Путь здоровья — путь самосовершенствования
Наша школа с 2001 года работает над темой “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в целях создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их успешного развития”. Накопленный педагогическим коллективом опыт по теме обусловил начало экспериментальной работы по здоровьебережению.
В мае 2003 года были сделаны первые шаги по налаживанию внешних связей с Институтом повышения квалификации и развития регионального образования г. Ханты-Мансийска, осуществлён консультационный визит зам. директора по воспитательной работе Ланшиной В.Н. в г. Ханты-Мансийск и г. Сургут, определены научные руководители для проведения эксперимента в условиях малого северного города: Ефремов А.В. — ректор Института повышения квалификации и развития регионального образования г. Ханты-Мансийска, Васильков В.А. — доцент кафедры гуманитарного образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации.
Был заключён договор “О сотрудничестве между отделом образования администрации г. Дудинки и Институтом повышения квалификации и развития регионального образования г. Ханты-Мансийска”. Была подготовлена нормативно-правовая база с локальными актами, предложен проект изменений в устав школ, проведён педсовет, где принято решение о необходимости создания проекта школы, содействующей здоровью.
В соответствии с проектом улучшена материально-техническая база школы (отремонтированы и оснащены медицинский кабинет и тренажёрный зал, приобретено необходимое количество лыж для проведения уроков физкультуры на свежем воздухе).
В школе был создан психолого-логопедический пункт для проведения специальных коррекционных занятий. Для кабинета биологической обратной связи (БОС) были приобретены новые компьютеры.
При комплектовании школы педагогическими кадрами учитывается приоритетное направление здоровьесберегающих педагогических технологий.
— Два педагога прошли обучение на курсах по здоровьесберегающим технологиям: Елизарьева Е.С. – на базе Таймырского окружного научно-методического центра, Куриганова Т.А. – на базе Российского института повышения квалификации работников образования.
— Весь коллектив школы обучался на курсах повышения квалификации по теме: “Валеологизация учебно-воспитательного процесса — приоритетное направление развития личности” (руководитель Васильков В.А. при поддержке Института повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа).
— Учитель биологии Грахова Т.И. прошла обучение по программе “Массовое оздоровление населения методом биологической обратной связи через систему образования” в г. Санкт-Петербурге и получила сертификат специалиста для работы в кабинете “БОС-Здоровье”.
— Преподаватель физической культуры Супрунов Ю.Н. обучался на курсах повышения квалификации по лечебной физкультуре на базе академии физической культуры им. Лесгафта г. Санкт-Петербурга и получил сертификат специалиста по лечебной физкультуре.
С октября 2003 года на базе школы стала работать экспериментальная площадка муниципального уровня “Формирование здоровья детей в условиях массовой общеобразовательной школы малого северного города”. Выбор данной темы объясняется снижением показателей состояния здоровья школьников.
Целью работы по эксперименту мы считаем:
— внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс;
— пропаганду здорового образа жизни;
— формирование ценности здоровья.
Улучшение состояния здоровья учащихся — один из основных результатов работы школы. Работа педагогического коллектива по здоровьесбережению включает следующие компоненты:
1. Создание здоровой окружающей среды.
С этой целью была организована физкультурно-оздоровительная работа в различных направлениях, что обеспечивает повышение мотивации на здоровый образ жизни. Анализ уровня воспитанности по отношению к своему здоровью говорит о положительной динамике в этом направлении. На начало учебного года на оптимальном уровне находились 10 классов, а в мае их количество увеличилось до 11, при этом классные коллективы 9 “Г” и 9 “Б”, находящиеся под контролем, улучшили свои результаты в допустимом уровне на 0,5%.
Экспериментальные классы 2 “А”, 5 “А”, 6 “А” на конец 2003/04 учебного года все вышли на оптимальный уровень, при этом положительная динамика наблюдается во 2 “А”, 6 “А” и стабильность в 5 “А”.
2. Систематическое распространение знаний о здоровье среди учеников и родителей.
Воспитанию чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, демонстрации реальных и привлекательных средств для выбора здорового стиля жизни способствовало создание на базе начальной школы клуба “Здоровая семья”, работа Совета здоровья, проведение месячника “Мы — за здоровый образ жизни” в апреле, на протяжении которого проводились различного рода мероприятия с участием учащихся школы, учителей, родителей, шефов и общественности. По итогам месячника классы-победители в номинации “Класс здорового образа жизни”, 2 класс “А” (классный руководитель Васильева О.М.), 7 класс “А” (классный руководитель Елизарьева Е.С.), 8 класс “Б” (классный руководитель Чабанова Н.В.), 10 класс “А” (классный руководитель Грахова Т.И.) получили дипломы, которые были размещены в уголках здоровья. Материалы для таких уголков предложены Советом здоровья, возглавляет который Грахова Т.И., и дополнены материалами самих учителей и их воспитанников. Анализ итогов месячника позволяет говорить о применении в работе достаточного количества нетрадиционных форм использования здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательной работе с учащимися.
Организация альтернативной деятельности с учащимися включает различные конкурсы, фестивали, ярмарку, КВН, турниры, итоги которых проводятся с привлечением общественности на общешкольных линейках.
В два раз увеличилось количество детей, имеющих спортивные разряды и КМС в различных видах спорта. На базе школы проводился городской спортивный праздник, открытые окружные соревнования по гиревому спорту, окружные соревнования “А, ну-ка, парни!”, городские дискотеки, спортивные школьные праздники и т.д. Таким образом, школа становится городским спортивно-культурно-досуговым центром молодёжи по формированию ЗОЖ. Качественное медицинское обслуживание (включая поддержку умственного и эмоционального развития и коррекции) способствует здоровье сбережению учащихся.
Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам мониторинга по следующим показателям:
— количество практически здоровых детей (22%);
— количество учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья (78%);
— количество учащихся, имеющих наиболее распространённые заболевания;
— количество учащихся, имеющих трудности в обучении (87 чел.).
Анализ данных показывает, что в школе по результатам углублённого медосмотра более 70% учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья. Эта цифра стабильно держится в течение двух лет. Исходя из “Паспорта здоровья учащихся” установлено, что наибольшее число заболеваний опорно-двигательного аппарата приходится на подростковый возраст (8-е—11-е классы). Безусловно, причина такого положения кроется, прежде всего, в особенностях физиологического развития школьников этого возрастного периода.
Динамика нарушения зрения наглядно демонстрирует низкий процент в классах (1-е, 5-е, 8-е, 11-е), учащиеся которых в начальной школе обучались по методике Базарного.
Учащиеся “группы риска” остаются проблемой в течение последних двух лет, когда наблюдается рост учащихся, состоящих на учёте в отделе по профилактике правонарушений. Однако необходимо отметить, что в течение 2003/04 учебного года количество учащихся, состоящих на учёте в милиции, сократилось на 58% и составляет в настоящее время 14 учащихся (на начало было 24 ученика).
На первом подготовительно-прогностическом этапе психолого-коррекционный блок был озадачен улучшением материально-технического и методического обеспечения кабинета психолога и логопеда.
В 2003/04 учебном году была установлена компьютерная техника, что облегчило проведение мониторинга речевого и интеллектуального здоровья. Закуплена методическая литература, компьютерные программы по коррекции.
В плане профилактики под особый контроль были взяты будущие первоклассники.
Мониторинговые данные говорят о сохраняющейся тенденции большого количества учащихся (каждый третий ученик), нуждающихся в специальной помощи по коррекции устной и письменной речи. На учёте логопедического пункта стояло в этом учебном году 87 детей. В целях улучшения сложившейся обстановки приняли решение:
— удлинить срок действия “Школы будущего первоклассника” с сентября по май месяц с привлечением неорганизованных детей;
— введение в учебно-воспитательный процесс уроков логопедической ритмики для учащихся-логопатов и имеющих трудности в обучении.
Работа психолога строилась в следующих направлениях: методическая, диагностическая, коррекционно-развивающая и профилактическая с реализацией поставленных задач.
Проведение семинара “Профилактика зависимости” для учителей способствовало улучшению качества работы по профилактике вредных привычек.
В течение учебного года был разработан и проведён цикл занятий для учащихся 9—11 классов по профилактике злоупотребления психотропных веществ и предупреждению инфекций, передающихся половым путем.
В феврале 2003 и январе 2004 годов проведена анкета “Твоё здоровье и вредные привычки” среди учащихся 8—11 классов. В вопросах, относящихся к “вредным привычкам” (“Употребляешь ли ты алкогольные напитки (наркотики, табак)?”) наблюдаются незначительные положительные изменения. В вопросах, связанных со здоровьем (“Чувствуешь ли себя уставшим в школе?”) отмечается рост положительных ответов почти на 2%. Поэтому необходимо определить причины утомляемости школьников в процессе обучения и по возможности их исключить.
Для учащихся 5-х классов составлен спецкурс учебных занятий по формированию социальных навыков и здорового образа жизни. Предложенный спецкурс состоит из 3 блоков: “Первый раз в 5-й класс”, “Развитие проектного мышления”, “Здоровый образ жизни”. Выявлены критерии эффективности данного курса:
— усвоение детьми основных понятий курса “проблема”, “проблема, похожая на…”, “здоровье”;
— процесс адаптации учащихся 5-го класса завершился ко второй учебной четверти (кроме одного ребёнка);
— освоение детьми технологий коллективного обсуждения и принятия общего решения.
В сентябре 2003 и марте 2004 годов проведено психологическое обследование пятиклассников по определению динамики развития школьной тревожности. Страх ситуации проверки знаний отмечается в обоих классах, но в 5 классе “А” к концу учебного года этот фактор снизился более чем на 20%, а в 5 классе “Б” — на 10%. Страх самовыражения в 5 “Б” классе не изменился (32% от всего числа опрошенных), а в 5 “А” — снижение с 25% до 6% от общего числа учащихся.
В марте 2004 года проведена анкета среди учащихся 5-х классов “Моё отношение к учёбе”, в которой школьники отмечали (93%) самые любимые и нелюбимые учебные предметы. Среди любимых предметов дети назвали: математику, музыку, курс здоровья, труд, уроки изобразительного искусства. Нелюбимые предметы – история, русский язык и литература, где дети испытывают перегрузки. Выявлен интересный момент: большинство учащихся отмечают среди любимых предметов физическую культуру, но с пометкой “физкультура нравится в бассейне и на улице”.
На основании проделанной работы педсоветом школы было принято решение принять участие во Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья”. Нами были подготовлены документы и отчётные материалы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся школы. Решением Управления образования ТАО средняя школа № 3 была признана победителем окружного конкурса “Школа — территория здоровья”. В декабре 2004 г. школа получила комплект тренажёрного оборудования по итогам Всероссийского конкурса, на котором стала дипломантом.
За два года совершенствовалось планирование учебно-воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения:
1. Увеличилась двигательная активность учащихся с 1 по 11 классы за счёт введения дополнительного часа физкультуры.
2. В начальных классах введено проведение подвижных перемен.
3. Введены кружки, спецкурсы:
“Валеология”
“Человек и окружающая среда”
“Помоги себе сам”
“Психология общения” — 8 “А”, “Б”, 9-е классы
“Основы безопасности жизнедеятельности” — 1-11 классы
ТРИЗ – 1 “А”, 1 “Б”
ИЗО и художественный труд — 7-е классы Декоративно-прикладное искусство – 7-е классы Психология – 10, 11-е классы.
Созданы классы высокой успеваемости – 3 “А”, 5 “А”, 6 “А”, 9 “А”, 10 “А”.
В целях обеспечения развития детей используются новые учебные технологии. Школа осваивает новую функцию педагогической помощи и поддержки ребёнка в учебно-воспитательном процессе посредством формирования саморазвития, самоопределения по методике Г. Селевко.
В течение последних трёх лет коллектив средней школы № 3 работает над проблемой развивающей функции обучения и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих самосовершенствование личности.
Введён 3-й час уроков физкультуры, работают спортивные кружки, секции. Оборудован тренажёрный зал, имеются два спортивных зала, используется близость к школе спортивного комплекса города Дудинки, выполняется программа по лыжной подготовке.
С 2000 года учитель начальных классов Казанцева С.А. использует в работе с учащимися здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного, направленные на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата и снижения зрения.
Данная педагогическая технология основана на принципах чувственной свободы, двигательно-поисковой активности. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз учащихся (для этого используется специальная мебель и конторки с наклонной поверхностью). Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка — основа энергетики человеческого организма. В течение урока дети не испытывают переутомления, нервно-психических перегрузок. Обеспечивается психомоторное и нейровегетативное раскрепощение ребёнка.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, проводится зрительная гимнастика.
Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала. В результате работы по методике Базарного В.Ф. учителю Казанцевой С.А. удалось достичь положительных результатов в укреплении здоровья детей.
На начало 2000/01 учебного года проведено углублённое медицинское обследование первоклассников. Выявлено 5 человек, склонных к близорукости. Через год у 2 учащихся улучшилось зрение: Бабич А. (с 0.3\0.3 на 0.8\0.8), Казаков Р. (с 0.7\0.5 на 0.8\0.8). Ещё через год улучшилось зрение у Казакова О. (с 0.8\0.8 на 1.0\1.0), у Попковой снят диагноз “склонность к близорукости”, у Ступина А. улучшилось зрение (с 0.7\0.7 на 1.0\1.0).
Следует отметить, что на 2-м и 3-м году обучения при обследовании учащихся впервые выявленных с понижением зрения нет. У одного учащегося снят диагноз “плоскостопие”.
В анкете “Лучше стоять, чем сидеть” 83,3% учащихся ответили утвердительно на вопрос “Нравится ли тебе учиться за партами-кафедрами?”, 16,6% выбрали ответ “Не всегда”. 100% опрошенных чувствуют себя в положении стоя свободно и комфортно.
На II этапе реализации ЭП по здоровьесбережению в школе открыли кабинет здоровья “БОС — дыхание”, в котором только за I полугодие 2004/05 учебного года прошли обучение на тренажёрах более 70 детей. Результаты: 50 учащихся обработаны, проанализированы, показывают положительную динамику в укреплении здоровья. Данные материала обобщены ученицей 11 класса “А” Велигуровой Л. при поддержке научного руководителя, учителя здоровья Граховой Т.И. и будут представлены в виде реферата на городской научно-практической конференции.
Открытие стоматологического кабинета в школе позволяет снизить уровень заболеваемости кариесом, обеспечит улучшение стоматологической помощи школьникам.
Установление люстр Чижевского в школьной библиотеке и в медицинском кабинете способствует повышению эффективности оздоровления детей.
Стопроцентное обследование учащихся с использованием автоматизированного комплекса для диспансерных обследований детей и подростков (АКДО) позволило выявить скрытые патологии. Эта работа направлена на улучшение медицинского обследования учащихся и повышение эффективности работы с родителями.
Врачом школы на каждого ученика оформлен паспорт здоровья с целью создания банка данных после ежегодного углубленного медосмотра. По итогам углубленного медицинского осмотра общее количество выявленных заболеваний в 2004 году уменьшилось на 3,1% по сравнению с 2003 годом. При этом отмечено снижение заболеваний органов дыхания — на 1,2%, органов зрения — на 5,2%, органов пищеварения — на 5,1%.
Преподавателями физической культуры разработаны для уроков и внеурочных занятий специальные упражнения, способствующие улучшению кровеносной и нервной системы.
Функционируют 11 спортивных секций: национальные виды спорта, игровые виды спорта, спортивный туризм и др.
В школе организовано дифференцированное питание, проводится круглогодичная С-витаминизация третьего блюда.
Результаты динамического роста работы в экспериментальном режиме пока незначительны, но прогноз ожидается положительный, так как:
1. Уменьшилось количество простудных заболеваний учащихся в 2003/04 учебном году на 8% по сравнению с 2002/03 учебным годом.
2. Число курильщиков, поставленных на внутришкольный контроль, сократилось на начала 2004 г. на 5%.
3. Число учащихся, не употребляющих алкогольные напитки, увеличилось на 2,5%.
4. Повысилась мотивация учащихся на здоровый образ жизни: у детей повысился интерес к общественной жизни города и округа.
5. С начала эксперимента учащиеся школы стали победителями и призёрами городских, окружных, региональных и Всероссийских соревнований.
Подготовлены массовые разряды:
3-й юношеский — 10 человек;
2- й юношеский — 12 человек;
1- й юношеский — 8 человек;
3- й взрослый — 5 человек;
2- й взрослый — 2 человека;
1-й взрослый — 1 человек.
6. Положительная динамика по зрению в классе, занимающемся по методике В.Ф. Базарного: за 3 года 5 учащихся (40%) улучшили зрение (от 0.3/0.3 до 0.8/0.8 и от 0.5/0.5 до 1.0/1.0).
Гаврилова Н.Г., директор средней общеобразовательной школы № 3, г. Дудинка, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ.
Материалы нашей конференции: