Педагогика сотрудничества: все вместе — за здоровье друг друга
В последние годы на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации получения знаний у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в поведении. Поэтому проблемы сохранения здоровья становятся сегодня особенно актуальными.
Актуальность проблемы здорового образа жизни подтверждают четырехлетние исследования, проведенные в нашей школе в 1998—2001 годах. Они показывают, что на протяжении этого периода количество первоклассников, имеющих физические недостатки и хронические заболевания, увеличивалось: в 1998—1999 гг. — 22%, в 2000 году — 23%, а в 2001 году эта цифра выросла до 25%. Отмечена и тенденция к росту числа аллергических заболеваний, миопии, болезней опорно-двигательного аппарата, нервно-психических расстройств, а также снижению общей физической подготовленности. За время обучения в начальной школе количество детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35% (чаще за счет миопии). Среди других патологий высок процент вегето-сосудистой дистонии, заболеваний желудочно-кишечного тракта и морфофункциональных отклонений, среди которых преобладают нарушения осанки.
Создание здоровьесберегающего пространства в школе началось с диагностической работы и повышения компетентности педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучения здоровому образу жизни. Диагностическая работа проводилась как с учащимися, так и с учителями.
Данные медицинских осмотров, проведенных в нашей школе в 20012004 годах, показали, что лишь 46% детей можно считать практически здоровыми, 11% имеют нарушения зрения, 11% детей часто страдают простудными заболеваниями, 8% — заболеваниями ЖКТ, но самый высокий процент детей страдает нарушениями осанки — 22%.
В соответствии с данными медосмотра учащиеся распределяются по медицинским и физкультурным группам здоровья. За детьми с ослабленным здоровьем ведется персональное наблюдение. Основу (64%) специальной медицинской группы обучения физкультуре составляют дети в возрасте 10-14 лет, поэтому важно правильно организовать обучение, способствующее не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Не случайно вопрос здоровья населения, в особенности школьников, рассматривался в Госсовете. “Вопросам здорового образа жизни должно уделяться самое серьезное внимание всех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения”, — отметил Президент РФ В.В. Путин.
Для решения этих проблем на региональном уровне Глава администрации Белгородской области Савченко Е.С. принял постановление № 134 от 1 марта 2001 г. “О мерах по развитию физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях области”, на основании которого приказом № 1170 от 13 июля 2001 г. по Управлению образования и науки администрации Белгородской области наша школа была переведена в режим работы, содействующий здоровью.
Была разработана Концепция и программа развития школы. У нас ведется научно-исследовательская работа по проблеме сохранения здоровья участников образовательного процесса, которой руководит кандидат педагогических наук Верзунова Л.В. Педагогический коллектив работает над решением единой методической проблемы — “Формирование здорового образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей учащихся”.
Сразу стал вопрос выбора стратегии. Традиционный подход был изначально неприемлем, так как приоритет отдавался бы медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи. Проблема здоровья подрастающего поколения в сфере образования беспокоит не только медицинских работников, но и педагогов, и управленцев. Выбор школой точечной стратегии не привел бы к ощутимым результатам, поэтому мы пошли по пути формирования здоровьесберегающего пространства.
Научно-исследовательская работа была распределена до 2007 года на три этапа. Конструктивный этап (2002 г.) предусматривал анализ педагогической теории и практики по проблеме исследования; диагностику состояния здоровья учащихся, их физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма, анализ ресурсов школы; разработку комплексно-целевой программы и концепции развития школы.
Формирующий этап (2003—2006 гг.) предусматривал внедрение программы формирующего эксперимента, создание педагогических условий для реализации комплексно-целевой программы и концепции развития школы, экспериментальное обоснование педагогической системы, содействующей здоровью учащихся, коррекцию программы эксперимента.
Заключительный (2007 г.) этап работы был рассчитан на анализ и обработку данных научно-экспериментальной работы; теоретическое обобщение итогов исследования; подготовку практических рекомендаций по внедрению педагогической системы школы, содействующей здоровью детей.
В рамках вариативной части базисного учебного плана и в связи с рекомендациями Министерства образования о необходимости валеологического образования школьников БелГУ (кафедра физического воспитания), специалисты управления образования и науки Белгородской области и врачи областной детской больницы разработали учебную программу. На ее основе с 1998 по 2002 год в Борисовской средней общеобразовательной школе № 2 проводился эксперимент по физкультурно-оздорови
тельному воспитанию учащихся. Медико-психолого-педагогическая диагностика состояния здоровья и формирование здорового образа жизни школьников были основными задачами работы.
Обследования показали, что в результате внедрения в учебно-педагогический процесс оздоровительных мероприятий и реализации программы валеологического воспитания заметно улучшились показатели двигательных способностей, физического развития, снизилась заболеваемость школьников. Так, например, общая заболеваемость в экспериментальных классах снизилась на 9—13%, вдвое уменьшилось количество часто болеющих детей. На основании данных социально-гигиенического мониторинга, программы по физкультурно-оздоровительному направлению в образовательных учреждениях была принята областная программа “Здоровый ребенок”.
В общем, можно подвести следующий итог нашей работе:
1. Школа работает по проекту “Школа, содействующая здоровью”.
2. Внедрена междисциплинарная программа “Здоровье” под редакцией В.Н. Касаткина (программа утверждена Министерством образования и Министерством здравоохранения РФ).
3. Действует служба здоровья.
4. В школе организованы классы коррекции, введены должности заместителя директора по физкультурно-оздоровительной работе, логопеда, педагога-психолога, инструктора ЛФК.
5. В летнее время со школьниками ведется оздоровительная работа.
6. Создан детский оздоровительный центр “СпАрта”.
7. Проводится мониторинг уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния детей, данные фиксируются в карте здоровья ребенка с целью коррекции программы сопровождения индивидуального здоровья.
8. Совместно с работниками районной больницы проводятся ежегодные медицинские осмотры.
Основные принципы обучения и воспитания просты и естественны: доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку; объяснение учебного материала до полного понимания; дифференцированный подход; насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока. Основными идеями воспитательной системы нашей школы здоровья являются “педагогика радости”, “ситуация успеха”; доброжелательность, стремление к взаимопониманию и поддержке, максимально сближающие учеников, учителей, родителей; творческое сотрудничество на различных уровнях; личностно-ориентированный подход.
Для решения организационных аспектов проблемы была создана система непрерывного образования, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов.
Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые в работе школы (профилактическая и коррекционно-развивающая работа; коллективно-групповые способы обучения, уровневая дифференциация, метод проектов, перспективно-опережающая и блочно-модульная технология, релаксация), позволяют внимательно относиться к состоянию каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции; регулировать учебную нагрузку в соответствии с его индивидуальными возможностями; организовывать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня, недели, года; изменять рабочую позу во время урока для снижения уровня напряженности и уменьшения искривления позвоночника.
С целью оптимизации двигательной активности педагоги включают в режим учебного дня различные формы занятий физическими упражнениями, организовывают подвижные перемены, используют малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные паузы). Дневной бюджет двигательного режима учащихся в школе слагается в соответствии с гигиенической нормой. В ходе научно-исследовательской работы применяются нетрадиционные научно-обоснованные физкультурные упражнения, формы и средства укрепления здоровья школьников: средства специально оздоровительной направленности (оздоровительная ходьба, бег, лечебное плавание); кинезиологическая гимнастика; факультативные занятия по программе физкультурно-оздоровительного воспитания (1—6 классы); “гимнастика маленьких волшебников” (1—4 классы); оздоровительно-развивающие средства (общеразвивающие упражнения, упражнения для укрепления осанки, системы дыхательных гимнастик, хатха-йога, разновидности аэробики и ритмики, корригирующая гимнастика); оздоровительная тренировка по системе ИЗОТОН и др.
На основании анкетирования было проведено комплексное исследование творческого потенциала педагогического коллектива и профессиональных качеств учителя. В основу этого исследования был положен принцип компетентности, рекомендованный проектом модернизации российского образования. Проведенный анализ уроков учителей-предметников с целью проверки состояния оздоровительной работы показал, что большинство (87%) учителей знакомы с приемами релаксации, гимнастикой для профилактики снижения остроты зрения, применяют разнообразные формы урока, позволяющие повышать двигательную активность учащихся.
Для оперативной диагностики и внесения изменений в экспериментальную работу проводятся дни ДРК (диагностики, регулирования и коррекции), один из которых был проведен с целью выявления уровня дозирования домашних заданий. По его результатам установлено, что в среднем уровень дозирования домашних заданий является допустимым, ученики затрачивают на выполнение домашнего задания не больше положенной нормы времени.
Существующий Базисный учебный план, по мнению педагогического коллектива школы, препятствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, т. к. сократилось количество учебных часов на изучение отдельных предметов, а учебный материал остался в прежнем объеме.
Между учителями, родителями и учениками сложились дружеские, партнерские отношения, основанные на совместной творческой работе, понимании и взаимопомощи. Учителя, учащиеся и родители стараются общаться на равных, учитывают цели и интересы друг друга. МОУ “Борисовская средняя общеобразовательная школа №2” — школа, идущая по пути здоровьесберегающей педагогики. Социальные педагоги формируют базу данных о семьях учащихся, об их готовности сотрудничать со школой в этом направлении. Анализ условий оздоровления в семье, который предусматривает изучение внутрисемейных факторов, культурно-образовательный уровень, образ жизни семьи, ее психоэмоциональный статус, готовность к действенному сотрудничеству со школой, показал, что в приемлемых в этом плане условиях проживают 59% детей от общего числа обследованных. Нет необходимости доказывать, насколько регулярное и заинтересованное посещение школы родителями стимулирует самих учеников прилежно учиться и бережно относиться к своему здоровью.
Действенную помощь в реализации проекта “Школа, содействующая здоровью” оказывает руководитель проекта доктор педагогических наук, профессор БелГУ В.Н. Ирхин, координатор управления образования и науки Белгородской области Н.М. Фатьянова. В 2005 году был создан координационный совет руководителей школ здоровья Белгородской области, в рамках которого проводятся регулярные ежемесячные семинары для участников эксперимента. На уровне районной администрации педагогам, задействованным в научно-исследовательской работе, осуществляются доплаты, введены дополнительные ставки. Основные теоретические и практические результаты опыта обсуждались на районных, городских, областных и межвузовских конференциях, а также на Всероссийском форуме школ, содействующих здоровью (Иваново, 2000). Материалы опыта заслушивались на совместном заседании Коллегии Управления образования и науки и Управления здравоохранения Белгородской области (2001), на курсах повышения квалификации учителей физической культуры в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва, (2003). В 2004 году материалы опыта были представлены на областной и Всероссийский конкурс “Школа-территория здоровья”, где наша школа была признана победителем.
Считаем, что опыт МОУ “Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2” заслуживает внимания потому, что к решению единой проблемы привлечены все участники педагогического процесса. Сохраняя принцип научности содержания, и повышая эффективность его реализации, педагоги, медики, администрация практикуют аксиологический подход, который заключается в том, что человек является высшей ценностью, а его здоровье — физическое, психическое и социальное — основной категорией. Материалы, наработанные в школе, могут быть востребованы любой массовой школой Белгородской области, а также транслированы в регионы России.
Петров А.П., ответственный за экспериментальную работу; Сиротенко М.П., директор МОУ “Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2”; Петрова А.А., п. Борисовка, Борисовский район, Белгородская область.
Материалы нашей конференции: