культурой.
Параллельно был проведен комплексный анализ деятельности образовательного учреждения с позиций здоровьесбережения, который выявил следующее:
— ухудшение состояния здоровья учащихся гимназии тесно связано с перегрузкой учебных программ и интенсификацией учебного процесса;
— компетентность педагогического коллектива гимназии в вопросах укрепления и сохранения здоровья, здорового образа жизни недостаточна;
— педагогический коллектив одобряет внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, но первоначально в экспериментальном режиме.
В сложившейся ситуации администрацией гимназии были предприняты следующие, согласованные с педагогическим коллективом, шаги:
— создать в 2003/04 учебном году нормативно-правовую базу для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
— открыть в 2004/05 учебном году областную экспериментальную площадку по теме “Создание модели начальной школы, содействующей здоровью, на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс”.
За прошедший год была проделана следующая работа:
— организован постоянно действующий семинар для педагогов гимназии по теме “Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса”;
— разработан первичный вариант программы “Здоровье”;
— проведен областной научно-практический семинар по теме “Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса в режиме эксперимента”;
— начата разработка системы комплексного мониторинга здоровья учащихся;
— начата апробация элементов технологии раскрепощенного развития детей В.Ф. Базарного.
Прошедший учебный год (первый год эксперимента) вскрыл и некоторые проблемы:
— во-первых, хотя гимназия и получает от медиков консультативную помощь, постоянного сотрудничества с органами здравоохранения у нас нет;
— во-вторых, хотя местные власти и воспринимают работу гимназии в этом направлении положительно, реальной помощи также не оказывают;
— в-третьих, пассивна и позиция родительского коллектива по отношению к проводимой в гимназии здоровьесберегающей работе.
В текущем, 2005/06 учебном году, планируется активизировать работу по решению этих проблем. И в первую очередь — установить контакты с другими образовательными учреждениями города Костромы и Костромской области, работающими в направлении здоровьесберегающей педагогики, а также с медицинскими учреждениями микрорайона.
Основой нашей программы “Здоровье” является создание на базе гимназии класса (группы) здоровья. В своей работе класс (группа) здоровья руководствуется Законодательством РФ, а также другими нормативно-правовыми и организационными документами. Класс (группа) здоровья формируется на основании заявлений родителей из младших школьников (1-4 классы) по рекомендации специалистов органов здравоохранения. Классы создаются в режиме эксперимента по теме “Создание модели начальной школы, содействующей здоровью младших школьников на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс”.
Экспериментальный класс здоровья был открыт в сентябре 2004 года. Программа “Здоровье” разработана для младших школьников в соответствии с программой экспериментов (автор программы Зинченко Н.А.).
Может ли школа способствовать укреплению здоровья детей? Да, может, если мы сумеем сделать образовательную среду по крайней мере безвредной для здоровья школьников или же — того лучше — реабилитационно-оздоровительной, будем пропагандировать здоровый образ жизни с раннего возраста.
В современной школе должны проводиться необходимые профилактические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, например, ЛФК, массаж, закаливание, фитотерапия, санирование, ингаляция, оздоровительные паузы для достижения оптимального режима работы учащихся.
Необходима рациональная организация жизни образовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и создание благоприятной комфортной среды, что позволит значительно уменьшить число болеющих детей.
Известно, что самое большое количество пропущенных уроков детьми и подростками бывает по причине респираторных заболеваний — ОРЗ, гриппа. В разных учреждениях образования около 30 % учащихся в 2003/04 году переболели гриппом.
Актуальность данного проекта заключается в том, что дети, поступающие в класс (группу) здоровья, не только обучаются, но и получают медицинскую, социальную, психологическую и другую помощь. Адаптация младших школьников в таких условиях будет по возможности не такой болезненной.
Идея создания проекта возникла в результате проведения эксперимента по внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, здоровьесберегающего сопровождения.
Для обеспечения комплексной реабилитации был создан межведомственный координационный совет по контролю за выполнением проекта и для практической методической помощи.
Деятельность класса (группы) здоровья координирует, проектирует и реализует структура, созданная в рамках учреждения образования с привлечением специалистов в области охраны детства (лаборатория, кафедра).
Проект преследует следующие цели:
1. Валеологическая (здоровьесберегающая) — обеспечить условия для сохранения здоровья первоклассника.
2. Научная — апробировать опытно-экспериментальную программу.
3. Организационно-методическая — разработать модель деятельности класса здоровья, направления деятельности, методические рекомендации, методы, формы работы с первоклассниками с соблюдением преемственности дошкольного и начального образования.
В соответствии с поставленными целями определены задачи работы:
1. Создать и обеспечить взаимодействующими организациями эффективности образовательной среды, способствующей сохранению здоровья первоклассников.
2. Воспитывать у детей ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
3. Формировать мировоззрение, миропонимание ценности своего здоровья, здоровья окружающих, здорового образа жизни с учетом физиологических, психологических особенностей, индивидуальных потребностей, интересов, личной траектории развития данной возрастной группы детей.
Выделены следующие направления работы:
1. Учебно-воспитательное — обеспечение оптимальной среды для организации жизни класса (группы) здоровья (организация учебной, физкультурно-оздоровительной, профессиональной деятельности обучающихся (воспитанников) с внедрением в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий).
2. Диагностическое — создание и внедрение комплекса мер в области охраны здоровья и выявления патологических изменений как в состоянии здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса, так и в организации среды для обучения и воспитания в учреждении образования.
3. Профилактическое, коррекционное и лечебное — предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии состояния здоровья школьников, оказание оздоровительных услуг в режиме учебно-воспитательного процесса.
4. Научно-методическое и экспериментальное — внедрение результатов научных достижений в области сохранения и укрепления здоровья в практику образования. Создание авторских учебно-воспитательных программ, методик, методов в области охраны здоровья.
5. Информационно-просветительское — пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консалтинговая деятельность, а также такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная, кооперативная, тренинговая.
6. Координационное — связь со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Разграничение сферы деятельности на отдельные направления в значительной мере является условным, т.к. каждое их них связано с другими по содержанию и реализации.
Коррекционно-реабилитационная деятельность специалистов должна:
— выявить проблемы детей;
— дать рекомендации педагогам, родителям для восстановления здоровья первоклассников;
— безболезненно адаптировать детей к учебно-воспитательному процессу;
— наметить индивидуальные маршруты развития соматического, физического, психического, социального, духовно-нравственного здоровья;
— снизить пропуски уроков по болезни;
— помочь детям овладеть знаниями по гигиене, санитарии, основам безопасности жизнедеятельности, основам здорового образа жизни.
Для коррекции состояния здоровья сохранения индивидуального здоровья необходимо дать анализ целевой группы по заболеваемости и состояния соматического, физического, психического социального здоровья младших школьников.
Курсы групповых и индивидуальных занятий осуществляются по заказу родителей. Все консультации проводятся в конфиденциальной форме. В классе проходят занятия с логопедом, учителем физкультуры, социальным работником, психологом, специалистами-медиками, организуются уроки здоровья, работают кружки.
Деятельность специалистов осуществляется через:
— предметные области учебного базисного плана;
— здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса;
— здоровьесберегающие образовательные технологии;
— организацию оздоровительной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса (закаливание, оздоровительные паузы по коррекции опорно-двигательного аппарата, зрения, мелкой моторики, психических процессов речи; фитотерапия; энергизаторы; точечный массаж; ароматерапия; витаминизация питания; йодирование и др. виды оздоровления в соответствии с рекомендациями и по назначению специалистов здравоохранения, психолога, логопеда, валеолога, социального педагога);
— организацию питания;
— организацию физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности;
— организацию коррекционной деятельности в области охраны здоровья;
— организацию мониторинга здоровья класса (группы);
— организацию просветительской работы с родителями обучающихся;
— организацию мониторинга по определению состояния здоровья воспитанников.
Намечены следующие направления работы над развитием личности ребенка:
1. Психологическое:
— развитие речи и мышления;
— развитие внимания, памяти;
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— формирование самооценки;
— организация общения.
2. Педагогическое:
— формирование разумных потребностей;
— организация игровой деятельности;
— формирование гуманных отношений в коллективе;
— совершенствование образовательной работы с детьми (адаптация к школе);
— формирование познавательных отношений к знаниям через предметные области.
3. Лечебно-оздоровительное:
— воспитание мотивационной потребности в сохранении здоровья, в здоровом образе жизни;
— привитие основ личной гигиены;
— формирование поведенческих навыков правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
— освоение комплексов лечебной гимнастики, комплексов утренней зарядки, тренингов и других технологий оздоровления.
Режим занятий класса здоровья предусматривает большую динамическую паузу (прогулка, подвижные игры) после завтрака, между вторым и третьим уроками (9.45—10.30), фитотерапию, корреционно-развивающие занятия после уроков.
Раз в неделю в рамках воспитательной работы проходит интегрированный курс “Твое здоровье”.
На уроках учителя следуют рекомендациям гигиениста:
— оптимальная продолжительность непрерывного письма в 1 классе 3—5 минут, во 2—4 классах — 10 минут;
— гигиенические нормы продолжительности непрерывного чтения: для учеников 1-2 классов — 10 минут, для учеников 3 класса — 15 минут.
Оконные стекла в классе моются не реже трех раз в год: перед началом учебного года, в октябре, в апреле. Класс регулярно проветривается (сквозное проветривание в течение 10—15 минут до начала занятий), температура воздуха в помещении составляет 18-20 градусов, ученики носят сменную обувь, рекомендуется борьба с шумом, мелок должен быть обернут бумагой (чехлом для мела).
Учитель следит за осанкой детей. Ученикам рекомендуются следующие правила для самоконтроля правильной осанки:
— расстояния от глаз до тетради (книги) — 24—35 см;
— между передним краем парты и грудной клеткой должна проходить ладонь;
— Локти не должны находиться на весу.
Следует проверить и правильность положения ног при посадке.
Рекомендуется гимнастика до уроков. Она способствует вхождению детей в работу. Длительность гимнастики — 5—7 минут.
Для младших школьников после 25 минут занятий рекомендуется перерыв на 5—10 минут (коррекционные упражнения для снятия утомления).
В первом классе в течение 35—40 минут должно быть проведено три-четыре оздоровительных паузы.
Во втором-четвертом классах в течение 35—40 минут занятий должно быть проведено две-три оздоровительных паузы.
Домашнее задание следует начинать с письма. Перед письмом проводится коррекция мелкой моторики.
Учитель нашей гимназии Честнова Т.А., преподаватель высшей категории, руководитель методического объединения начальных классов, разработала свою систему оздоровления через учебно-воспитательный процесс. В ее основу положена методика В.Ф. Базарного, использовано методическое пособие Зинченко Н.А. “Здоровьесберегающая педагогика. Культура творения здоровья”.
Система оздоровления Т.А. Честновой строится на основе состояния здоровья детей, поступивших в первый класс. Она предлагает такое здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса:
1. Проведение утренней гимнастики, которая длится 8—10 минут. Ребята стоят на массажных ковриках без обуви, в конце зарядки проходят по еловым шишкам, что способствует предупреждению плоскостопия, приливу крови ко всем органам, а, значит, и активизации мыслительных процессов.
2. Физкультминутки. В ходе каждого урока рекомендуется проводить три физкультминутки. Минуты, берегущие здоровье, обязательны на каждом уроке. Их значение и польза очевидны. Кроме того, система Честновой предусматривает релаксацию, работу с офтальмотренажерами.
Кратковременные физические упражнения усиливают кровообращение в организме и создают возможность для активного включения в учебную деятельность.
Когда надо проводить оздоровительные паузы? Автор этой системы считает, что через 15—17 минут от начала урока и за 10 минут до его конца детям требуется обязательное переключение внимания, снятие усталости, напряжения. Проведение физкультминуток создает эмоциональный настрой, включает учащихся в творческий процесс обучения, способствует активизации двигательного режима, повышает физическую нагрузку на организм.
3. Динамические перемены. В идеале динамическая перемена длится не менее 20 минут. В нашей гимназии самая большая перемена — 15 минут. Во время перемены рекомендуется организовывать подвижные игры. Кроме этого, у учеников нашей гимназии есть возможность позаниматься на шведской стенке, которая находится в рекреации начальных классов, поиграть с мячом через сетку, поиграть в волейбол. Необходимые спортивные снаряды тоже имеются в рекреации.
4. Подвижные игры на свежем воздухе. Для группы продленного дня организуются подвижные игры в школьном дворе: мальчики с азартом играют в футбол, девочки — в такие игры, как “день и ночь”, “море волнуется” и другие, прыгают через скакалки.
5. Час здоровья. Проводится один раз в неделю на основе разработок, приведенных в книге Н.А. Зинченко “Здоровъесберегающая педагогика. Культура творения здоровья” и в книге Л.А. Обуховой и Н.А. Лемяскиной “Тридцать уроков здоровья для первоклассников”.
В воспитательный процесс рекомендуется вводить следующие здоровьесберегающее элементы:
1. Тематические классные часы, посвященные вопросам здорового образа жизни.
2. Один раз в месяц — тематические родительские собрания. Например, на одном из таких собраний наш логопед Л.П. Ермошкина рассказывала о вредном влиянии компьютерных игр на психическое развитие детей. Ее рассказ сопровождался демонстрацией фильма на эту тему.
Во время урока серьезную угрозу для здоровья детей представляет гиподинамия. Дети находятся в неестественной физической позе. Через 15 минут пребывания в неподвижном положении ребенок испытывает такие же перегрузки, как космонавт при старте космического корабля.
Калифорнийские ученые из университета в Сан-Диего пришли к выводу, что процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или неторопливо ходит. Эти специалисты утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в четыре раза быстрее, чем сидящий. В.Ф. Базарный утверждает, что телесная стойка — это стойка психическая, волевая, это основа энергетики нашего организма. Поэтому во время урока надо менять позы, часть урока стоять за конторками, часть сидеть. Обучение школьников в положении стоя проводится с одновременным раздражением рефлексогенных зон стопы на физкультурных ковриках.
Использование подвижного способа обучения позволяет предотвратить развитие искривлений позвоночника, возникновение плоскостопия, варикозного расширения вен, проводить профилактику близорукости во время учебного процесса, повысить общую сопротивляемость организма ребенка к инфекционным заболеваниям, обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе и значительно ускорить восприятие школьниками учебного материала.
Кроме конторок, в классе рекомендуется иметь сенсорные кресты для дидактического материала, цветовые прямоугольники для игр, способствующих сохранению зрения и умению различать цвета.
С целью снятия нагрузки с глаз можно использовать офтальмотренажеры. Желательно их иметь и на потолке. Офтальмотренажеры способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, снятию напряжения.
На уроке чтения хорошо использовать переносные наборные полотна, чтобы дети читали текст в движении, неся его на вытянутой руке. Это способствует сохранению зрения, наращиванию темпа чтения.
На уроках, особенно письма, большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Еще Иммануил Кант говорил: “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. Что он хотел сказать этим? То, что все глубинные психологические движения, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребенка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук, а это значит, что дети быстрее обучатся навыкам письма, научатся каллиграфически правильно писать. Упражнения для кистей рук способствуют оздоровлению всего организма. Их можно проводить с использованием разных предметов, таких как грецкие орехи, деревянные палочки, спички, очищенные от серы. Эти упражнения снижают психическое напряжение, снимают утомляемость.
Особенно эффективен пальчиковый метод. Он используется при разных диагнозах, например, фонетико-фонематическом недоразвитии, заикании и т. д. У детей улучшается работоспособность, память, тоньше становится слух, быстрее идет становление речи. Гораздо веселее играть пальчиками, используя образы театрализованных героев пальчикового театра. Можно использовать заучивание стихотворений. Эффективен и дифференцированный подход. Например, соревнование двух команд. Уровень сложности заданий должен соответствовать уровню развития детей. Можно давать задания на развитие логического мышления. На уроке математики ребятам рекомендуется решать логические задачи, конструируя геометрические фигуры из палочек. При этом одновременно происходит точечный массаж. На уроках литературного чтения ребята с удовольствием инсценируют сказки.
Здоровье — одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. В школе каждый ребенок проводит 10 лет своей жизни и именно здесь он теряет свое здоровье. Лишь 5% ребят заканчивают школу совершенно здоровыми. 80% выпускников школ имеют хронические заболевания, 70% — нервно-психические расстройства. Объективные причины разрушения здоровья детей кроются, в первую очередь, в сфере условий жизни и воспитания детей. С одной стороны, на их здоровье отражается возрастающее перенапряжение, постоянные стрессовые ситуации, с другой, высокая интенсивность процесса обучения и воспитания, например, введение новых дополнительных предметов в начальных классах. Так возникает своеобразный порочный круг: ребенок из-за плохого самочувствия не справляется с образовательной программой, а, не справляясь с ней, еще более ухудшает свое здоровье. Доктор медицинских наук, Владимир Филиппович Базарный, изучая причины ухудшения здоровья детей, пришел к выводу, что здоровье — категория педагогическая и что именно начальная школа представляет в этом плане большую опасность для ребенка. Вот почему в этом учебном году мы создали класс, работающий по здоровьесберегающим технологиям.
Протасова И.В., директор МОУ гимназия № 25, г. Кострома.
Материалы нашей конференции: