Дорогой энтузиастов
Школа сегодня, пожалуй, единственный “островок”, в котором еще ценятся честь, совесть, справедливость, в котором еще проявляется забота о подрастающем поколении, где, пожалуй, больше всего осознают, что “здоровье детей — это здоровье нации”.
Опыт мудрых учит:
— самый большой грех — страх;
— самый лучший день — сегодня;
— самая лучшая работа — та, которую ты любишь;
— самая большая утрата — потеря надежды;
— самая большая слабость — ненависть;
— самая нелепая черта характера — самомнение;
— самая большая потребность — в общении;
— самое большое богатство — здоровье, удивительное свойство человека, о котором Сократ сказал: “Здоровье не все, но все без здоровья — ничто!”
Пять лет назад в нашей школе прошел педсовет “Здоровые дети — здоровая нация”. Основание для его проведения было серьезным — ухудшение состояния здоровья детей в связи с различными обстоятельствами социально-экономического и экологического характера.
Нельзя сказать, что до этого школа не занималась проблемами здоровья школьников, привлечением их внимания к здоровому образу жизни: Дни здоровья, экскурсии на природу, спортивные секции, классные беседы, родительский лекторий — все это с давних пор традиции нашего учебного заведения. Вместе с тем, медицинские обследования детей, диагностика состояния их здоровья создавали довольно-таки удручающую картину. Уже в первый класс поступают дети с серьезными отклонениями в здоровье. Лидируют такие заболевания, как сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, нарушение осанки, зрения. К старшим классам число больных учеников возрастает.
Необходимо было проанализировать факторы, влияющие на здоровье детей, разработать программу действий, консолидировать совместные усилия родителей, учащихся и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды. Это и было целью большого педагогического совета школы, на котором присутствовали психолог, медицинский работник, учителя, ведущие специалисты кафедры валеологии и физической культуры Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, представитель духовенства.
Творческая группа педагогов провела анкетирование среди учащихся, родителей, учителей и сделала анализ ресурсной базы.
Нельзя было не обратить внимание на диагностику образа жизни педколлектива. Мы считали, что коллектив школы ведет здоровый образ жизни. Но выяснилось, что только несколько человек питаются в нормальном режиме; более 50% учителей обходятся ежедневно без завтрака или обеда, что существенным образом влияет на самочувствие, а 40% вообще не поддерживают никакого режима питания. Более 70% не делают утром зарядку, лишь 3% дают телу физическую нагрузку по утрам. Если учесть, что санаторно-курортное или профилактическое лечение выпадает лишь единицам, то картина предстала довольно-таки удручающей. Интересно, что лишь 33% учителей отметили, что обладают чувством юмора, остальные 67% ценят юмор, стремятся развивать его в себе, но “часто не до юмора”.
Не менее печальным выглядел анализ родительской анкеты: утренняя зарядка, закаливание ребенка, соблюдение режима — все это оказалось желаемым, но не выполняемым по разным причинам. Можно было сделать вывод, что дети в таких случаях, переняв жизненный опыт взрослых, рискуют унаследовать психологическую нестабильность и проблемы со здоровьем.
Результатом работы педагогического совета стала выработка стратегических и приоритетных направлений деятельности коллектива:
— организация школы на принципах здорового образа жизни;
— изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий;
— внедрение в учебный процесс курсов, ориентированных на обучение здоровому образу жизни;
— организация педагогического лектория для родителей.
Было принято решение о разработке совместно с кафедрой Хакасского госуниверситета программы “Школа здоровья и развития”.
Кафедра валеологии и физической культуры (сейчас эта кафедра имеет другое название) оказала большую теоретическую и практическую помощь, разработав программу курса “Культура здоровья” (для начальной школы) и программу для работы с родителями.
Кандидат медицинских наук, преподаватель Хакасского госуниверситета Г.В. Чухров и учителя физической культуры школы предложили систему мер по профилактике нарушений осанки у детей младшего школьного возраста. На каждом уроке физической культуры, независимо от темы, в начальных классах были введены блоки упражнений, развивающие мышцы шеи и туловища, верхних и нижних конечностей, мышцы брюшного пресса и мышцы свода стопы.
Наиболее часто использующиеся упражнения: подтягивание на низкой перекладине из положения в упоре лежа для девочек, подтягивание на высокой перекладине для мальчиков, сгибание и разгибание рук в упоре, упражнение “уголок” в висе или в упоре сидя, приседание на одной ноге с опорой на другую или с поддержкой у гимнастической стенки. Эти упражнения проводятся в подготовительной, основной или заключительной части урока с учетом его тематики. И, конечно же, используются игры, связанные с бегом, прыжками. С нашей точки зрения, это все разнообразит уроки физической культуры, делает их более интересными, с достаточной активностью, а следовательно, более результативными.
Благодаря заинтересованности администрации школы проблемой оздоровления детей были введены ежедневные динамические перемены на свежем воздухе для младших школьников, прохождение “тропы здоровья”, использовалась дыхательная гимнастика, в расписание были введены уроки ритмики.
Все это увеличило двигательную активность детей, что способствовало устранению утомления, увеличению мотивации к учебной деятельности.
Проведенные исследования в начальной школе на протяжении 4 лет показали, что процент нарушения осанки с 1 по 4 классы не увеличился, наоборот, есть улучшения.
Уровень физической подготовленности ежегодно возрастает, и к 4 классу 90 и более процентов учащихся имеют средний и выше среднего уровни физической подготовленности.
Специалисты-офтальмологи, по согласованию с администрацией, провели ряд консультаций, тренингов по обучению учителей комплексным упражнениям для профилактики близорукости детей.
Школа не случайно из всего спектра разнообразных педагогических технологий избрала технологию личностно-ориентированного обучения как наиболее полно отвечающую принципам здоровьесбережения. В центр образовательного процесса поставлен ребенок, его психическое и физическое развитие.
На сегодняшний день главным направлением по формированию здоровьесберегающей среды в школе является организация всего образовательного пространства на основе принципов природосообразности и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Для осуществления оздоровительной работы и физической подготовки школа имеет спортивный зал, 2 танцевальных зала, спортивную площадку, “тропу здоровья”, тир, лыжное снаряжение, медицинский кабинет, логопедический кабинет, комнату психологической разгрузки, комнату отдыха для учителей.
Школьная столовая обеспечивает всех учащихся и работников школы полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы.
Кроме этого, педколлектив школы решает проблему личностно направленной воспитывающей среды на основе дополнительного образования. В школе работают 45 кружков, творческих объединений и спортивных секций. Через клуб “Почемучка” и детскую организацию “Союз обеспокоенных сердец” осуществляется самоуправление. Пятый год школа работает над реализацией программы “Воспитай Человека”, целью которой является формирование самодостаточной личности.
В школе создан Общественный фонд развития школы “Ради сыновей и дочерей Отечества” (РСИДО), осуществляющий финансовую поддержку всех целевых программ, одна из которых — “Оздоровление детей и педагогического коллектива”.
Школа уделяет серьезное внимание мониторингу состояния развития учащихся. Этой работой занимается психолог, но, к сожалению, одного специалиста на 1600 учеников явно недостаточно, и потому проследить до конца результативность не всегда удается. Однако в школе, на наш взгляд, устранена перегрузка. Анкетирование показало, что дети в целом с желанием учатся. Школа конкурентоспособна, пользуется авторитетом в городе, поэтому контингент обучающихся не уменьшается.
В работе педагоги успешно используют знания возрастных, психических, физиологических особенностей детей, учитывают их потенциальные возможности и способности. В начальной школе успешно внедряются педагогические технологии доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Администрация школы, руководители школьного методического объединения организовали проведение цикла семинаров, практикумов по изучению технологий, проводятся специальные тренинги. Кроме этого, в масштабах города методическим кабинетом Городского управления образования осуществляется обмен опытом по применению в учебном процессе здоровьесберегающих технологий.
Что конкретно используется учителями нашего образовательного учреждения? Это методика меняющихся динамических поз (без специальной мебели), когда учитель периодически (через 10—12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Делается это в момент, когда они не заняты письмом.
Есть классы с установленными конторками, что дает возможность работать в положении стоя и сидя в течение урока. Детям нравится поза свободного стояния. Кроме того, отмечается повышение их психической активности, ученики меньше устают к концу дня, сохраняют в течение всех уроков хорошую работоспособность.
Широко используется методика сенсорно-координаторных тренажей, упражнения с сигнальными метками. Офтальмологические тренинги проводятся по схеме зрительно-двигательных траекторий на основе рекомендаций В.Ф. Базарного. Пересматриваются с точки зрения здоровьесбережения частно-методические приемы изучения отдельных предметов, в частности чтения и письма.
Построение учебного процесса с использованием предложенных технологий позволяет учителям увеличить плотность двигательной активности, что способствует удовлетворению естественных потребностей ребенка, а это, в свою очередь, как показывает диагностика, повышает внимание, работоспособность, мотивацию к учению.
Полезность и необходимость системной работы в данном направлении очевидна. К сожалению, пока еще мало методической литературы, дидактического материала, а недостаточная материальная обеспеченность школы не дает возможности оборудовать учебные кабинеты всем необходимым. Но учителя нашей школы, осознавшие глобальную необходимость здоровьесбережения детей в учебном процессе и свою ответственность, постепенно, пусть порой на собственном энтузиазме, стараются выполнять эту благородную миссию.
Вшивкова Л.Н., Сатаева Ф.А., заместители директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 1, г. Абакан, Республика Хакасия.