«Не навреди» — главный принцип учителя
Вот уже три года наша школа является областной экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий.
К этому решению мы пришли не случайно: Проанализировав состояние здоровья наших учащихся, мы в полной мере убедились в справедливости слов В.А. Сухомлинского: “Забота о здоровье — это важнейший труд учителя”.
Именно от учителя, от того, как обустроена жизнь ученика в школе, и будет зависеть его здоровье физическое и нравственное.
Результаты медицинского осмотра показали, что в 1-й класс к нам пришли только 40% детей без отклонений в здоровье. Все остальные имели какую-то патологию, особенно органов зрения, костно-мышечной системы, часто болели бронхолегочными заболеваниями.
Вот почему, приступая к работе по здоровьесбережению, мы взяли за основу принцип медицинских работников “Не навреди!” и начали создавать здоровьесберегающее образовательное пространство школы, которое сегодня состоит у нас из 10 полей (блоков): санитарно-гигиенические условия; питание; психологическая атмосфера; физическая активность детей; мониторинг учебного процесса; здоровьесберегающие образовательные технологии; работа с общественностью, родителями, внеурочная работа; уровень грамотности педагогов и детей; отлаженная диагностика заболеваний; сенсорно-развивающая среда.
Началом в нашей работе стало знакомство с концептуальными положениями программы “Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей” доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, которому мы искренне благодарны за проведенный на базе нашей школы семинар вместе с президентом Федерации детских и юношеских хоров России, композитором Г.А. Струве.
Весь первый год в эксперименте мы посвятили изучению теоретических основ здоровьесберегающих педагогических технологий. Создали инициативную группу из учителей начальной школы, учителей-предметников и медицинского работника школы, провели ряд родительских собраний с целью привлечения родителей к улучшению санитарно-технических условий и созданию сенсорно-развивающей среды в начальной школе.
В этом же году отделом образования была разработана и утверждена районной Думой целевая программа “Сохранение здоровья детей и подростков в системе образования”. Её цель — создание системы в работе образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, органов исполнительной власти по сохранению здоровья детей, обеспечению их физического, нравственного и духовного развития, привитию навыков здорового образа жизни.
Как следствие, в школе была разработана программа “Здоровье”, а вслед за ней — план работы по ее выполнению.
На реализацию программы потребовались немалые материальные вложения: было капитально отремонтировано здание начальной школы, подключено газовое отопление. Выполнение президентской программы “Дети России” позволило улучшить спортивную базу. Участвуя в областном эксперименте, мы получили четыре комплекта ростомерной школьной мебели. В классных комнатах появилась предметно-развивающая среда, которая позволяет учителю использовать в работе с учащимися различные средства сенсорной дидактики: сенсорные подвески-кресты, пейзажное панно, офтальмологический тренажер, конторки, которые находятся на каждой парте, массажный коврик, дорожку здоровья и т. д. Многое из перечисленного выше сделано руками родителей.
Здесь мы почувствовали, что общее важное дело, касающееся здоровья детей, сплачивает родителей и учителей как ни что другое. Проблема “затаскивания” родителей на родительские собрания ушла в прошлое. Теперь уже ни одно школьное мероприятие не проходит без участия родителей: недели здоровья, дни здоровья, туристические походы, экскурсии, школьные праздники.
В школе стали обращать внимание на создание экологического пространства. Со стен убрали все, что может смещать фокус внимания ребенка. В поле восприятия только то, что нужно на уроке. В классах теперь выращивают цветы, которые обладают бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. Зная фитоцидные свойства хвойных, в классных комнатах ставят не только хвойные веточки, но и раскладывают мелко нарубленную хвою.
В школе знакомы и с таким понятием, как видеоэкология. При оформлении классов используется разнообразие форм и линий, очертаний и комбинаций.
Это способствует более высокой работоспособности, улучшает настроение. Двери классных комнат оформлены витражами с изображением храмов Калужской земли. Эта работа выполнена учащимися школы.
Составной частью здоровьесберегающего пространства школы является эмоционально-поведенческое пространство. Здесь мы используем тоже некоторые элементы программы профессора В.Ф. Базарного. С целью снижения так называемых мышечных “зажимов” наши дети в начальной школе пишут перьевой ручкой. Чтобы снизить напряжение, преодолеть утомляемость, в школе проводится доурочное хоровое пение. Это еще и своеобразный тренажер для органов дыхания. Опорно-двигательному аппарату помогают: работа с сенсорным крестом, пейзажным панно, за конторкой, на коврике, на дорожке здоровья.
Одним из сложнейших этапов в нашей работе стало исследование состояния здоровья учащихся. На учащихся начальной школы мы завели паспорта здоровья. Составляют их медработник, учитель физической культуры, классный руководитель и родители. Изменения вносятся на начало и конец года по результатам диспансеризации детей.
Сегодня, анализируя паспорт ученика четвертого класса, мы увидели четкую картину состояния здоровья. И вместе с тем — результат работы педагогических коллективов по здоровьесбережению.
Выбранный три года назад принцип работы школы “Не навреди!” оправдал себя.
Ни у одного ученика не ухудшилось зрение. В первый класс к нам пришли дети, среди которых I группу здоровья не имел ни один учащийся, II группу — 81%, III группу — 19%. Зато в четвертом классе с I группой здоровья — 32% учащихся, со II группой — 64%, с III группой — 4%.
В четвертом классе основную группу физкультуры посещают 92% учащихся (72% — в 1 классе), в специальную — 8% (19% — в 1 классе).
На сегодняшний день у нас нет учащихся, освобожденных от занятий физической культурой.
Сегодня педагогический коллектив ставит перед собой задачу перенести здоровьесберегающие технологии в основную и среднюю школу.
Волкова Н.B., директор МОУ “Cредняя общеобразовательная школа № 2”, г. Сухиничи, Калужской области.