Сотрудничество медицины и педагогики — залог успеха
Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лиски Воронежской области в течение восьми лет в соответствии с Законом “Об образовании” и на основании Концепции модернизации российского образования выполняет задачу сохранения и укрепления психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Основная цель работы — создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Школа была открыта в 1967 году в экологически чистом районе города, вблизи соснового бора и озера Богатое, вдали от железной дороги и автомобильной трассы. Это типовое трехэтажное здание. У нас есть спортивный зал, стрелковый тир, полоса препятствий, футбольное поле, баскетбольная площадка, спортивный городок. В школе открыты столовая, буфет. Оборудованы медицинский, стоматологический и физиотерапевтический кабинеты. В 2004/05 учебном году школа получила оборудование для тренажерного зала за участие во Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья”. В микрорайоне школы расположены стадион “Локомотив”, Центр детей и юношества, детская спортивная школа, бассейн. Таким образом, имеются все необходимые условия для укрепления здоровья учащихся.
Но тем не менее при анализе состояния здоровья школьников было выявлено, что и для нашей школы характерна общая тенденция увеличения (от 1-го к 11-му классу) числа детей с соматоформной дисфункцией, заболеваниями ЖКТ, зрения, лорзаболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата: на начало 2001 года здоровые дети составили только 43% учащихся. В 1996 году для решения проблемы сохранения здоровья детей были предприняты шаги по разработке системы конкретных мер на основе программ “Охрана здоровья детей и подростков”, “Образование и здоровье”, программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами в общеобразовательной среде. Были заключены договоры о межведомственном сотрудничестве с Центральной районной больницей, учреждениями культуры, дополнительного образования, приходом Русской православной церкви; было налажено сотрудничество с Воронежской государственной медицинской академией им. Н.Н. Бурденко: интеллектуальным спонсором программ стала завкафедрой мануальной терапии доктор медицинских наук, профессор А.М. Аксенова.
5 сентября 2001 года в нашей школе открыли Центр содействия здоровью школьников, в состав которого вошли школьный врач-педиатр, стоматолог, медсестра, педагог-психолог, логопед и педагоги, ознакомившиеся с опытом работы лучших российских школ содействия здоровью. В Центре действует совет по здоровью, который координирует работу всех специалистов в соответствии с этапами развития федерального, регионального и школьного компонентов программ. В совет также входят педагоги, врачи, учащиеся старших классов, родители, представители учреждений дополнительного образования. Иначе говоря, школа перестроила свою работу таким образом, чтобы эффективно заботиться о здоровье учащихся и учителей.
В соответствии с санитарно-гигиеническими правилами была установлена максимальная обязательная нагрузка обучающихся (в 1—9-х классах — пятидневная учебная неделя, в старших профильных классах — шестидневная учебная неделя). В первых классах применяется “ступенчатый” метод постепенного наращивания учебной нагрузки. Расписание строится в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и ежегодно согласуется с Центром санитарно-эпидемиологического надзора. Продолжительность урока в начальных классах составляет 35 минут, в 5—11-х классах — 40 минут; перемены между уроками занимают 10—15 минут. После 3-го урока предусмотрена 40-минутная динамическая пауза для учащихся I ступени и 30-минутная подвижная перемена для учащихся II—III ступени.
До учебных занятий ежедневно проводится по классам утренняя гимнастика, состоящая из 5—6 общеразвивающих упражнений. Для снятия локального утомления и общего воздействия на уроках проводятся физкультминутки. Для младших школьников организуются подвижные игры различной интенсивности. Обязательным условием завершения перерыва является игра малой подвижности для снижения физической и эмоциональной напряженности перед началом уроков. При благоприятных погодных условиях игры проводятся на свежем воздухе. Для учащихся средних и старших классов постоянно открыт спортивный зал, где под руководством учителей физкультуры школьники выполняют различные физические упражнения или играют в спортивные игры. Подвижные перемены сопровождаются специально подобранной музыкой. Высокой двигательной активности детей в группах продленного дня мы добиваемся с помощью подвижных спортивных игр на свежем воздухе в течение спортивного часа, коротких прогулок в сосновый лес. Таким образом, объем физкультурно-оздоровительной деятельности детей составляет шесть и более часов в неделю. 100% учащихся охвачены спортивно-оздоровительной работой.
Медицинские работники школы следят за проветриванием, освещенностью и тепловым комфортом помещений. В классах имеются офтальмотренажеры для профилактики миопии, изготовленные силами учителей и учащихся по методике В.Ф. Базарного.
Одним из важных факторов сохранения здоровья детей является сбалансированное питание. Организация и рацион питания в школе согласуются с Госсанэпиднадзором. 85% учащихся охвачены организованным питанием в школьной столовой. 170 детей (27%) из малообеспеченных семей получают питание бесплатно, остальные учащиеся питаются за родительскую плату. При этом всем учащимся школы ежедневно бесплатно подают к столу салаты из овощей, выращенных ученической производственной бригадой во время пятой трудовой четверти. Для детей с болезнями ЖКТ на основании рекомендаций врача организовано диетическое питание.
С целью профилактики кариеса учащиеся начальных классов ежедневно употребляют фторированное молоко, которое производит Лискинский гормолзавод, а для нормальной работы щитовидной железы — молоко, обогащенное йодированным белком. В пищу добавляется йодированная соль. Ежедневно в меню присутствуют овощи, мясо, молоко, творог, сыр, яйца, рыба. Два раза в неделю используется фиточай.
Особая роль в решении задачи сохранения здоровья школьников через взаимодействие медико-психолого-педагогических служб отводится педагогическому блоку, потому что учитель может и должен способствовать укреплению здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Чтобы педагогическое воздействие на ребенка было профессионально грамотным, педагоги школы систематически повышают свою квалификацию по проблеме сохранения здоровья учащихся. На базе школы проводились региональные и межрегиональные семинары с участием представителей Воронежской государственной медицинской академии и областного управления образования Воронежской области.
Вся методическая работа на протяжении 8 лет была направлена на обучение учителей эффективным психолого-педагогическим технологиям, позволяющим в процессе обучения не наносить ущерба здоровью детей. Так, в 9—11-х классах используются модульная организация учебного процесса, проектно-исследовательская технология, технологии коммуникативного обучения. Помня о том, что авторитарный стиль общения с учащимися, постоянное напряжение на уроках, чрезмерная требовательность без учета индивидуальных особенностей учащихся отражаются
на общем и психическом состоянии учеников, учителя школы строят взаимоотношения с детьми на основе педагогики сотрудничества. Деловое общение учителя и ученика, учащихся друг с другом способствует практике проведения интегрированных и нетрадиционных уроков (семинары, путешествия, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции), в подготовке и проведении которых участвуют все ученики и некоторые родители.
Результатом сложившейся системы работы является участие педработников в конкурсе программ по организации на уроках и во внеурочной деятельности профилактики ПАВ. Учителя биологии И.Н. Худобина и В.Г. Щеблякова являются дипломантами областного этапа этого конкурса. Учителя иностранного языка В.Г. Разуваева и русского языка Г.П. Червякова принимали участие в областной научно-практической конференции, где поделились опытом использования методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся, создающих условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха на уроках. С 2000 года учителя школы являются победителями ежегодного городского конкурса “Учитель года”.
Не возлагая всей полноты ответственности за здоровье учащихся на медицинскую службу, мы все же в работе по укреплению здоровья детей отводим ей особое место. Цель, которую ставили перед собой в течение 8 лет, — приблизить медицину к образованию — в значительной степени достигнута. Врачи Центральной районной больницы в школе занимаются профилактикой травматизма, инфекционных заболеваний, проведением прививок. Проводят доврачебный (на основе скринингтестирования) и педиатрический осмотр учащихся. С 2000 года в школе работает физиотерапевтический кабинет (ФТК), где проводится лечение детей с ОРВИ, лорзаболеваниями, а также оздоравливание часто болеющих детей; санация хронических очагов инфекции в носоглотке.
За 2004 год в ФТК пролечено 110 человек. Школьный врач-педиатр организует профилактику сезонных обострений хронических заболеваний. За последние 3 года отмечается увеличение числа детей, входящих в I группу здоровья, на 3% и уменьшение числа детей, входящих во II группу здоровья, на 3,5%; , в III группу — на 0,5% .
Учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимаются в школьных группах корригирующей гимнастики (49 учащихся — 25%), остальные посещают кабинет ЛФК в детской поликлинике. Учащиеся с пониженным зрением после уроков проходят лечение в медкабинете с использованием очков-тренажеров. Учащиеся из III и IV групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении. Два раза в год школьным врачом проводится осмотр детей с хроническим гастритом, дискинезией желчевыводящих путей, хроническим пиелонефритом. Им даются рекомендации по дальнейшему обследованию и лечению. При необходимости они направляются на лечение в стационар.
В стоматологическом кабинете школы проводятся профосмотры детей и санация полости рта. За 2004 год осмотрено 420 человек. Стоматологи с учащимися начальных классов проводят занятия для закрепления навыков правильного ухода за зубами.
В течение учебного года школьный врач-педиатр Н.В. Хрипченко обучает девушек-десятиклассниц измерению артериального давления, пульса, проведению инъекций, правильному наложению повязок, оказанию неотложной помощи при кровотечениях, травмах, отравлениях, обмороке, обморожениях и ожогах.
В школе практикуется проведение промежуточных срезов состояния здоровья школьников через микроисследования двух типов:
1. Дни ДРК (диагностики, регулирования и коррекции здоровья школьников в режиме школьного дня с участием специалистов школы, ЦРБ и Центра Госсанэпиднадзора).
2. Изучение взаимосвязи СВД (соматоформной вегетативной дисфункции) и среднего балла успеваемости у учащихся 10—11-х классов.
Результатом дней ДРК является коррекция и активизация всех служб Центра содействия здоровью школьников. Эти микроисследования позволили обеспечить взаимодействие и скорректировать работу медицинской, психологической служб и педагогического коллектива по организации процесса обучения без дополнительных материальных затрат.
В рамках исследования взаимосвязи успеваемости и СВД был проведен анализ результатов мониторинга заболеваемости учащихся за 2003/04 год, который показал, что на фоне улучшения показателей по сколиозу ухудшился на 2% показатель по вегетососудистой дистонии.
Этот результат можно рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения врачей, СВД встречается в пубертатном периоде более чем в 70% случаев, степень его выраженности и дальнейшее развитие зависит от условий и образа жизни ребенка. С точки зрения педагогов, повышенные показатели СВД следует рассматривать как следствие чрезмерной учебной нагрузки и как фактор, ограничивающий повышение результатов в учебе. Поэтому коллектив школы пришел к выводу: необходимо тесное сотрудничество медиков, психологов и педагогов. Следствием такого осознания и стало использование здоровьесберегающих технологий и методик.
Сложившаяся в школе модель работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся стала базовой для школ города. Успешная реализация профилактических программ и расширение их направленности стали возможными в условиях межведомственного подхода и активной поддержки главы Лискинского района и города Лиски Шевцова В.В.
Корышева А.А., директор МОУ СОШ №4, г. Лиски, Воронежская область.
Материалы нашей конференции: