“Корифеи здоровья” побеждают в “НЕБОЛИТЕ”
В сентябре 1986 года в Юго-западном жилом массиве открылась новая школа № 174. Несмотря на удаленность от культурных, образовательных, научных центров города, школа достигла высоких показателей в организации учебного процесса и постоянно подтверждает репутацию надежного образовательного учреждения.
В конце восьмидесятых годов совместно с педагогическим коллективом, учеными, родителями мы пришли к идее экономической специализации школы. В 1992 году в администрации Новосибирской области было утверждено положение об экспериментальной площадке “Школа “Прикладной экономики”.
Так начался эксперимент по проблеме “Формирование личностного самоопределения учащихся в условиях школы “Прикладной экономики”.
В 1998 году школа успешно прошла аттестацию и получила новый статус — школа № 174 с лицейскими классами.
Следующим шагом стало создание информационного образовательного пространства, в основу которого положены изучение основ информатики, вычислительной техники, применение информационных технологий в образовательных процессах.
Подтверждением правильности выбранного курса развития школы стало присвоение ей в 2000 году статуса информационно-экономического лицея.
Информационно-экономическая специализация сегодня рассматривается нашим педагогическим коллективом как средство экономического, правового, интеллектуального и творческого развития личности ученика. Она формирует осмысленный выбор будущей профессии у каждого школьника, помогает выпускникам адаптироваться к новому уровню социально-экономических отношений.
Лицей заключил договоры о сотрудничестве с пятью вузами: НГТУ, НГПУ, НГАЭиУ, НГАВТ, СибГУТИ. За последние три года из 318 выпускников 258 (70%) продолжают обучение в 23 вузах города и страны, причем 46% из них выбирают профильные направления: информатика, информационные технологии и экономика.
Мы по праву гордимся, что в нашей школе есть медико-оздоровительный центр “Гармония”. Результатом постепенного расширения материальной базы, привлечения высококвалифицированных медицинских работников стало получение лицензии на оказание лечебной и профилактической помощи. Показателем качества работы медицинского центра является оценка и признание результатов его работы на многочисленных конкурсах.
В 2002/03 учебном году наш лицей стал победителем городского конкурса “Реализация концепции модернизации российского образования” в номинации “Здоровьесберегающие технологии в образовании”. В 2003/04 учебном году мы победили в областном конкурсе “Школа года” в рамках Всероссийского конкурса “Школа — территория здоровья”. В 2005 году за эту победу мы получили в подарок медицинское и спортивное оборудование на 280 тысяч рублей. На ярмарке “УЧСИБ-2005” в номинации “Безопасная школа” были награждены дипломами и стали лауреатами I степени городского конкурса “Новое образование — новой России” в номинации “Концепции и программы развития”.
В рамках Всероссийской конференции “Школа как центр укрепления здоровья” в лицее проходил круглый стол “Значение здоровьесберегающих технологий в управлении учебно-воспитательным процессом” (в рамках Международной программы “Европейская сеть школ укрепления здоровья”). Присутствовали руководители международной программы Гэй Грэй, Девид Ривет, представители администрации Новосибирской области В.А. Толоконский, А.Г. Филичев, генеральный директор фонда социальных проектов Н.В. Калашников и другие.
В 2003 году в рамках работы VII Международной научно-практической конференции “Качество управления образовательным пространством в регионе” в лицее проходил практический маршрут “Здоровьесберегающие технологии в системе качества управления образованием”, а в октябре прошел семинар для медицинских работников образовательных учреждений Новосибирской области “Опыт работы информационно-экономического лицея по построению здоровьесберегающего пространства”.
На сегодняшний день в лицее имеются медицинский, массажный, процедурный, стоматологический, физиотерапевтический кабинеты, соляная пещера, ингаляторий и фитобар.
Физкультурно-оздоровительный комплекс включает два спортивных зала, тренажерный малый и большой залы, спортивную площадку, бассейн, сауну и бальнеологический кабинет (гидромассажная, лечебная ванны, душ Шарко, циркулярный душ).
Конечно, развитие материальной базы говорит о внимании школы к сохранению системы формирования здоровья школьников, направленной на обеспечение эффективного решения задач по охране физического здоровья школьного коллектива, оказанию оперативной медицинской помощи учащимся, учителям. Однако это не решает полностью задачу сохранения и укрепления здоровья. Перед школой стоит жизненно важная задача — необходимость обучения здоровью и его сохранению в рамках учебно-воспитательного процесса. Для её решения необходимо сформировать новое мировоззрение у учителей и учащихся.
Важно понимание педагогическим коллективом того, что образование обеспечивает “личный суверенитет” человека, умение владеть собой, способность сделать свободный выбор, стать тем, кем хочется стать, — творцом собственного жизненного сценария. Эта идеология трансформировалась в парадигму личностно-ориентированного образования, целью которого является развитие человека в человеке, возможность заложить в нем механизмы самореализации, адаптации, самоорганизации и саморазвития, необходимые для становления личностного образа и безопасного взаимодействия с людьми, природой и цивилизацией.
Сильной стороной учебно-воспитательного процесса в лицее является организация внеурочной деятельности школьников. Они активные участники и победители интеллектуальных турниров школы, района и города: олимпиад, экономических игр, научно-практических конференций. Организация внеурочной деятельности школьников позволяет им самоопределяться и реализовываться в выбранном направлении в зависимости от интересов и способностей. Клубная деятельность в школе органически дополняет систему учебных курсов, направленных на реализацию задач социальной адаптации выпускников, становление их личностных качеств. Около 67% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет регулярно посещают различные студии, клубы и секции, работающие в лицее.
За последние три года можно констатировать, что здоровьесберегающая программа лицея дала положительные результаты: увеличилась посещаемость центра “Гармония”, снизилась заболеваемость учащихся по основным заболеваниям и количество часто болеющих детей, уменьшилось количество дней, пропущенных учащимися по болезни, и общее количество попущенных дней, повысилась мотивация к учёбе и интерес к здоровьесберегающим программам, улучшилась успеваемость по общеобразовательным предметам, изменился психологический климат в коллективе.
Информационно-экономический лицей постоянно участвует в инновационных программах, данная работа требует определённого обеспечения учебно-воспитательного процесса. В лицее имеется достаточное количество методической и научной литературы по проблеме сохранения и укрепления здоровья, компьютерные программы, обучающие и образовательного характера для учителей и учащихся (энциклопедия здоровья, программа по наркопрофилактике, по профилактике СПИДа, по коррекции зрения, профилактика стрессов и другие). В лицее имеется достаточное техническое обеспечение (3 компьютерных класса и кабинет презентаций).
Педагогический коллектив работает над воспитанием потребности в здоровом образе жизни. Организован Клуб старшеклассников, темами заседаний которого стали: “Будь здоров, дорогой!”, “Внимание: наркомания и СПИД!”, “Как изучить самого себя”. Проводятся открытые уроки, внеклассные занятия на тему “Здоровый образ жизни”, день здоровья, выставка творческих работ учащихся. Учащиеся старших классов принимают активное участие в научно-практических конференциях по проблемам здоровья и в олимпиаде “НЕБОЛИТ”, в районном и городском туре, где заняли I место.
Семьям, нуждающимся в социальной поддержке, оказывается материальная помощь в различных формах: бесплатное питание, полное бесплатное лечение и оздоровление, льготы при оказании дополнительных образовательных услуг и др. Со всеми родителями регулярно проводятся занятия и семинары по сохранению физического и психического здоровья ребёнка в семье.
Учащиеся лицея принимают активное участие в городской массовой программе “Мы за здоровье”, в интеллектуальных играх, в смотрах художественной самодеятельности, в олимпиадах по здоровью. Два года подряд команда лицея “Корифеи здоровья” занимает первое место на городской олимпиаде “НЕБОЛИТ”, учащиеся лицея регулярно занимают призовые места на научно-практических конференциях по вопросам сохранения здоровья. Коллектив учащихся в 2003 году выиграл грант городского управления образования по проекту “Школа-сад”.
Медицинские работники совместно с администрацией лицея работают над созданием базы данных о состоянии здоровья учащихся в динамике обучения: разрабатывают индивидуальные и групповые рекомендации для сохранения и поддержания здоровья учащихся и учителей.
Конечно, много еще нерешенных задач стоит перед нами, но мы уверены, что созданные условия помогут нашим детям адаптироваться к новой жизни.
Зулина Н.И., директор МОУ “Информационно-экономический лицей”, г. Новосибирск.
Материалы нашей конференции: