В “Эврике” поют хором
“Эврика” работает как детский сад с 1984 года, а как школа — детский сад с 1993 года. На протяжении всего времени одна из приоритетных задач нашего коллектива — сохранение и укрепление здоровья детей, так как эта проблема на сегодняшний день наиболее актуальна. Статистика показывает, что наибольший рост заболеваемости наблюдается среди детей школьного возраста. Это происходит еще и в результате существующей системы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Проанализировав частоту заболеваний в нашем образовательном учреждении с 1985 года, мы поняли, что данную проблему можно решить, если по-иному организовать учебно-воспитательный процесс.
В “Эврике” проведена огромная работа по созданию здоровьесберегающей среды. Здания и помещения оборудованы и оснащены в соответствии с гигиеническими нормативами, каждый класс, группа, лестничные марши, холлы, залы эстетично оформлены, имеют свое “лицо”. Для этого использованы элементы народных промыслов, изделия декоративно-прикладного искусства.
Переступая порог “Эврики”, дети попадают в приятную обстановку, способствующую положительному эмоциональному настрою. У нас работают физкультурные залы, оснащенные необходимым стандартным и нестандартным оборудованием, спортивные площадки, хоккейная коробка, стадион, беговая дорожка по пересеченной местности длиной в 3 км по периметру территории школы, кабинет БОС (биологической обратной связи), физиокабинеты, кабинет М. Монтессори. Хореографические залы оборудованы станками и зеркальными стеклами.
Кроме того, имеются две изостудии, оснащенные по самым современным требованиям. В каждом корпусе есть картинная галерея. С целью воспитания любви к животным, бережного отношения к окружающему миру, внимательного и доброго общения друг с другом в результате большого коллективного труда создан птичник “Рябушка”. Все это способствует физическому, психическому и нравственному здоровью детей, повышает эффективность образовательного процесса и самое главное, приводит к установлению гармонической связи между обучением и здоровьем.
Большое внимание уделено составлению структуры дня школьника, в которой учтены физиологические и психические процессы.
Утро в школе начинается уроком здоровьетворения, который состоит из танцетерапии, самомассажа и изотерапии. Ведь прежде чем обучать ребенка, его необходимо пробудить.
После двух уроков — завтрак и динамический час, на котором дети обязательно идут на прогулку, где педагоги организовывают игры, наблюдения за окружающей природой, индивидуальный отдых.
Затем вновь проводятся уроки, полноценный обед и организованная прогулка, после которой дети выполняют домашнюю работу, занимаются в студиях, кружках и секциях.
Хочется акцентировать внимание на том, что всегда учитывается физиология ребенка. Поэтому после приема пищи никогда не проводятся уроки и занятия.
В “Эврике” работает детское кафе “Улыбка”, в котором можно уютно посидеть, пообщаться с друзьями.
Немаловажную роль в физическом развитии ребенка играет продуманная организация физкультурно-оздоровительных мероприятий: регулярное проведение общешкольных дней здоровья, соревнований, походов, турслетов, велопробегов, посвященных памятным датам, и кроссов совместно с родителями и педагогами. Созданы хорошие условия для проведения спортивных секций. Зимой заливается каток и прокладывается лыжня на территории школы. Каждый ребенок нашего образовательного учреждения, начиная с подготовительной к школе группы и по 4 класс, умеет кататься на коньках и лыжах.
Но несмотря на проводимую оздоровительную работу, дети болеют. Поэтому в соответствии с выявленными заболеваниями определена система медицинских мероприятий: различные ингаляции с травами, прополисом, аромомаслами, минеральными водами в соответствии с рекомендациями и индивидуальными назначениями школьного педиатра. Систематически при физиокабинете работает фитобар, готовятся кислородные коктейли, проводятся физиотерапевтические процедуры и закаливающие мероприятия (контрастное обливание, босохождение и т.д.). Все это и обычное традиционное медицинское сопровождение способствуют сокращению длительности болезни ребенка или ее предотвращению. Эта работа имеет конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка, что само по себе является устранением следствия болезни.
Что же касается причин, порождающих недуг, то, на наш взгляд, многие истоки заболеваний кроются в школьной среде, в организации учебно-воспитательного процесса, во взаимоотношениях взрослых и детей.
Поэтому особое внимание мы уделяем рациональной организации всего педпроцесса. С этой целью был приобретен кабинет БОС (биологической обратной связи) “Здоровье”. Кабинет включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, комплект аппаратуры. Аппаратура разработана фирмой “Биосвязь” под руководством физиолога А. Сметанкина, допущена к применению в практике и сертифицирована Министерством здравоохранения РФ.
Медико-психолого-педагогические показания работы данного кабинета — это профилактика заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, предупреждение и защита от последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения, оздоровление организма, формирование навыков здорового образа жизни.
Уже сегодня мы можем с уверенностью сказать, что включение технологии БОС в учебный процесс школы-детского сада “Эврика” по истечении короткого срока дало обнадеживающие результаты: снизилась заболеваемость учащихся, улучшился психологический климат в детских коллективах, первоклассники хорошо прошли адаптацию к условиям школьной жизни.
При анализе результатов проведения уроков БОС-здоровье родителями и учителями были отмечены следующие показатели. 87% учителей отметили, что дети стали более усидчивыми, уравновешенными и более добрыми друг к другу; 81% отмечают улучшение поведения учащихся; 75% — улучшение внимания и памяти; 68% — уменьшение утомляемости.
Сами учащиеся ходят на уроки здоровья с большим желанием, живо интересуются своими результатами и отмечают, что меньше стали волноваться перед контрольными уроками.
Всем известно, что особенно в младшем возрасте большое значение имеет разнообразие видов деятельности. Поэтому в течение многих лет мы используем систему сюжетного обучения, разработанную педагогическим коллективом нашей школы. Как единая целостная система сюжетное обучение является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных форм, методов, приемов.
Сюжетный день в “Эврике” — это день, объединенный одной общей темой. Занятия и уроки идут по обычному расписанию, но начало дня каким-то загадочным моментом указывает на тему. Это является завязкой сюжета.
И начинается жизнь от одного захватывающего события (занятия) к другому. Эти события насыщены математикой и развитием речи, хореографией и музыкой, информатикой и театральной деятельностью. Все происходящее трудно назвать обучением. Идет интересная захватывающая жизнь. Дело для головы соединяется с делом для ног, дело для глаз — с делом для ушей, рук и языка. Но при этом разнообразии идет выполнение поставленной педагогом цели, без видения которой сюжетный день может остаться лишь только сюжетом с игровым действием без обучающей функции.
Главная цель сюжетных дней — воспитание ребенка, всесторонне и творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, психически и нравственно здорового.
В современной школе развитие умственных и интеллектуальных задатков стало приоритетным, но одни знания мало кому приносят пользу. Необходима переориентация всей системы образования на Человека, на формирование его физического, психического и нравственного здоровья. Достигнуть этого можно через культуру, через различные виды искусства.
Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова развивает и тренирует все мышцы голосового аппарата. Используя его метод, мы развиваем вокально-певческий голос у детей. При этом включаются природные методы защиты голосового аппарата от перегрузок. Важнейшим фактором применения этого метода является здоровье ребенка: происходит самомассаж всех внутренних органов, профилактика ОРЗ, нормализуется правильное дыхание, активизируется деятельность головного мозга.
Работу с голосовым аппаратом мы рассматриваем и в экологическом аспекте. Воздух — среда обитания многих болезнетворных микроорганизмов, которые оседают на голосовых связках, впитывающих, как губка. Те, у кого голосовые связки работают только в голосовом режиме, всегда этот рассадник носят с собой, отравляя свой организм. Каждому человеку необходима вокальная нагрузка, чтобы связки стали чистыми. Для этого мы используем метод хорового пения композитора, дирижера и педагога Г.А. Струве.
В любой профессии творчество является основой движения вперед. Поэтому в нашей школе — детском саду именно музыка, рисование, танцы, художественный труд, театр как самая доступная форма художественного самовыражения помогают формировать необходимую для человека способность стать Творцом.
Но человек творит тогда, когда он здоров. Вся система оздоровительной работы дает неоспоримо хороший результат. Но одно очень важное звено — это современный урок (занятие), выпадало из поля зрения здоровьесбережения.
И поэтому особое внимание мы обратили на технологии “Телесного сенсорного и психомоторного раскрепощения детей в учебно-воспитательном процессе” доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, позволяющие обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. На протяжении пяти лет мы используем элементы данной технологии (хотя автор рекомендует применение технологии целиком). Вот эти элементы:
1. Урок проводится в режиме смены динамических поз, для чего используются конторки, которые изготовлены по чертежам доктора В.Ф. Базарного.
2. Уроки проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска. Для этого используются сенсорные кресты и экологические панно.
3. На потолке каждого класса, кабинета и дошкольной группы расположены схемы зрительных траекторий.
4. Немаловажную роль играет применение гимнастик для глаз, рук, использование музыки для релаксации и выполнения упражнений для снятия статического напряжения.
5. Сделаны первые попытки по раздельному воспитанию и обучению мальчиков и девочек.
6. Частично проведена замена люминесцентного освещения на электроламповое.
7. Обязательным предметом в учебном плане является хоровое пение, что предусмотрено системой В.Ф. Базарного.
Но даже использование элементов дает хороший результат.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесбережения является проведение мониторинга физического и психического здоровья детей. Он позволяет нам оценить правильность выбранного пути, использования здоровьесберегающих программ, технологий и методов. Сравнительный анализ результатов заболеваемости учеников нашей “Эврики” и соседней школы показывает эффективность проводимой работы. Проследив частоту заболеваний в динамике с 1985 года, делаем следующие выводы: заболеваемость неуклонно снижается, хотя поступления детей в образовательное учреждение с I группой здоровья с 1990 года практически нет.
К сожалению, сегодня проблема здоровьесбережения решается только на уровне отдельного образовательного учреждения или учителя. Существующий Базисный учебный план не способствует сохранению и укреплению здоровья детей и должен быть изменен. В него необходимо включить урок здоровьетворения, урок хореографии, уроки хорового пения и театра.
Для того чтобы вырастить здорового творческого человека, необходима государственная программа, в которой будут предусмотрены научнометодическое обеспечение; материально-техническая база; достойная зарплата педагога.
Вахтель А.Г., директор МОУ “Эврика” для детей дошкольного и младшего школьного возраста, отличник народного просвещения; Швецова В.М., зам. директора, Почетный работник общего образования; Лебедева Л.В., старший воспитатель. г. Саяногорск, Республика Хакасия.
Параллельно-раздельное обучение дошкольников и младших школьников как единый неразрывный процесс