Компетентный учитель — здоровый ученик
В 2002/03 учебном году была выбрана методическая тема школы: “Личностно-ориентированная направленность развития школы посредством повышения профессиональной компетентности педагогов”.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. За истекший период времени в школе-интернате проведены тематические педсоветы, связанные с методической темой школы и поставленной проблемой “Создание условий для обеспечения развития школьников с учетом индивидуальных способностей, образовательных потребностей и национальных особенностей, воспитание нравственных и общечеловеческих ценностей, через развитие личности учащихся с опорой на национальные традиции”.
Тематика некоторых педсоветов: “Анализ возможностей школы, предоставляемых учащимся для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека”, “Меры психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся, и их реализация”, “Формирование ОУУН — важнейшее условие активной учебной деятельности и развития навыка самообразования школьников”, “Совершенствование воспитательной работы и системы дополнительного образования в школе на основе индивидуального подхода”, “Современный урок с позиции личностно-ориентированного подхода”, “Самообразование учителя — одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов”.
Координацией методической работы в школе занимается методический совет, в состав которого входят директор, заместитель директора, руководители школьных кафедр и МО. Целевыми установками методического совета школы являлись: рассмотрение предложений по наиболее важным проблемам содержания и методики обучения, повышение эффективности и качества образовательного процесса, выработка рекомендаций по совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин, распространение передового педагогического опыта.
На протяжение последних трёх лет проводится целенаправленная систематическая работа с молодыми учителями по углублению знаний в области здоровьесберегающих технологий. Рассматривались вопросы организации и проведения эффективного учебного занятия, активизации познавательной деятельности учащихся, подготовки выпускников к итоговой аттестации и др. Проведены дискуссии на темы: “Факторы, влияющие на качество преподавания”, “Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников”, “Трудная ситуация на уроке: способы решения”, игра-тренинг “Камертон” (каждый участник показывал свои варианты организации различных этапов урока), микроисследования: “Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы”, “Приоритеты творческого саморазвития”. Психологической службой проведён ряд мероприятий в данном направлении:
— МО учителей начальных классов “Преемственность ДОУ — начальной школы” (вопрос об адаптационном периоде первоклассников);
— педсовет “Результаты адаптационной деятельности в школе”;
— семинар учителей начальной школы и воспитателей “Изучение личности учащихся и воспитанников”;
— индивидуальные и групповые консультации с педагогами школы по
организации и проведению адаптационных занятий, по работе с учащимися имеющими трудности в обучении и воспитании и многие другие.
На методическом уровне изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий педагогами осуществляется через проведение следующих мероприятий:
— МО классных руководителей “Система Щурковой в работе классных руководителей”, “Технология проектирования воспитательного процесса по В.М. Монахову”, “Технологическая диагностика”;
— индивидуально-групповые консультации “Культура воспитания”;
— семинар “Развитие креативности учителя и учащихся в процессе работы в инновационном режиме”, “Изучение личности младшего школьника”, “Учебная мотивация как показатель качества знаний учащихся”;
— индивидуально-групповые консультации “Психологическая поддержка ребёнка”, “Микроклимат класса”, “Исследование творческих способностей школьников”.
В образовательном процессе мы используем следующие технологии: теорию валеологического образования (Р.И. Айзман, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко), технологию личностно-ориентированного процесса (С. Якиманская), технологию И.И. Брехмана, технологию дифференциации и индивидуализации обучения (Г.К. Селевко, А.Г. Селевко). Важным аспектом в реализации здоровьесберегающих технологий является самообразование педагогов по данному вопросу. Большинство учителей и воспитателей повышают свой профессиональный уровень именно в данном направлении.
Романов М.М., директор МОУ Cеяxинская школа-интернат среднего (полного) общего образования, п. Се-Яха, Ямальский район, ЯНАО.
Материалы нашей конференции: