После Чернобыля
На территории нашего населенного пункта мы длительное время отмечали ухудшение состояния здоровья учащихся и взрослых. Причина — чернобыльская катастрофа. Дети чувствовали слабость, головокружение, сонливость. У них отмечалось снижение уровня гемоглобина в крови, боли в костях, апатия, в ходе обследований устанавливались онкозаболевания, росли и доброкачественные опухоли.
И хотя в среднем по области цифра была малозаметная, но в рамках отдельного населенного пункта тенденция прослеживалась весьма настораживающая. Люди уезжали из этих мест. Но кто-то оставался жить и дальше… Возникла идея улучшить медицинское обслуживание школы, оказать поддержку в первую очередь нашим детям.
Программа “Дети Чернобыля” предполагала участие образовательного учреждения с коллективом не менее 400 человек (а нас было всего 150), и все же нас включили в проект “Школа здоровья”, приняв во внимание уровень радиационного загрязнения в районе — свыше 5 кюри/м2.
С 1998 года мы занялись разработкой программы оздоровительных мероприятий в школе. А с 2000 года, получив образование, введя в штат дополнительные единицы (психолог, медсестра, социальный педагог, врач), начали поэтапное внедрение здоровьесберегающих технологий.
Мы получаем реальную помощь от системы здравоохранения в рамках имеющегося финансирования (профилактические прививки, витаминизация 1 раз в год, ежегодная диспансеризация школьников, привлечение специалистов области, которых нет в районе, для обследования, консультативная и просветительская деятельность).
В учебном процессе используются следующие педагогические технологии:
— технологии личностно-ориентированного обучения, целью которого является создание условий для обеспечения учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных, интеллектуальных, физических и нравственных особенностей;
— технология интегрального обучения (использует индивидуально-дифференцированный подход в обучении, результат — бездвоечное обучение);
— технология обучения (парное, групповое, коллективное — КСО), позволяющая развивать уверенность в себе, умение отстаивать свою точку зрения, создавать рабочую атмосферу на уроке, доброжелательное отношение друг к другу.
Немаловажное значение имеет включение оздоровительных методик В.Ф. Базарного, использование физкультминуток, смена видов деятельности на уроке, выполнение санитарного режима.
Ведется изучение влияния организации учебного процесса на здоровье учащихся при организации учебной и воспитательной работы.
По нашему мнению, не базисный план в конечном счете влияет на здоровье учащихся, а содержание предметных программ, абсолютно не рассчитанное на среднестатистического ученика. Программы насыщены материалом, объем часов не позволяет детям усваивать их в связи со своими особенностями. Если мы хотим дифференцированный и индивидуальный подход в обучении учащихся, согласно запросам родителей и общества в целом, мы должны создать учебники с разноуровневым содержанием, где ребенок сможет избрать тот уровень образования, который ему по силам. А пока учебники перенасыщены терминами, научными определениями, которые доступны и понятны только учителю-специалисту да отдельным сильным ученикам. Большинством детей учебник воспринимается как материал для обязательного усвоения, а не как информационный источник для отбора первоочередной и общеразвивающей информации.
Местные власти понимают необходимость работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся: оказывают финансовую поддержку, но она незначительна, т.к. система жизнеобеспечения в районе поддерживается на 80% за счет областных дотаций.
Детям, имеющим отклонения в здоровье, уже при поступлении в школу необходим щадящий режим. Базисный план это не предусматривает. Ослабленным ученикам требуется увеличение часов на изучение темы, а не уменьшение часов при прежнем содержании, что предусмотрено в новом базисном плане. Это лишь усугубит ситуацию. Хотя мы понимаем, что наша задача — обучить ребенка, а не дать общее представление по предметам “галопом”, которые в таком темпе не усваиваются детьми.
Здоровьесберегающая работа в школе воспринята положительно и родителями, и детьми, т.к. часть запросов родителей удовлетворена. Комплексная круглогодичная витаминизация, профилактическая работа приносят результаты, когда это в системе в течение учебного года, а не по мере финансирования от случая к случаю.
Косенкова Н. И., директор Дудоровской средней школы, п. Дудоровский, Ульяновский район, Калужская область.
Материалы нашей конференции: