Здоровье не купишь. Но можно купить тренажер
Педагогический коллектив нашей гимназии давно озабочен проблемой ухудшения здоровья школьников. Систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей ведется нами с 1992/93 учебного года. На этом пути мы прошли три этапа:
– сбор и анализ данных по состоянию здоровья детей гимназии и пробные разработки и проекты (1992—1995);
– формирование и реализация целевой программы по сохранению и развитию здоровья детей в гимназии (1996—2005);
– разработка систематической оценки состояния здоровья и самочувствия, а также принятия мер (функциональная работа, проекты, программы) по сохранению и развитию здоровья детей (2001 — по настоящее время).
Система здравоохранения оказывает нашей работе конкретную помощь. Нам переданы ставки районной поликлиники по работе с детьми в школе (которые позволили организовать медицинскую службу, и этот опыт, на наш взгляд, очень удачен). Поликлиника регулярно (с момента начала работы медицинской службы в 1989 г.) помогает с проведением профилактических мероприятий, во фронтальном обследовании узкими специалистами с выдачей оценок и рекомендаций для учителей и родителей. Специалисты поликлиники консультируют нас по вопросам охраны здоровья детей.
Вот уже несколько лет гимназия тесно сотрудничает с кафедрой педиатрии Красноярской медицинской академии и эндокринологическим отделением краевой больницы. В рамках этого сотрудничества были проведены программы “Профилактика гипертонии учеников” и “Профилактика заболеваний щитовидной железы”. В рамках этих программ были предусмотрены обследования, профилактические занятия и консультации детей и их родителей. Вторая программа имеет для нас особое значение, так как заболевания щитовидной железы во многом являются причиной снижения интеллектуальных способностей и полового развития школьников.
В своей работе мы не используем каких-либо специально описанных технологий. Мы опираемся на данные медиков о состоянии здоровья наших детей (в особенности на данные о дидактогенных заболеваниях), разрабатываем и реализуем меры по улучшению их самочувствия.
С 1993 года регулярно проводится мониторинг за состоянием здоровья учеников под углом выяснения влияния организации учебного процесса на их здоровье. Медицинский центр собирает и анализирует данные по группам здоровья, а также по количеству дидактогенных заболеваний (опорно-двигательная система, зрение, ЖКТ, ОРВИ и грипп, хроническая усталость (общая перегрузка), патология нервной системы) в динамике, по годам. Руководитель медицинского центра вместе с анализом данных предлагает проект решения проблемы на Большом совете гимназии (аналог управляющего совета школы с включением родителей и учеников). Часть мероприятий Большой совет финансирует, а часть рекомендует дирекции гимназии.
В результате мониторинга и реализации ряда проектов и программ выявилось следующее:
— “теневые группы” учеников (в связи с улучшением методов мониторинговой оценки выявилось больше проблемных мест и больше нездоровых детей);
— существенное снижение уровня заболеваемости по ЖКТ, ОРВИ и гриппу, опорно-двигательной системе, зрению, хронической усталости.
Родители и дети с большим энтузиазмом и пониманием относятся к такой работе. На Большом совете родители готовы изыскивать дополнительные средства на поддержание и развитие здоровья детей в гимназии, взрослые принимают активное участие в наших программах.
Одним из основных в решении данной проблемы является вопрос об учебных нагрузках и о том, насколько способствует или препятствует существующий Базисный учебный план (БУП) укреплению и сохранению здоровья школьников.
Мы используем БУП-98 (1998) для подростковой ступени (5—9 классы), а также экспериментальный БУП-3 (2001) для начальной (1—4 классы) и старшей (10—11 классы) ступеней.
В целом на наш взгляд, проблема не в БУПе, он лишь задает общую организационную и финансовую рамку. Вопрос в объеме и принципе стандартов образования. Одной из причин ухудшения здоровья является нынешний объем стандартов по предметам, который задан экстенсивно, т.е. через простое увеличение материала для освоения (а фактически — запоминания). Следствием этого является перегрузка на уроке и в заданиях на дом, снижение интереса детей к урокам (особенно это заметно среди детей подросткового возраста).
Вторая существенная причина кроется в системе оплаты учительского труда: чем больше часов, тем выше зарплата. Школа вынуждена сохранять свои кадры, опираясь именно на этот механизм. Таким образом, учителя объективно заинтересованы в перегрузке детей часами.
Третья существенная причина в недостатке средств, выделяемых школам для решения вопросов с мебелью, освещением, медицинским обслуживанием, организацией горячего питания и т.п. под постоянную и программную работу.
В целом, вопрос о влиянии учебных нагрузок на здоровье школьников изучен пока слабо. Мы выслушивали мнения врачей, физиологов и психологов о таком влиянии, но не получили однозначных рекомендаций о возможных мерах по улучшению здоровья детей силами самой школы. Нам кажется, что вопрос необходимо ставить именно так. Кроме этого, мы не знаем исследований, отвечающих на вопрос о том, какой конкретный отрицательный вклад вносит или может вносить школа в здоровье детей, а какой — семья.
Врачи нашей медицинской службы настаивают на ограничительном подходе и формальном контроле расписания (количество часов в день, в неделю ограничено), однако при этом отмечают, что, если ребенку интересно заниматься, границы ежедневной нагрузки можно варьировать.
Физиологи уделяют большое внимание динамичности и сменности нагрузки (например, в начале занятий интеллектуально сложные предметы, потом интеллектуально простые). Кроме того, предлагают чередовать в расписании умственный и физический труд. В частности, одним из результатов таких разработок является введение “прогулки” в начальной школе в середине учебного дня для того, чтобы дать ученикам возможность восстановить силы.
Психологи утверждают, что самочувствие детей существенно зависит не столько от объема нагрузки, сколько от интереса детей к конкретным занятиям и к конкретному учителю.
Конечно же, очевидными являются требования СЭС по освещению, объему воздуха в помещении, колеровке и типу мебели и т.п. Однако в них не содержатся нормы и рекомендации, зависящие от конкретных условий (например, что делать, если в классе 35 учеников?) Здесь не обойтись без здравого смысла, предлагающего свои простые и эффективные решения:
1. Хозяйственные и организационные:
– регулируемые по высоте индивидуальные стулья и парты;
– проветривание класса;
– наличие чистой питьевой воды для детей в открытом доступе;
– несколько досок в классе (фронтальная и боковые);
– доступные для детей тренажеры в коридоре (для занятий на переменах);
– хорошее освещение класса и доски;
– оборудование кабинетов лечебно-профилактической физкультуры для детей, находящихся в периоде реабилитации (после болезни) или детей с ограничением физических нагрузок (по указанию врача).
Такие решения, очевидно, улучшают здоровье и самочувствие детей, но, конечно, требуют значительных финансовых средств.
2. Педагогические и комплексные решения:
– учебные программы по сохранению и развитию здоровья. Обязательно практического характера и обязательно ориентированные на возраст детей.
– клубы и кружки для родителей по сохранению и развитию здоровья детей. Важно обсуждать это не абстрактно, а применительно к тем мероприятиям, которые могут сделать родители именно для своих детей как в семье, так и в школе. Например, нам (точнее, родителям) удалось добиться наличия в большинстве классов начальной школы чистой питьевой воды, оборудовать физкультурно-игровые площадки на территории гимназии.
– оптимизация учебного материала по теме “Здоровье” в различных программах различных уроков, кружков, курсов (ОБЖ, биология и т.п.).
– совместная разработка психологов, педагогов и медиков: курс “Пол, секс, человек”, направленный на развитие компетентности учеников старшей школы в области построения семейных отношений.
– разработка и реализация программы профилактики наркозависимости, а также зависимого поведения в целом (с 2002 г. по настоящее время), признанная не только в России, но и у зарубежных коллег (Великобритания).
Такие решения требуют творческих усилий коллектива, а также заботы о финансировании и реализации.
3. Управленческие и специальные (врачебно-профилактические) решения:
– сбор данных, их анализ и принятие мер по состоянию здоровья детей по группам дидактогенных заболеваний, т.е. таких, которые потенциально являются следствием отрицательного “вклада” школы. Мы, в свою очередь, можем влиять на изменение вредных для здоровья условий обучения и воспитания детей. В частности, благодаря таким данным мы приняли и профинансировали долгосрочную программу (с 1998 г. по сегодняшний день) по решению этой проблемы.
– сбор данных по группам риска наркозависимости (авторская методика), анализ этих данных и принятие решений по условиям, классам, персоналиям. В частности, благодаря этим данным гимназия может осуществлять профилактические меры в отношении потенциально зависимых детей, а не только констатировать факты сложившейся зависимости.
– организация комплексных консилиумов (педагогов, врачей, психологов, администрации школы) по индивидуальным ситуациям детей, имеющим трудности со здоровьем.
– организация связи с родителями. Медицинский центр гимназии информирует и предупреждает родителей о возможных проблемах со здоровьем у конкретного ребенка.
– организация профилактических мер, связанных с сезонными сложностями (например, эпидемии гриппа), с состоянием отдельных процессов и объектов (например, состоянием столовой, организацией горячего питания для детей).
– в гимназии был осуществлен методический проект “Здоровье как условие и цель образовательной практики”. В результате этого проекта были разработаны методики и написаны методические рекомендации по работе с гиперактивными детьми, а также с детьми, имеющими родовые травмы. Это проект был поддержан на уровне городской и краевой администраций, с учителями школ Красноярского края проводились семинары по этой программе.
Такие решения требуют дополнительного штата сотрудников (медицинская и психологическая службы школы), изменений в структуре управления и способах принятия решений администрацией, а также заботы о разработке, организации и финансировании программ.
Башев В.В., директор гимназии “Универс” (№1) г. Красноярска, кандидат психологических наyк.
Материалы нашей конференции: