Лаборатория школьного Здоровья
В девяностые годы институт усовершенствования учителей активно развивался под руководством удивительного человека, настоящего Учителя учителей Юрия Евгеньевича Васильева. В институт приглашались личности неординарные, активные, новаторы. По инициативе Юрия Евгеньевича 10 октября 1991 года была открыта Лаборатория Физиолого-здравоохранительных основ формирования личности (в последующем — лаборатория школьного Здоровья). Первая в системе повышения квалификации научная лаборатория. Первые сотрудники: заведующая – к.м.н. Наталья Федоровна Казачкова, ст.н.с. – Виктор Александрович Гуров и лаборант -Любовь Владимировна Искрова.
Лаборатория продолжила изучение причин развития школьной патологии, которые были начаты в институте медицинских проблем Севера СО РАМН под руководством врача офтальмолога д.м.н. Владимира Филипповича Базарного.
Первые годы проводились исследования влияния школьных занятий по разным педагогическим технологиям обучения на процесс психофизиологического развития школьников, состояние их здоровья. Исследовались в динамике технологии, способы и режимы обучения: коллективный, режим динамических поз, технологии развивающего обучения, программы «Начальная школа XXI века», параллельнораздельное обучение.
С 1997 года заведующим лаборатории Школьного здоровья был назначен к.б.н., доцент Виктор Александрович Гуров.
К концу девяностых годов стало понятно, что методы профилактики школьной патологии неэффективны. Внедряемые мероприятия по сохранению здоровья школьников не помогали учителю осуществлять его профессиональную, учебно-воспитательную деятельность, не мотивировали детей на здоровый образ жизни. Более того, стало очевидно, что истоки школьных проблем со здоровьем находятся не только в школе.
Анализ результатов научных исследований позволил понять, что причины формирования школьной патологии разные (как биологические, так и социальные), но механизм один – адаптационный. Ведущим фактором (и признаком), запускающим механизм дезадаптации, является хронически повышенный уровень школьной тревожности. Продолжительное переживание тревожности вызывает развитие процессов дезадаптации, что приводит либо к нарушению здоровья и развитию соответствующей патологии, либо к личностным деформациям.
Следовательно, образовательная деятельность в школе определяет физиологическое, социальное и личностное развитие обучающегося. При таком подходе здоровье выступает ведущим показателем качества процесса обучения в школе, основой образовательного результата.
Иначе говоря, результатом/продуктом деятельности школы является здоровый ученик, который успешно решает биосоциальные задачи возраста на основе ведущей деятельности. Следовательно, для первичной профилактики школьного нездоровья необходим комплекс организационно-педагогических условий направленных на создание ситуации успешности в реализации ведущей деятельности, удовлетворении актуальных для возраста потребностей.
Поэтому современный подход к здоровьесохраняющей деятельности приведет к традиционному результату: школьники будут болеть еще больше, больше будет личностных деформаций, особенно в условиях широкого внедрения так называемых «развивающих» и компьютерных технологий совершенно игнорирующих природные закономерности развития ребенка, изменение его психофизического статуса вызванное современными условиями жизнедеятельности.
Понимая вышеизложенное научные сотрудники лаборатории с начала 2000-х годов стали разрабатывать новые дидактические спортивно-игровые средства и методы, которые позволяют не только сохранять здоровье, но и способствуют повышению качества обучения и воспитания детей.
С 2005 по 2010 годы лаборатория сопровождала региональный проект «Школа – территория здоровья». В мероприятиях участвовали 143 школы края. Было проведено семь слетов, конференция (1999), опубликованы сборник статей участников проекта и учебно-методическое пособие по проектированию школы здоровья Красноярского края. Школы – участники проекта стали участвовать и побеждать в региональных и федеральных конкурсах, наметился сдвиг в положительную сторону показателей состояния здоровья детей и педагогов.
Участник проекта – Лицей №103 «Гармония» г. Железногорска (директор – заслуженный Учитель РФ Е.Н Дубровская), стала лучшей школой России (2006) и лучшей (из 3600 школ) в федеральном конкурсе «Школа – территория здоровья» (2008 г.).
Команда сотрудников института вместе с представителями школ лауреатов федерального конкурса «Школа – территория здоровья» разработали так называемую нормативную модель школы здоровья и начали процесс формирования сети школ здоровья Красноярского края. Основные наработки проекта вошли в программу развития Красноярского образования на 2011-2015 гг.
Научными сотрудниками лаборатории школьного Здоровья было опубликовано около 200 работ (2 монографии, 18 методических рекомендаций и пособий и т.д.), получено 12 патентов Российской Федерации на дидактические развивающие игровые и спортивные средства для детей; 19 медалей различного достоинства, дипломов лауреатов образовательных выставок и профильных конкурсов. Наработки лаборатории использованы в 4 кандидатских диссертациях.
В феврале 2012 года лаборатория Школьного здоровья была закрыта, научные сотрудники уволены и организованная деятельность по здоро-вьесбережению в школах края прекратилась…
Виктор Александрович ГУРОВ, кандидат биологических наук, доцент
Доктор медицинских наук Владимир Филиппович Базарный и кандидат биологических наук Виктор Александрович Гуров -разработчики здоровьеразвивающего направления педагогики. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы долголетия», 17-18 мая 2012 г на базе НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения РАМН.