Когда учеба — в радость
Школа №13 является типичной массовой школой Тюменской области. На сегодняшний день в ней обучаются 1308 детей, работают 87 учителей. С 1993 года по решению малого городского Совета народных депутатов и в соответствии с уставом МОСШ №13 образовательное учреждение реализует программу “Школа здоровья”, которая предусматривает создание условий для индивидуального, гармоничного развития детей в условиях Севера.
Анализ различных факторов, влияющих на состояние здоровья школьников, показал необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий непосредственно в образовательный процесс, поскольку обучение — самый значимый фактор по продолжительности и силе воздействия на здоровье учащихся.
Организация учебного процесса в школе строится так, чтобы структура учебного года была приближена к биоритмам человека. Эта структура учитывает естественные периоды работоспособности человека по временам года, принимает во внимание общенародные праздники, позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более ритмичным.
Учебный год составляет 6 учебных периодов, первые 3 образуют 1-й триместр (1 полугодие), 4—6 периоды — 2-й триместр (2-е полугодие). Все учебные периоды разделены каникулами, аттестация учащихся 10—1-х классов проводится после 3-го и 6-го семестров, т.е. по полугодиям. Аттестация всех остальных учащихся проводится после 2-го, 4-го, 6-го семестров. На время каникул запланированы дни здоровья, внеклассные мероприятия, методическая учеба учителей. Модульное расписание уроков школы по циклам, приближенное к биоритмам жизнедеятельности человека, позволяет учащимся и педагогам легче адаптироваться к учебно-воспитательному процессу.
В школе приняты меры для рационального распределения классов по сменам с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с повышенной трудностью работы выпускных 9-х и 11-х классов, первых классов и классов коррекционного обучения их учащиеся занимаются в первую смену.
Наполняемость классов в начальной школе — 20 человек, в средней и старшей школе — 25 человек. Также согласно реализации Концепции развития школы, в связи с наличием среди поступающих в школу нервно и соматически ослабленных детей, требующих особой педагогической поддержки, созданы коррекционные классы, или классы здоровья численностью менее 20 человек. В них обучаются дети, развитие которых осложнено неблагоприятными факторами генетического, биологического или социального свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных или дефективных. Однако в силу указанных обстоятельств находятся в пограничной ситуации между нормой и патологией, имеют при равных интеллектуальных задатках худшие, чем у сверстников, адаптационные возможности.
Коррекционные классы работают по обычным учебным программам, но меньшая наполняемость их дает возможность вести всесторонний качественный учет результатов учебной деятельности, оказывать реальную помощь в усвоении стандартов по учебным предметам.
В оздоровительных целях и для облегчения адаптации учащихся в 1-х классах применен “ступенчатый” метод наращивания учебной нагрузки. В сентябре-октябре — 3 урока по 35 минут, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, развивающими играми. Со 2-й четверти — 4 урока по 35 минут.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся 1-х классов и классов коррекционного обучения (КО) имеют облегченный учебный день в середине недели (в среду).
С решением основной проблемы школы — сохранения и коррекции здоровья детей — связана и организация индивидуального обучения на
дому. Такая форма обучения проводится на основании заключения медицинского учреждения по заявлению родителей ребенка. Для организации обучения на дому составляется индивидуальный учебный план с учетом особенностей и психофизических возможностей ребенка.
Школьное расписание уроков соответствует требованиям СанПиНов и строится с учетом оптимальных условий для обеспечения высокоэффективного труда учащихся. Так, расписание должно учитывать дневную и недельную динамику работоспособности учащихся разных возрастных групп, сложность учебных предметов для восприятия обучаемыми во взаимосвязи с эффективностью их работоспособности в течение каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом. В школе созданы оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся. Обеспечен высокий уровень эффективности труда учителя, профилактики снижения его работоспособности как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели. С учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся построено расписание 2—4-х классов. При составлении расписания уроков учтено, по возможности, чередование в течение дня и недели основных предметов с уроками музыки, изо, труда, физкультуры.
При организации образовательного процесса в ОУ учитываются материально-технические условия: всем учащимся и учителям предоставлены равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах.
Результаты использования модульной структуры для организации учебного процесса в школе показали:
— пять недельных каникул предупреждают появление усталости у учащихся и учителей;
— отсутствует неблагоприятная третья четверть;
— сохраняются более высокие адаптационные возможности учащихся в конце учебного года;
— уменьшается напряжение сердечно-сосудистой системы;
— снижается частота случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся;
— уменьшается нагрузка на учителей в учебные дни, т.к. методическая учеба вынесены на каникулы, учитель во время каждых каникулах получает 1 день на самообразование;
— число учебных недель в модульной структуре обучения не менее числа учебных недель в традиционной форме.
Помимо организованного особым образом учебного процесса в школе создано благоприятное экологическое пространство, которое формируется под воздействием всей совокупности факторов окружающей среды. В образовательном учреждении воздушная среда регламентирована СанПиНами, поддерживается комфортная температура, благодаря тому что в школе установлены пластиковые окна и четко соблюдается режим проветривания на переменах и уроках. Город Нижневартовск входит в десятку самых северных городов мира, и все гости, посещающие нашу школу, несмотря на суровый климат, отмечают, что у нас тепло и комфортно. Положительный психоэмоциональный фон создают зеленые уголки комнатных растений в учебных кабинетах и рекреациях. Оздоровление воздуха большим количеством зеленых растений — результат многолетнего труда участников образовательного процесса: администрации, учителей, учащихся, родителей. Установка пластиковых окон позволила значительно уменьшить действие звуковых раздражителей.
Уровни естественной и искусственной освещенности в учебных кабинетах соответствуют гигиеническим требованиям, и также соответствуют нормам равномерности освещения, 250—300 лк.
Программа “Школа здоровья” строится на управлении школой на основе мониторинга по каждому блоку деятельности. На протяжении десяти лет ведется наблюдение за состоянием здоровья учащихся, которое включает в себя не только традиционный медосмотр, но и наблюдение за психическим здоровьем, за поведением учащихся и т.д. Технология экспертизы функционирования программы “Школа здоровья” базируется на системе таких мониторингов.
В основе мониторинга лежат следующие показатели:
— динамика распределения учащихся по медицинским группам с 1999/2000 г. (в процентном соотношении);
— сравнительные данные среднегодового уровня заболеваемости учащихся с 1999/2000 г. по 2004/05 г.;
— сравнительные данные заболеваемости гриппом, ОРВИ учащихся с 1998-го года по 2005 год;
— сравнительный анализ заболеваемости учащихся 1—9-х классов с 1998-го года по 2005год;
— аналитические данные по основным проблемам психологического здоровья: адаптация, самооценка, эмоциональная устойчивость;
— сознательное отношение учащихся к здоровью (результаты социологических исследований).
Актуальными вопросами психологического мониторинга являются показатели, которые непосредственно оказывают влияние на формирование личности учащихся (данные критерии отслеживаются в ОУ с 2003/04 уч. года): профессиональная компетентность учителей, школьная культура, психологический климат, условия труда и отдыха в школе.
На основе изучения проведенных исследований можно констатировать, что за последние годы повысился уровень диагностики здоровья учащихся, благодаря введению АСПОН — Д и повышению качества углубленных медосмотров; отмечается снижение среднегодовой заболеваемости гриппом у учащихся; важным показателем является стабильность в соотношении распределения по группам здоровья на фоне прихода в школу (первый класс) детей с ослабленным здоровьем.
На протяжении реализации программы “Школа здоровья” в школе ни разу не объявлялся карантин, образовательный процесс осуществлялся непрерывно благодаря проведению профилактических мер.
Успешное внедрение программы “Школа здоровья” стало осуществляться благодаря накопленному педагогическому опыту, высокому педагогическому мастерству администрации школы и педагогического коллектива, наличию соответствующей материально-технической базы, существенную поддержку в расширении которой оказывают родители, комитет по ФКиС, администрация города, спонсоры, среди которых корпорация “Славнефть”, другие коммерческие структуры города. На сегодня образовательное учреждение МОСШ №13 располагает необходимым инвентарем и оборудованием для осуществления качественной работы медицинского и спортивного блоков.
В 2003/04 учебном году школа стала победителем городского, окружного конкурсов “Лучшие школы России-2004” в номинации “Школа школ”, лауреатом Всероссийского конкурса “Лучшие школы России-2004”. Имя школы занесено в Большую энциклопедию “Лучшие школы России”.
Опыт работы образовательного учреждения обобщен на Всероссийском фестивале-конференции “Авторская школа “Эврика-2004”.
По результатам деятельности 2004 года школа №13 стала в восьмой раз дипломантом Всероссийского конкурса “Школа года”, во второй раз была удостоена Всероссийского диплома “Знак качества образования-2004”.
Петрученко Т.В., директор МОСШ № 13, Финандеева Е.В., педагог-психолог, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО.
Материалы нашей конференции: