52 часа в рабочей неделе. Не много ли?
В нашей школе, обычной, общеобразовательной, двухсменной, переполненной, со всеми вытекающими отсюда проблемами, мы решили взяться за решение этой сложнейшей задачи — комплексную реабилитацию школьников. Мы, с помощью последних исследований в этой области, под научным руководством декана психолого-педагогического факультета Тюменского государственного университета, к.п.н. Голикова Николая Алексеевича, проанализировав параметры здоровья учащихся в нашей школе, сравнив их с российскими и региональными, изучив опыт передовых школ России и нашего округа, работающих по решению проблем здоровьесбережения школьников, разработали Программу развития школы в этом направлении и приняли участие в конкурсах вариативных программ по сохранению здоровья учащихся. Выиграли городской и региональный конкурс. А потом послали свои материалы на Всероссийский конкурс “Школа — территория здоровья”, и в 2004 году получили Диплом победителя этого конкурса и комплект тренажёров для школы.
Данная работа ведётся нами с 2001 года. В 2005/06 учебном году мы находимся на завершающем этапе внедрения программы. Конечно, многое по ходу пришлось пересмотреть, но даже те небольшие успехи, которые отмечены на Всероссийском конкурсе, стали возможными благодаря нашему энтузиазму, огромному желанию помочь школьникам сохранить своё здоровье. Востребованность данного направления есть, но реально школа дополнительное финансирование буквально добывала, доказывая всюду необходимость решения данной проблемы. Из-за трудностей с финансированием не проведена реконструкция здания школы, не профинансирована работа городского валеологического центра на базе нашей школы, органы системы здравоохранения оказывают помощь в виде консультаций, медицинского сопровождения, но в рамках установленных нормативов. Хотя следует признать, что в нашем округе забота о здоровье детей не на последнем месте. Окружные программы “Здоровье детей Югры”, “Дети Югры” предполагают развитие системы здоровьесберегающего пространства на территории округа.
Проблема здоровья и образования обсуждается сегодня на всех уровнях. Однако результаты не утешительны. Так, по данным углублённых медосмотров в г. Ханты-Мансийске лишь 10% детей здоровы, 40% имеют функциональные отклонения, а почти 50% страдают хроническими заболеваниями. Сегодня уже 90% детей рождается с различными патологиями. Замечу, что “здоровье” — это культурно-историческое, а не узкомедицинское понятие. Медицина призвана лишь возвращать людям здоровье. Общая же наша задача, чтобы здоровье выступало как средство достижения “высокой гармонии” и как индикатор правильности выбранного пути, в данном случае — пути модернизации образования в частности и всего общества в целом.
В последние годы в педагогике появился термин “управление качеством образования через результат”. Пришло время озвучить один из главных результатов образовательной деятельности — невиданный в истории ХХ века кризис здоровья детей. Единственный бесспорный на сегодня результат образования — болезни детей. Более того, существующая сегодня система образования ведёт против детского населения настоящую войну. Сегодня в выпускных классах всего 10% (а в нашей школе 5%) относительно здоровых детей. Тревогу бьют медики, в панике родители, растеряны военкомы, когда из 10 призывников не могут найти хотя бы 2-х годных к несению службы в армии.
Современная система образования продолжает “укреплять” ряды “искривлённых позвоночников”. Не считаясь с фактором врождённого различия способностей детей, существующая система образования “выдавливала” неспособных учащихся непосильным учением в лучшем случае в классы коррекции, компенсации, педагогической поддержки, а в худшем — на улицу, развращала на протяжении многих лет очковтирательством, приучала к безделью, толкала в омут правонарушительства и наркомании. Значительно выросло и продолжает увеличиваться число детей, находящихся в состоянии соматической и психофизической дезадаптации и нуждающихся в услугах реабилитационной педагогики.
В области педагогики успешность в обучении детей очень часто стала достигаться за счёт здоровьенарушающих, а не здоровьесберегающих технологий, пренебрежения к нормированию учебной деятельности школьников. Недаром в недавно принятом Законе “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” сказано, что образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья. Статистика последних лет даже фиксирует рост количества так называемых “дидактогенных” заболеваний, у которых прямая связь с пребыванием детей в школе.
Деятельность многих образовательных учреждений основана на модной сегодня парадигме — развитие личности школьника, в которой развитие планируется без углублённой работы над здоровьем детей. Эти образовательные учреждения имеют высокие показатели в учебной деятельности, в успешности обучения и воспитания, но такие показатели получены дорогой ценой за счёт потери здоровья детей. Новосибирские медики провели недавно исследование и выявили связь между типом учебного заведения и заболеваниями иммунной системы, нарушениями психоэмоционального состояния школьников. Оказалось, что в школах с инновациями, детей, имеющих нарушения психического и физического здоровья, в 4 раза больше, чем в обычных.
Любая программа развития, тем более, если речь идёт о здоровье детей, должна предопределять три уровня постановки задач: республиканский, региональный и муниципальный. В этой связи хочется верить, что с принятием Концепции модернизации российского образования и признанием сохранение здоровья детей доминирующим результатом в ходе реализации этой Концепции у нас появится перспектива получить региональную и муниципальную профинансированные программы “Здоровье”, которые помогут школам решить проблемы научного, финансового, кадрового и материального обеспечения своих программ.
Если школа в одиночку будет ставить себе цели, разрабатывать программы, внедрять их без должного научного, финансового и кадрового внимания со стороны региональных и муниципальных органов — проблема здоровья в образовании надолго ещё останется проблемой.
Актуальность программ “Здоровье школьников” прежде всего в том, чтобы они ориентировались на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный эффект оздоровления школьников. Однако, считаю главным во всех разрабатываемых программах “Здоровье” — соответствие между желаемым и возможным, что определит её целостность, реалистичность и, как сказали бы математики, рациональность.
Рациональность программы “Здоровье” педагогический коллектив нашей школы видит в первую очередь в том, чтобы помочь школьникам преодолеть те перегрузки, которые они испытывают, пытаясь овладеть тем содержанием образования, которое им сегодня предлагается. В “Кодексе о труде” зафиксировано: 36 часов рабочая неделя для женщин и 41 час для мужчин. Это для взрослого населения. А рабочая неделя школьника, по подсчётам учёных, составляет 52 часа! Ученик, чтобы усвоить существующие учебные программы, должен работать по 9 часов ежедневно. И в субботу, когда почти всё взрослое население страны отдыхает, он, а вместе с ним и учитель, трудится по 5—6 уроков. И в воскресенье ему предстоит подготовить домашнее задание по 5—6 предметам. А в конце года он вынужден трудиться с удвоенной нагрузкой, потому что учитель “гонит” перегруженную программу, которую он должен выполнить во что бы то ни стало. Здоровый ребёнок не выдерживает таких нагрузок, а если ученик относится к группе детей с ослабленным здоровьем? У таких учеников, как правило, развивается сначала апатия, затем нервный срыв и, как результат, — букет различных болезней. По данным Центра коррекционной педагогики Российской Академии наук 57% (по другим данным 65%) школьников не усваивают существующих учебных программ. 57%! А у нас в школах 99%, 98% общая успеваемость. Не успевает только 1-2% учащихся?! Кого мы обманываем? Вот и бывший министр образования РФ В. Филиппов, который стоял у истоков “изобретения” Концепции модернизации образования, в своё время на страницах печати признался, что наше образование плохое в его практической части и приводил пример, когда ученик, изучающий в школе сложнейшие разделы физики, не может починить обыкновенный утюг. “Западные эксперты, — писал он, — проводили опрос школьников многих стран мира по поводу практической ориентации знаний и наши ученики, ещё недавно занимавшие призовые места, оказались далеко в хвосте”.
Таким образом, объём знаний, явно преувеличенный в существующих учебных программах, ещё не означает их качество. Далее министр декларировал, что в предстоящей модернизации предусматривается, цитирую: “разгрузить детей на 20% в школе. Ввести здоровый образ жизни и практическую ориентацию знаний”. И сейчас задача учёных, органов управления образованием, методистов, педагогов — разработать механизм внедрения этих, пока декларативных положений.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей комплексная. Она касается как общества в целом, так и отдельной семьи. Она не может быть решена только системой образования или здравоохранения. Им нужна поддержка органов власти республиканского, регионального и муниципального уровней.
Руководствуясь этими принципами и понимая, что учить человека управлять своими возможностями необходимо с первых его минут в семье, в детском дошкольном учреждении и далее в школе, педагогический коллектив нашей школы всегда рассматривал свою деятельность в рамках природосообразности в обучении школьников, а в 1997 году с открытием нового здания школы мы пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения Комплексно-целевой программы сохранения и укрепления здоровья учащихся, поскольку здоровье учеников резко ухудшалось, росло число детей с девиантным поведением, наблюдалась неспособность многими учащимися усвоить даже минимум образовательных программ. По итогам обследования фиксировался низкий образовательный уровень родителей, сложный и неоднородный контингент учащихся, большое число неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, очень низкий уровень жилищно-бытовых условий многих семей.
Начиная с 2000-2001 годов мы занимались корректировкой разработанной в 1998 году школьной программы “Здоровье”, устанавливали контакты с научными центрами, анализировали причины несоответствия поставленных (как мы сейчас понимаем) завышенных целей полученным
результатам. Мы поняли, что без учета реальных возможностей школы любая инновационная деятельность не принесет желаемых результатов. Чтобы наша деятельность была продуктивной, необходимо соблюдение принципов взаимодействия всех субъектов процесса преобразований в школе. Мы старались построить работу так, чтобы:
— все хорошо понимали, каких результатов от них ожидают;
— все были заинтересованы в получении этих результатов;
— участники преобразований испытывали бы удовлетворение от полученных результатов.
Основываясь на этих позициях, мы сконцентрировали свою деятельность в направлении проектирования валеологической школы по следующим направлениям:
Содержание образования — Что мы будем внедрять и развивать?
Технология образования — Как мы будем это делать?
Организация образования — Каков процесс реализации?
Потенциал участников — Кто и с кем будет претворять преобразования, программу развития?
Материально-техническая сторона — Учет реальных возможностей обеспечения школы.
Стратегия внедрения программы “Здоровье” включает 4 этапа: подготовительно-прогностический, практическо-аналитический, практическо-коррекционный, обобщающий и внедренческий.
Основные направления в реализации школьной программы формирования и сохранения здоровья школьников — это:
— системность и целостность подхода к формированию и сохранению здоровья детей;
— совокупность компонентов: содержательный, методический, предметная среда и управление с учетом возможностей школы, ее потенциала.
Нельзя вводить новый школьный предмет, новое содержание без методического обеспечения и без формирования предметной среды, без должной организации процесса внедрения. Эта совокупность компонентов должна прослеживаться в любом нововведении, в том числе и программы “Здоровье”. И успешность внедрения этой программы состоит в умении анализировать свою деятельность. Это основной механизм внедрения программы “Здоровье”, который использует в своей работе наша школа.
Руководствуясь этими положениями, в 2002 году инициативная группа педагогов школы под научным руководством кандидата педагогических наук Н.А. Голикова разработала пакет документов: Концепция развития школы “Комплексная реабилитация учащихся в условиях образовательного учреждения”, Исследовательский проект и План его реализации.
В практической деятельности по внедрению основных положений Концепции развития школы в направлении создания валеологической школы педагогический коллектив продолжает освоение и использование в работе здоровьесберегающих педагогических технологий:
— в школе действуют общешкольные семинары “Личностно-ориентированное обучение школьников”, “Уровневая дифференциация в обучении школьников”;
— открыты классы с развивающей технологией обучения, классы адаптации, коррекции, педагогической поддержки, классы индивидуального и надомного обучения;
— разработаны и действуют школьные Положения, регламентирующие деятельность коллектива по реализации программы “Здоровье”.
Мы используем в практике школы и оздоровительные методики. Это: адаптированная к ОУ оздоровительная методика В.Ф. Базарного, по методике С.А. Карпова проводятся уроки лечебной физкультуры для часто болеющих школьников, по программе В.Н. Касаткина “Педагогика здоровья” учителя проводят уроки здоровья, ведётся предмет “Валеология” по программе Г.К. Зайцева; работает школа психологического развития по программе Н.П. Локаловой; применяются коррекционно-развивающие методики Е.А. Борисовой, используются речевые методики А.В. Ястребовой и И.Н. Садовниковой; в рамках регионального компонента Учебного плана проводятся дополнительные уроки физкультуры, уроки ритмики, уроки подвижных игр, уроки полезных привычек, уроки корригирующей гимнастики; разрабатываются интегрированные курсы “ОБЖ-валеология”, “ОБЖ-экология”, “Биология -здоровье” и др.
В учебные программы школьных предметов интегрируются темы формирования, сохранения и укрепления здоровья школьников; проводятся физминутки, динамические паузы, гимнастика “Зоркость”; с помощью специальной аппаратуры проводится профилактика близорукости у школьников; практикуется аэрофитотерапия; оборудован всеми необходимыми приборами школьный физиокабинет, где все нуждающиеся учащиеся, сотрудники школы и маленькие жители микрорайона проходят физиопроцедуры; оборудована сенсорная комната, где проходят сеансы психологической разгрузки и снятия усталости учащиеся, педагоги и работники школы; работают спортивные секции, созданы школьные спортивные команды учеников и учителей.
Педагогический коллектив нашей школы работает над созданием системы непрерывного здоровьесберегающего сопровождения УВП, позволяющего реализовать основные валеологические принципы в практической деятельности по направлениям: диагностика состояния здоровья школьников, оздоровительная работа, валеологическое обучение, консультативная и профилактическая работа.
Зуйкова Г.И., заместитель директора по УВР СШ № 2 г. Ханты-Мансийска.
Материалы нашей конференции: