Десять лет без карантина
Здоровье нации начинается прежде всего со здоровья детей. И от нас, школьных работников, зависит многое. Все чаще в последние годы в школах внедряются “здоровьесберегающие технологии”. Этот термин объединяет все нововведения, начиная с витаминизации школьного питания до глобально разработанной теории улучшения здоровья и технологии ее внедрения. Конечно, профилактикой и лечением должны профессионально заниматься медики, но и учителя могут внести свой вклад в укрепление и сохранение здоровья школьников, используя для этого особые педагогические приемы. Любая школа имеет для этого достаточно возможностей.
Работать над проблемой сохранения и укрепления здоровья школьников мы начали в середине 1990-х годов прошлого века. Почему? Перед нами остро стала проблема ухудшения здоровья учащихся по нескольким направлениям. Медицинские осмотры дали следующие результаты: заболевания щитовидной железы — 36% учащихся, дефицит массы тела — 24%; нарушения зрения — 13%; нарушения осанки — 21%.
Полученной картине нашлись объективные объяснения. Наша школа попала в зону заражения после аварии на ЧАЭС, и в нее пришли дети, родившиеся после аварии, в период наибольшего загрязнения местности радиоактивными веществами. Этим объяснялся всплеск заболеваний щитовидной железы и эндокринной системы.
Середина 90-х также характеризовалась разрушенным производством и повышением уровня безработицы. Особенно это сказалось на сельском хозяйстве, жизненный уровень селян был катастрофически низок, отсюда и дефицит массы почти у четверти учащихся. Кроме того, большое число дидактогенных заболеваний было напрямую связанно с организацией учебного процесса в школе. Малая подвижность учащихся, мебель, не соответствующая росту, перегрузки, психологический дискомфорт — это и многое другое, не способствовало укреплению здоровья учащихся. Осознав проблему, коллектив задумался над её решением.
Основная задача здоровьесберегающего обучения — сохранение высокой работоспособности, исключение утомления и переутомления школьников. Решение этой задачи возможно лишь при правильной организации труда и отдыха учащихся. Для этого необходимо учитывать такие основные моменты школьной жизни, как продолжительность уроков, продолжительность учебного дня и учебной недели, организация самого урока, перемены и тому подобное. Проведя анализ учебного плана и расписания уроков, мы пришли к выводу, что можно уменьшить обязательную нагрузку учащихся за счет введения индивидуальных и факультативных занятий. В результате проделанной работы обязательная учебная нагрузка была сокращена: в начальной школе — на 3 часа, в основной школе — на 10 часов, в старшей школе — на 6 часов. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной работоспособности учащихся и шкалы трудности учебных предметов, с одним подъемом в течение недели.
Любая деятельность продуктивна только в том случае, если периоды труда сменяются периодами отдыха. Для этого в течение учебного дня и предусмотрены перемены. Оптимальная их продолжительность и правильная организация — два обязательных условия решения основной задачи здоровьесберегающего обучения. Единый спортивный режим нашей школы предусматривает организацию подвижных и музыкальных перемен в течение учебного дня. Кроме того, в середине недели (начальная школа — среда, старшая и средняя школа — четверг) предусматривается динамическая пауза (1 час), что позволяет снизить риск переутомления.
Большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. Важно правильное построение урока, когда оптимально чередуются различные виды деятельности, неодинаковые по продолжительности, трудности и утомительности и учитывается динамика работоспособности школьников. Педагогами нашей школы активно используются технологии проведения уроков, которые можно смело отнести к здоровьесберегающим.
Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии. Оно показывает, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья, и определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения цели. Его можно назвать гарантией того, что с учащихся не взимается “плата” за получаемое образование в форме непреднамеренного нанесения вреда их здоровью. С позиции здоровьесбережения все образовательные технологии можно условно разделить на три группы:
I. Технологии, наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов (в том числе и традиционная технология).
II. Технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья заявляются в качестве приоритета, обеспечиваются на технологическом уровне, реализуются на практике и подтверждаются результатами диагностики.
III. Технологии, по описанию которых невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса.
Технология уровневой дифференциации, игровые и групповые технологии, педагогика сотрудничества — все это позволяет решить проблему эргономичности урока, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья учащихся и способствуют развитию личности. Для того чтобы здоровьесберегающие технологии прочно вошли в практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах и заседаниях школьных методических объединений рассматриваются методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Творческой группой учителей разработаны программы наблюдений: сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроке; эффективность работы учителя по обеспечению ЗУН в условиях здоровьесберегающей образовательной среды; формирование навыков релаксации при проведении тренингов здоровья и др.
Обязательными для каждого урока стали физкультминутки, служащие наиболее эффективным средством активного отдыха во время проведения учебных занятий. Нами разработан комплекс физкультминуток для каждого урока в течение учебной недели с 1 по 11 класс. Данный комплекс позволяет снизить умственное, мышечное и зрительное утомление. В него включены простые упражнения для больших групп мышц, активизирующие дыхание и кровообращение, на письменных уроках обязательны упражнения для кистей рук. Поскольку основная тяжесть учебных нагрузок приходится на орган зрения, в физкультминутки включены упражнения для укрепления глазных мышц и занятия на офтальмотренажере. При составлении комплекса физкультминуток учитывались следующие моменты: ритм активности учащихся; возрастные особенности; расписание уроков; система динамических поз и упражнений, соответствующих этим позам; разнообразие упражнений (не повторяются в течение учебной недели).
Условия выполнения упражнений: все упражнения выполняются в позе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительнопоисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетание движений головой, глазами, туловищем; продолжительность упражнений 1,5—2 минуты; упражнения выполняются в середине каждого урока.
В возникновении утомления учащихся первичным является поддержание телесно-мышечной системы в однообразной статически напряженной позе, во время урока — это положение сидя, со склоненным вперед корпусом. Для предупреждения данных ситуаций одних физкультминуток недостаточно. В учебный процесс была внедрена методика периодически меняющихся динамических поз. Каждый учебный кабинет оборудован конторками, где учащиеся могут находиться в позе свободного стояния.
Нарушение осанки — одно из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Неправильная осанка формируется в результате комплекса причин. Одной из таких причин, выходящих на первый план, является необходимость поддержания длительной статической позы, сидя за рабочим столом. Отсюда понятно, какое значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели. В нашей школе все учебные кабинеты оборудованы ростомерной мебелью. Чтобы учащиеся могли легко определить, какая парта подходит для их роста, классы оборудованы ростовыми линейками, закрепленными у входа в классную комнату. На данной линейке деления обозначены цветами, соответствующими маркировке учебных столов. В школе также были реконструированы ученические столы. Теперь крышка стола может принимать как наклонное положение от 30 до 200 для письма, чтения и рисования, так и горизонтальное положение для других работ и занятий. Подобный стол оборудован массажёром для ног, которым учащиеся могут воспользоваться в любой момент урока.
В школе имеется кабинет здоровья. В нём дети имеют возможность отдохнуть на перемене или после уроков, выполняя вольные упражнения (под контролем и руководством медицинской сестры). При этом используются: гимнастические палочки, обручи, гимнастический мяч, могут ребята позаниматься на велотренажере, выполнить упражнении у балетного станка, походить босиком по массажным коврикам. Для младших школьников имеется гимнастический комплекс, состоящий из веревочной и обычной лестниц, трапеции, гимнастических колец и каната. Оснащен кабинет здоровья и специальными аппаратами:
— тубусный кварц БОП-4 (для лечения заболеваний верхних дыхательных путей);
— инфразвуковой офтальмомассажер АВМО (для профилактики нарушения зрения);
— ультразвуковой ингалятор “Туман—1.1” (для профилактики и лечения простудных заболеваний и вирусных инфекций), для ингаляций используются эфирные масла (эвкалиптовое, пихтовое, кедровое и др., а при индивидуальной непереносимости — травяные сборы);
— аппарат БОС для снятия эмоционального напряжения “ АСИР”.
Учащиеся, освобожденные от уроков физкультуры по состоянию здоровья, проводят время в кабинете здоровья, выполняя назначения врача, занимаясь с психологом.
Чтобы сформировать устойчивую мотивацию на сохранение здоровья в расписание школьных занятий были включены уроки нравственности и здоровья. Они включают в себя этические занятия и динамическую разминку. Программа этих уроков разработана творческой группой классных руководителей 1-11 классов. Урок нравственности и здоровья разбивается на две составные части: первая двадцатиминутка — это этические беседы, психологические тесты и тренинги, аналитические игры, проводимые классным руководителем (при необходимости помощь оказывает школьный психолог). Вторая часть — динамическая разминка, включающая в себя спортивные игры, веселые спортивные соревнования, игры народов мира и др. Проводится эта часть под руководством учителя физкультуры при активном участии классных руководителей. По методике организации и технологии проведения уроки нравственности и здоровья отличаются от уроков по другим школьным предметам. Это продиктовано необходимостью создания особого психологического климата в группе во время данных занятий, способствующего оптимистическому настрою, высокой работоспособности, доброжелательности и инициативности каждого ученика. Главное правило на таких уроках: не существует мнения правильного и неправильного — есть мнение индивидуальное.
Нельзя говорить о здоровьесберегающей среде, если участники учебно-воспитательного процесса находятся в психологически некомфортной обстановке. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение УВП стало важной составляющей нашей работы, Работа по сохранению психического здоровья школьников ведется в нескольких направлениях: психологическая диагностика, психологическое консультирование, развивающая и коррекционная работа
В рамках психологической диагностики осуществляется мониторинг образовательного процесса. Измеряется уровень интеллектуального развития учащихся выпускных классов (4 кл., 9 кл., 11 кл.), их адаптированность к школе. Цель данных исследований — выявить особенности каждого учащегося для дальнейшего использования данных учителями-предметниками; оказание поддержки обучающимся, имеющим разные способности и мотивацию к обучению. Это позволяет снизить уровень общей тревожности школьников, что является одним из первостепенных
факторов сохранения психического здоровья. Определяется степень отклонения в развитии учащихся, а также различного вида нарушений личностного развития и разрабатываются программы психолого-педагогической коррекции. Изучается готовность будущих первоклассников к школе. Данные обследований позволяют учителю и психологу наиболее эффективно организовать учебно-воспитательный процесс для успешного обучения школьников и их адаптации к школе.
Психологические консультации проводятся как с учениками, так и с членами педагогического коллектива. Индивидуальное консультирование учеников позволяет предупреждать возникновение трудностей у учащихся, оказывать помощь в решении актуальных задач развития обучения, социализации.
Самочувствие детей в школе во многом зависит от учителя. Просветительская и консультативная работа с учителями позволяют повысить уровень их профессиональной компетентности по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся, помогает найти подход к ученикам с учетом их личностных качеств и психологических особенностей. Развивающая и коррекционная работа с учащимися проводится на всех этапах обучения, Программа адаптации первоклассников к школе была разработана с учетом условий малокомплектной сельской школы, большинство учеников которой не посещали дошкольных учебных заведений. Программа включает в себя упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения и др.
В начальной школе ведется курс “Развитие творческого мышления”, что повышает общий уровень умственного развития учеников, помогает им эффективно решать возникающие проблемы обучения.
На пороге перехода из младшего в среднее звено проводятся тренинговые занятия по обеспечению адаптации учеников к новым условиям обучения, формированию жизненных навыков, профилактике неврозов. Оказывается помощь в построении эффективных отношений с родителями и сверстниками. Осуществляются программы по профилактике девиантного поведения и наркозависимости.
Для создания благоприятных условий развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека, практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции, используется программа игрового биоуправления и саморегуляции “ИБИС”. Данная программа включает в себя теоретические, практические занятия и психофизиологический тренинг, который является основной частью программы. Именно эта часть программы “ИБИС” делает достигаемый ребёнком позитивный результат устойчивым на долгие годы. В процессе тренинга вырабатываются глубоко закрепленные (на уровне памяти тела) навыки саморегуляции и самоконтроля. Методика построена на основе игры, поэтому пользуется неизменным интересом среди детей, а достигаемые результаты ощутимы и очевидны, что значительно повышает самооценку ребенка. Компьютерная основа тренинга дает возможность ребятам легко и эмоционально освоить взаимодействие с компьютером, снять страх перед ним. Весь процесс находится под постоянным контролем.
Разработана карта индивидуального физического развития ученика, состоящая из трех частей: общие сведения об учащемся, медицинские данные, физические показатели и психологический паспорт. В течение года измерение медицинских и физических показателей проводится трижды: в начале, середине и конце учебного года. Данная карта позволяет наглядно увидеть динамику физического развития учащихся.
Результаты медицинского обследования школьников в 2004/05 учебном году таковы: число детей, страдающих нарушениями зрения, — 2,4%, нарушениями осанки — 7,2%, заболеваниями щитовидной железы — 4,8%, детей с дефицитом массы нет, абсолютно здоровые дети составляют 38% . За последние десять лет школа ни разу не закрывалась на карантин при эпидемии гриппа. Значительно уменьшилось количество простудных заболеваний.
Учащиеся школы и их родители положительно относятся к работе школы по управлению здоровья школьников, поскольку это позволяет повысить мотивацию обучения.
Земченков Н.M., директор муниципального общеобразовательного учреждения “Больше-Желтоуховская средняя общеобразовательная школа”, д. Малая Песочная, Кировский район, Калужская область.
Материалы нашей конференции: