Третий международный конгресс по школьной гигиене в Париже (отчёт проф. Хлопина) – 1910
К вопросу по истории школьной гигиены…
Вопросъ о врачебно-санитарномъ надзорѣ въ школахъ и о половомъ воспитаніи на послѣднемъ 3-емъ международномъ конгрессѣ по школьной гигіенѣ.
Къ числу назрѣвшихъ вопросовъ, которые ждутъ своего скорѣйшаго разрѣшенія, принадлежитъ, несомнѣнно, вопросъ о надлежащей организаціи врачебно-санитарнаго надзора за учащимися въ школахъ. Вопросъ этотъ практически разрѣшенъ только въ немногихъ государствахъ, а въ большинствѣ еще стоитъ На пути къ разрѣшенію, вслѣдствіе чего онъ и былъ самымъ значительнымъ, основнымъ вопросомъ послѣдняго конгресса по школьной гигіенѣ, состоявшагося въ Парижѣ лѣтомъ 1910 г. съ 2 по 7 августа новаго стиля.
Парижскій конгрессъ объединилъ собой 1.500 членовъ, представителей 38 странъ—и разныхъ общественныхъ группъ—врачей, воспитателей, ученыхъ и просто отцовъ семействъ, собравшихся сюда, чтобы «протестовать противъ умственнаго перегруженія учащихся и требовать мѣръ въ пользу охраны дѣтскаго здоровья, которому ежеминутно угрожаютъ въ настоящій моментъ избытокъ школьнаго сидѣнья и чрезмѣрное количество часовъ работы».
Злободневность этого вопроса была подчеркнута уже при открытіи конгресса въ блестящихъ вступительныхъ рѣчахъ его организаторовъ: декана парижскаго медицинскаго факультета, д-ра Ландузи, открывавшаго конгрессъ по порученію Министра Народнаго Просвѣщенія, и президента конгресса, д-ра Матьё.
Д-ръ Ландузи въ своей рѣчи напомнилъ основную идею настоящаго конгресса и конгрессовъ по школьной гигіенѣ вообще: созывать для совмѣстной работы со всѣхъ концовъ земного шара людей, имѣющихъ то или иное отношеніе къ педагогикѣ и поставившихъ своей задачей—ввести въ основаніе школьнаго режима требованія физической и моральной гигіены, основанной на строго-научныхъ данныхъ. Только такимъ путемъ, сказалъ онъ, можно будетъ осуществить, наконецъ, классическій девизъ педагогики, поставленный древними—Mens sana in corpora sano. Съ точки зрѣнія этого девиза, становится вполнѣ понятной та огромная и въ высшей степени важная роль, какую желательно придать организуемому въ настоящее время многими правительствами врачебному надзору за учащимися низшихъ и среднихъ школъ.
Предсѣдатель съѣзда, д-ръ Матьё, указалъ, что во Франціи вопросъ о школьной врачебной инспекціи находится наканунѣ своего законодательнаго разрѣшенія. Въ ожиданіи этого разрѣшенія, нѣкоторые большіе города, напр., Парижъ и Ліонъ, de facto уже организовали у себя врачебный надзоръ надъ школами. Для болѣе успѣшной дѣятельности въ этомъ направленіи въ Парижѣ образовалось спеціальное «Общество школьныхъ врачей города Парижа и Сены», которое много сдѣлало для организаціи настоящаго международнаго конгресса.
Отъ правильной постановки дѣла врачебио-санитарнаго надзора за учащимися ораторъ ожидаетъ очень многаго и прежде всего— упорядоченія школьныхъ программъ, которыя въ настоящее время повсемѣстно характеризуются чрезмѣрностью умственныхъ требованій и вытекающимъ отсюда непомѣрнымъ количествомъ часовъ работы, съ одной стороны, и полнымъ или почти полнымъ пренебреженіемъ къ физическому развитію, съ другой. Это чрезмѣрное перегруженіе программъ объясняется, конечно, прежде всего поразительнымъ ростомъ человѣческихъ знаній и связанной съ ними соціальной конкурренціи. Но тѣмъ не менѣе ораторъ глубоко убѣжденъ не только въ необходимости, но и въ полной возможности измѣнить эти программы и улучшить умственное воспитаніе въ томъ смыслѣ, чтобы путемъ новыхъ методовъ обученія достигнуть пріобрѣтенія необходимыхъ знаній, не увеличивая, а сокращая количество часовъ работы и отводя должное время физическому воспитанію и упражненіямъ на чистомъ воздухѣ, которыя оказываютъ существенное вліяніе на развитіе не только тѣла, но и духа.
Свою въ высшей степени интересную и красивую рѣчь Д-ръ Матьё закончилъ, перефразируя извѣстную фразу Гёте — «Свѣта, побольше свѣта!» — словами: «Воздуха, побольше воздуха!» «Воздуха — въ школахъ! Воздуха — въ легкихъ! Воздуха — въ программахъ!»
И такъ, уже содержаніе приведенныхъ рѣчей показываетъ, на чемъ, главнымъ образомъ, должно было сосредоточиться вниманіе конгресса. Посмотримъ же, что сдѣлалъ онъ для рѣшенія поставленнаго вопроса — о врачебно-санитарномъ надзорѣ за учащимися въ школахъ — вопроса, который былъ выдвинутъ на очередь уже на предшествовавшемъ (второмъ) международномъ конгрессѣ по школьной гигіенѣ въ Лондонѣ.
Вопросъ этотъ былъ подраздѣленъ на два отдѣльныхъ вопроса, которымъ и было посвящено два пленарныхъ или общихъ засѣданія конгресса. На одномъ засѣданіи, обсуждался спеціально вопросъ о врачебно-санитарномъ изслѣдованіи учащихся въ школахъ, на другомъ — о школьныхъ врачахъ.
Необходимость врачебнаго надзора надъ учащимися, въ видахъ желательнаго направленія дѣтскаго роста и развитія, можно считать общепризнанной. Лучшимъ средствомъ сообщить дѣтскому развитію желательное направленіе является физическое воспитаніе, которое должно служить какъ-бы противовѣсомъ воспитанію духовному (т. е. нравственному и умственному) или, говоря точнѣе, тому чрезмѣрному школьному сидѣнью, которое вызывается потребностями умственнаго воспитанія. А для того, чтобы быть въ состояніи контролировать вліяніе физическаго воспитанія на развитіе дѣтей и вліяніе различныхъ методовъ физическаго воспитанія на развитіе одного и того же ребенка — необходимо, во-первыхъ, установить индивидуальное изслѣдованіе дѣтей, съ точной записью результатовъ этого изслѣдованія (fiches individuelles) и, во-вторыхъ, ввести извѣстное единообразіе въ такого рода излѣдованія, выработавъ опредѣленную обязательную для всѣхъ форму записей. Только при этомъ условіи мы пріобрѣтемъ возможность сравнивать полученные результаты и дѣлать изъ нихъ выводы.
На эту тему было представлено два доклада, носившихъ одно и то же заглавіе: «Объ объединеніи методовъ физическаго изслѣдованія учащихся» и принадлежавшихъ: первый—двумъ французскимъ врачамъ, профессору Мери и д-ру Дюфестель и второй — Д-ру Керру, завѣдующему врачебно-санитарнымъ надзоромъ надъ учащимися городскихъ школъ въ Лондонѣ.
Докладчики-французы даютъ подробныя указанія, въ какомъ родѣ и по какому плану должны, по ихъ мнѣнію, производиться изслѣдованія учащихся въ школахъ.
Прежде всего, они совѣтуютъ избѣгать слишкомъ детальныхъ изслѣдованій, такъ какъ, при большомъ количествѣ учащихся, подлежащихъ осмотру, это потребовало бы отъ школьнаго врача неимовѣрнаго напряженія и огромной затраты времени. Поэтому они рекомендуютъ ограничить медицинское изслѣдованіе школьниковъ лишь самыми необходимыми «главными пунктами», на основаніи которыхъ можно было бы быстро и просто заключать, на сколько правильно идетъ ихъ развитіе.
На первомъ планѣ, по мнѣнію докладчиковъ, должны стоять, по своему значенію, антропометрическія изслѣдованія, изъ которыхъ въ указанныхъ цѣляхъ можно ограничиться тремя пунктами:
1) измѣреніемъ роста,
такъ какъ правильное или неправильное увеличеніе въ ростѣ и вѣсѣ, а также извѣстное соотношеніе между ростомъ и окружностью груди уже позволяютъ врачу, съ достаточной вѣроятностью, судить объ общемъ состояніи здоровья даннаго ученика.
Измѣренія окружности груди нужно производить въ два пріема: въ моментъ вдоха и въ моментъ выдыха, съ указаніемъ разницы между полученными величинами. Эта разница будетъ показывать дыхательную емкость легкихъ.
При этомъ авторы еще разъ напоминаютъ о безусловной необходимости производить указанныя антропометрическія измѣренія по одному и тому же строго опредѣленному методу и при совершенно аналогичныхъ условіяхъ для того, чтобы можно было сравнивать результаты, полученные разными изслѣдователями. Такъ, наир., при измѣреніи вѣса необходимо соблюдать, чтобы оно производилось въ одно и то же время дня и предпочтительно утромъ, до появленія мускульной усталости, такъ какъ послѣдняя такъ же, какъ и принятіе пищи, будетъ значительно измѣнять результаты измѣреній. Затѣмъ, для большей точности, необходимо, чтобы дѣти взвѣшивались въ одномъ нижнемъ бѣльѣ, при чемъ у дѣвочекъ должны распускаться волосы, такъ какъ, въ противномъ случаѣ, шпильки, гребенки и ленты также могутъ мѣшать точному опредѣленію вѣса.
При измѣреніи окружности груди нужно заботиться, чтобы сантиметръ лежалъ совершенно горизонтально и на опредѣленной высотѣ; при этомъ авторы рекомендуютъ одновременно производить два измѣренія: на уровнѣ мечевиднаго отростка грудной кости (Perimetre sterno-xyphoidieri), при которомъ измѣрительная лента накладывается при поднятыхъ кверху рукахъ, на высотѣ мечевиднаго отростка, и измѣреніе подмышечное (Рerimetre axillaire)y при которомъ лента накладывается, насколько возможно высоко, подъ мышками. Если же окружность груди измѣряется только по одной линіи, то рекомендуютъ производить измѣреніе по первому изъ описанныхъ пріемовъ, т.-е. по линіи мечевиднаго отростка спереди и, прибавимъ отъ себя, на уровнѣ нижняго угла лопатки сзади.
Ограничивъ антропометрическія изслѣдованія, необходимыя для школьниковъ, тремя указанными пунктами, докладчики, въ видахъ все той же простоты и экономіи времени, совѣтуютъ при производствѣ этихъ измѣреній также сократить, по возможности, и число требуемыхъ инструментовъ, изъ которыхъ ими рекомендуется только три: особые вѣсы (bascule), измѣритель роста (toise) и самая обыкновенная лента, раздѣленная на сантиметры. Что касается первыхъ двухъ инструментовъ, нужно отдать предпочтеніе такимъ, которые записывали бы автоматически результаты измѣреній роста и вѣса на одномъ и томъ же листкѣ (ticket), при чемъ получались бы слѣдующія преимущества: во 1-хъ, быстрота и упрощеніе всей операціи, во 2-хъ, уменьшеніе ошибокъ при записываніи.
Измѣренія роста и вѣса могутъ производиться учителемъ, подъ наблюденіемъ и съ указаніями врача; измѣренія-же окружности груди должны производиться исключительно школьнымъ врачомъ.
Въ виду того, что дѣти, посѣщающія школу, за рѣдкими исключеніями не отличаются вполнѣ нормальнымъ здоровьемъ, школьному врачу приходится подвергать ихъ, кромѣ антропометрическихъ, еще цѣлому ряду изслѣдованій, съ точки зрѣнія дѣятельности отдѣльныхъ органовъ. Эти изслѣдованія можно назвать анатомо-физіологическими (или медицинскими, въ собственномъ смыслѣ слова).
Значительное распространеніе среди учащихся болѣзней дыхательныхъ органовъ и, въ частности, туберкулеза уже давно обратило на себя вниманіе гигіенистовъ и врачей и выдвинуло на первый планъ жгучій вопросъ о мѣрахъ борьбы съ туберкулезомъ въ школѣ. Съ этой точки зрѣнія, а также въ виду того, что для предохраненія отъ зараженія туберкулезомъ имѣетъ очень важное значеніе обнаруженіе его на самой ранней ступени — на первый планъ при медицинскомъ изслѣдованіи учащихся слѣдуетъ поставить физическое изслѣдованіе груди и, въ частности, распознаваніе туберкулеза бронхіальныхъ желѣзъ.
Большинству изслѣдователей хорошо извѣстно, что явный или рѣзко – выраженный туберкулезъ встрѣчается у школьниковъ очень рѣдко: въ одномъ-двухъ случаяхъ на тысячу; скрытый-же или такъ называемый туберкулезъ бронхіальныхъ железъ существуетъ у 14—19% учениковъ (среди дѣвочекъ нѣсколько болѣе). Если же сюда прибавить еще всѣ случаи страданія железъ (ихъ припухлость, аденопатію), то цифра эта еще увеличится и достигнетъ 25%. Между тѣмъ, есть большое основаніе утверждать, что именно къ аденопатіи относится наиболѣе значительное количество случаевъ школьнаго туберкулеза. Послѣдняя-же обнаруживается при изслѣдованіи довольно легко.
За изслѣдованіемъ груди идетъ изслѣдованіе зрѣнія и слуха. Способы изслѣдованія того и другого достаточно общеизвѣстны; изслѣдованіе зрѣнія производится чтеніемъ на разстояніи извѣстнаго рода таблицъ (при чемъ авторы особенно рекомендуютъ таблицы Монойера или Снеллена); изслѣдованіе слуха — опредѣленіемъ разстоянія, на і торомъ изслѣдуемый субъектъ ясно различаетъ слабый звукъ, і къ напр., шопотъ или тиканіе часовъ. Докладчики совершенно спрі здливо рекомендуютъ пользоваться для этого вполнѣ опредѣленнымъ звукомъ, а именно—лучше всего тиканьемъ карманныхъ часовъ, предварительно строго установивши разстояніе, на которомъ звукъ этотъ можетъ восприниматься нормальнымъ ухомъ. Далѣе имѣютъ большую важность изслѣдованія скелета (главнымъ образомъ, позвоночника), нервной системы и, особенно, кожи и волосъ
Нельзя не отмѣтить, что пожеланія докладчиковъ относительно изслѣдованія учащихся уже осуществлены у насъ въ Россіи въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ съ 1905 г. (Инструкція для отчетности по врачебно-санитарному состоянію учебныхъ заведеній Мин. Нар. Просв., 4-го іюня 1905 г.).
Вторымъ вопросомъ, относящимся къ врачебному надзору надъ учащимися и стоящимъ въ непосредственной связи съ только-что изложеннымъ, является вопросъ «О подготовленіи и выборѣ школьнаго врача», послужившій темой для двухъ интересныхъ докладовъ, прочитанныхъ и обсуждавшихся на 3-мъ общемъ засѣданіи Парижскаго конгресса. Изъ нихъ наибольшаго вниманія заслуживаетъ докладъ д-ра Ш. Лезьера (Ch. Lesieur), больничнаго врача и директора гигіеническаго института въ Ліонѣ.
Прежде чѣмъ отвѣтить на вопросъ въ той формѣ, въ какой онъ поставленъ въ программѣ, авторъ доклада считаетъ необходимымъ подробно остановиться на выясненіи той роли, какую, по его мнѣнію призванъ выполнять школьный врачъ.
Указавъ вкратцѣ на то, что вопросъ о врачебной инспекціи въ школахъ во Франціи имѣетъ свою, хотя и очень краткую, исторію (первыя общія указанія на него авторъ находитъ въ проектѣ, представленномъ въ 1793 г. конвенту; затѣмъ, въ 1879 г., послѣ нѣсколькихъ неудачныхъ попытокъ, школьная инспекція была организована муниципальнымъ совѣтомъ Парижа), докладчикъ останавливается на задачахъ школьной инспекціи и приводитъ ихъ въ томъ видѣ, какъ онѣ были формулированы въ проектѣ закона, представленномъ во французскую палату депутатовъ въ мартѣ 1910 года. Если въ 1879 г. школьная инспекція имѣла двойную задачу—наблюденіе за школьными зданіями (salubrite des bAtinients) и за состояніемъ здоровья учениковъ (dtat sanitaire des ёіёѵев), то въ настоящее время задачи ея значительно выросли и усложнились. Теперь на нее должны быть возложены слѣдующія обязанности:
1) Выборъ мѣста и плана при постройкѣ новыхъ школьныхъ зданій, забота о школьной мебели.
2) Наблюденіе за гигіеническимъ состояніемъ уже существующихъ школьныхъ зданій (освѣщеніе, отопленіе, вентиляція). Контроль надъ работой и отдыхомъ учениковъ и надъ физическими упражненіями.
3) Наблюденіе надъ общимъ состояніемъ здоровья учениковъ (періодическіе медицинскіе осмотры учащихся, не менѣе 2-хъ разъ въ годъ) и веденіе санитарныхъ вѣдомостей, отдѣльныхъ для каждаго ученика.
4) Спеціальныя мѣры противъ распространенія въ школахъ заразныхъ болѣзней и особенно туберкулеза (Инструкція для отчетности по врачебно-санитарному состоянію учебныхъ заведеній Мин. Нар. Просв., 4-го іюня 1905 г.).
Уже одно перечисленіе этихъ разнообразныхъ требованій, предъявляемыхъ въ настоящее время школьной инспекціи, позволяетъ вполнѣ оцѣнить ту огромную и высокую роль, какую школьный врачъ призванъ играть въ школѣ, а черезъ нее и въ жизни всей страны, такъ какъ школа воспитываетъ наши подростающія поколѣнія—надежду и будущее каждой націи.
Опредѣливъ такимъ образомъ обязанности и роль школьнаго врача, д-ръ Лезьеръ переходитъ къ рѣшенію вопроса–какими-же качествами долженъ обладать хорошій школьный врачъ?
Отвѣтъ на этотъ вопросъ вытекаетъ самъ собой изъ перечисленныхъ выше 4-хъ пунктовъ, въ которыхъ выражены задачи школьной врачебно-санитарной инспекціи.
Очевидно, что прежде всего школьный врачъ долженъ быть хорошимъ врачомъ вообіце, т. е. хорошо изучившимъ такъ называемую общую медицину, понимая подъ этимъ словомъ всѣ подраздѣленія медицинской науки.
Весьма частые случаи среди школьниковъ сколіоза, рахитизма, зоба, и др. заставляютъ требовать отъ школьнаго врача также основательнаго знакомства съ хирургіей.
Затѣмъ, школьный врачъ долженъ быть непремѣнно опытнымъ врачомъ, поэтому было-бы желательно, кромѣ обыкновеннаго медицинскаго диплома, требовать отъ школьнаго врача спеціальной клинической практики, въ качествѣ экстерна или интерна, при какомъ- нибудь большомъ хорошо обставленномъ госпиталѣ.
Въ третьихъ, школьный врачъ обязанъ хорошо изучить—не только теоретически, но и практически, т. е. опять-таки въ качествѣ экстерна или интерна при хорошей дѣтской больницѣ—спеціальный отдѣлъ медицины, именуемый дѣтскими болѣзнями.
Равнымъ образомъ, онъ долженъ умѣть хорошо распознавать туберкулезъ, долженъ быть знакомъ съ болѣзнями носа, горла, ушей полости рта, кожи и нервной системы, чтобы быть въ состояніи своевременно констатировать всѣ эти разнообразныя заболѣванія, чтобы распознавать психически-нормальныхъ л различать отстающихъ по болѣзни отъ обыкновенныхъ лѣнивыхъ дѣтей. При этомъ, нужно оговориться, что докладчикъ отнюдь не предполагаетъ возложить на школьнаго врача леченіе болѣзней, а. только ихъ распознаваніе для того, чтобы онъ могъ своевременно обратить на нихъ вниманіе родителей и воспитателей, рекомендовать нужнаго спеціалиста, къ которому слѣдовало-бы обратиться, рѣшить—для какихъ учениковъ необходимы школьныя колоніи, школы на открытомъ воздухѣ или-же, такъ называемые, классы для отсталыхъ дѣтей.
Наряду со всѣмъ этимъ, школьный врачъ долженъ быть также, если еще не болѣе, хорошимъ гигіенистомъ, съ серьезнымъ лабораторнымъ опытомъ, и бактеріологомъ, умѣющимъ произвести необходимыя микроскопическія изслѣдованія для діагностики, напр., дифтерита и нѣкоторыхъ другихъ заразныхъ болѣзней.
И, наконецъ, школьный врачъ долженъ быть знакомъ съ принципами и задачами, такъ наз., общественной или соціальной гигіены, такъ какъ въ кругъ его важнѣйшихт, обязанностей входитъ также борьба съ такимъ величайшимъ соціальнымъ зломъ, какъ туберкулезъ и алкоголизмъ, или заботы объ оздоровленіи жилищъ и т. п.
Изъ всего выше изложеннаго ясно, что для школьнаго врача, который удовлетворялъ-бы всѣмъ этимъ сложнымъ и разностороннимъ требованіямъ, недостаточенъ обыкновенный медицинскій дипломъ, а необходима основательная спеціальная подготовка. При назначеніи и выборѣ школьныхъ врачей слѣдовало-бы подвергать ихъ особаго рода экзаменамъ и выбирать по конкурсу.
Также очевидно, что для выполненія, и при томъ добросовѣстнаго, перечисленныхъ выше обязанностей, дѣятельность школьнаго врача должна превратиться въ особую спеціальность, не совмѣстимую съ обязанностями обыкновеннаго практикующаго врача и хорошо оплачиваемую. Уже одни періодическіе осмотры учащихся, съ веденіемъ соотвѣтствующихъ записей, должны отнимать такое количество времени, которымъ не можетъ располагать практикующій врачъ, имѣющій не относящіяся къ школѣ обязанности.
Къ докладу д-ра Лезьера приложены образцы санитарныхъ вѣдомостей, въ которыя записываются результаты осмотровъ учащихся при поступленіи ихъ въ школу, и періодическіе—во время ученія.
Докладчикъ, по нашему мнѣнію, слишкомъ расширилъ подготовку школьныхъ врачей, требуя отъ нихъ спеціализаціи по всѣмъ почти отдѣламъ практической медицины кромѣ основательной подготовки по гигіенѣ.
Такимъ широкимъ требованіямъ не могъ бы удовлетворить даже ни одинъ профессоръ, такъ какъ профессоръ внутреннихъ болѣзней оказался бы слабымъ по нервнымъ и глазнымъ болѣзнямъ, а эти послѣдніе—по внутреннимъ и т. д.
При нашихъ условіяхъ жизнп и вознагражденія за трудъ школьныхъ врачей предъявлять къ нимъ такія утопическія требованія, очевидно, невозможно.
Несомнѣнно, однако, желательно и у насъ организовать для подготовки санитарныхъ врачей постоянные курсы, на которыхъ было бы удѣлено достаточно времени и для школьной гигіены, и такимъ образомъ, получить необходимый кадръ врачей, хорошо подготовленныхъ къ санитарной дѣятельности вообще и къ дѣятельности школьныхъ врачей, въ частности.
Второй докладъ на туже тему, принадлежащій д-ру Дескену (Desquin) изъ Антверпена, члену Королевской Медицинской Академіи, представляетъ собой частью разсужденія общаго характера (въ родѣ того, что «школьный врачъ долженъ считать своей главнѣйшей миссіей—слѣдить за тѣмъ, чтобы школа не приносила дѣтямъ вреда» и т. п.), частью изложеніе того, какъ поставлено дѣло школьной врачебной инспекціи въ Антверпенѣ. Новаго въ немъ можно указать развѣ только то, что докладчикъ совершенно не признаетъ необходимости веденія періодическихъ санитарныхъ осмотровъ и вѣдомостей (а только одинъ осмотръ—при поступленіи ученика въ школу). Онъ говоритъ, что періодическія записи для школъ малыхъ районовъ совсѣмъ не нужны, такъ какъ школьному врачу и безъ записей не трудно запомнить особенности каждаго ученика; для школъ-же большихъ районовъ такія записи слишкомъ сложны и будутъ требовать затраты огромнаго количества времени. Кромѣ того, по мнѣнію д-ра Дескена, невозможно при составленіи вѣдомостей основываться на опросѣ самихъ учащихся, особенно въ, такъ называемыхъ, школахъ Фребеля, куда поступаютъ дѣти 3—5 лѣтъ, такъ какъ полученныя такимъ путемъ данныя были-бы слишкомъ не точны и не имѣли бы никакой цѣны; обращеніе же за такого рода свѣдѣніями къ родителямъ будетъ походить въ ихъ глазахъ «на инквизицію» и вызоветъ только недовольство.
Мы, съ своей стороны, находимъ такое мнѣніе — къ тому же, кажется, единичное — въ корнѣ неправильнымъ и не заслуживающимъ сочувствія (допустимымъ развѣ только для школъ Фребеля), а опасенія докладчика относительно недовольства со стороны родителей преувеличенными и не имѣющими достаточныхъ основаній.
По вопросу о врачебно – санитарномъ надзорѣ надъ школами конгрессомъ были приняты слѣдующія резолюціи:
1. Необходимо установить для всѣхъ учебныхъ заведеній санитарныя вѣдомости общаго типа, отдѣльныя для каждаго ученика, болѣе краткія для экстерновъ, болѣе подробныя для интерновъ.
2. Физическое воспитаніе должно быть обязательнымъ во всѣхъ учебныхъ заведеніяхъ (мужскихъ и женскихъ) и должно вестись однообразнымъ способомъ.
Перейдемъ теперь къ другому злободневному вопросу современнаго воспитанія, которому, на нашъ взглядъ, въ настоящее время придается слишкомъ преувеличенное значеніе,—а именно, къ вопросу о, такъ называемомъ, половомъ воспитаніи.
Вопросъ этотъ въ послѣднее время сильно занимаетъ умы педагоговъ и врачей, и ему на конгрессѣ было также посвящено отдѣльное засѣданіе (второе общее засѣданіе конгресса). Докладчиками выступили д-ръ Шотценъ (Chotzen) изъ Бреславля и д-ръ До- лери, членъ медицинской академіи изъ Парижа.
Оба докладчика исходятъ изъ одного и того-же положенія—желательности спеціально полового воспитанія и совѣтуютъ начинать его въ семьѣ, т. е. въ сравнительно раннемъ возрастѣ. Точки зрѣнія обоихъ сходятся довольно близко, а потому мы будемъ излагать содержаніе ихъ докладовъ одновременно, придерживаясь преимущественно доклада д-ра Шотцена.
Авторъ исходитъ въ своемъ докладѣ изъ предпосылки, что путемъ разумнаго вліянія на душу и разумъ ребенка можно пріучить его постепенно, начиная съ того вренени, когда половое влеченіе въ немъ еще не пробудилось, къ тому, чтобы онъ впослѣдствіи сумѣлъ сдерживать и регулировать свои страсти.
Половое воспитаніе возможно во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, когда нѣтъ на лицо ненормальныхъ уклоненій и болѣзненныхъ проявленій полового влеченія, и конечную цѣль свою такое воспитаніе должно видѣть въ созданіи человѣка, который отдавался-бы половому влеченію лишь въ тѣхъ случаяхъ и настолько, насколько это не вредитъ здоровью и согласуется съ человѣческими обязанностями, съ обычаями и этическими представленіями.
По мнѣнію докладчика, выраженному впрочемъ довольно неопредѣленно, въ раннемъ дошкольномъ возрастѣ половое воспитаніе должно ограничиваться предохраненіемъ ребенка отъ всего «грязнаго» и «недостойнаго» — отъ всякихъ вліяній, могущихъ прежде временно пробудить въ немъ половое влеченіе и направить его вниманіе на половую жизнь.
Д-ръ Долери высказывается въ этомъ отношеніи болѣе опредѣленно. «Все, что требуется въ этомъ отношеніи отъ родителей, говоритъ онъ,—это, чтобы они не лгали своимъ дѣтямъ; чтобы они не препятствовали проявленію ихъ естественной пытливости и правдиво отвѣчали-бы на ихъ вопросы, формулируя свои отвѣты сообразно съ возрастомъ и умственнымъ развитіемъ ребенка».
Далѣе, докладчикъ совѣтуетъ въ указанныхъ цѣляхъ не дѣлать тайны изъ обычныхъ явленій окружающей природы и мелкихъ фактовъ повседневной жизни. Такъ напр., «маленькая дѣвочка, говоритъ онъ, ничѣмъ не рискуетъ, если будетъ смотрѣть на своего голенькаго братишку» и т. д.
Мы, со своей стороны, особенно настапвали-бы на поставленномъ докладчикомъ условіи — удовлетворять только естественной любознательности дѣтей, но не итти дальше. Въ противномъ случаѣ усиленное сосредоточеніе дѣтскаго вниманія на фактахъ специфическаго характера, хотя-бы и принадлежащихъ къ вполнѣ естественнымъ явленіямъ природы, можетъ вызвать въ дѣтяхъ преувеличенный интересъ къ нимъ, что врядъ-ли желательно.
Въ періодъ развитія, по мнѣнію д-ра Шотцена, слѣдуетъ внушать дѣтямъ понятія о нравственныхъ требованіяхъ, а такъ какъ въ этомъ возрастѣ дѣти бываютъ воспріимчивы къ религіозному вліянію, то слѣдуетъ воспользоваться и этимъ. Еще позднѣе, въ юношескомъ возрастѣ, можно дѣлать указанія на соціальныя и гигіеническія требованія.
На кого-же желательно возложить половое воспитаніе дѣтей «на основахъ науки, морали и гигіены»? Какъ мы уже видѣли, оба докладчика возлагаютъ его первоначально на семью, но въ дальнѣйшемъ значительно расходятся: д-ръ Долери желаетъ довольно рано поставить половое воспитаніе на чисто-научную цочву и поручить его спеціально подготовленнымъ учителямъ, а д-ръ Шотценъ предоставляетъ главную роль семьѣ, строго отличая половое воспитаніе оіъ полового обученія, и оставляетъ за школой только чисто-вспомогательную роль — на урокахъ естествознанія пріучать дѣтей къ мысли объ естественномъ, а не сверхъестественномъ продолженіи человѣческаго рода. Подготовить къ этой мысли, какъ справедливо замѣчаетъ д-ръ Долери, мсугутъ уже первые уроки ботаники, а позднѣе ребенку не трудно будетъ сопоставить, даже и безъ постороннихъ указаній, свѣдѣнія, полученныя имъ относительно животнаго царства, съ тѣмъ, что онъ уже ранѣе зналъ по отношенію къ растеніямъ.
Въ старшихъ классахъ, половое обученіе, по мнѣнію д-ра Шотцена, должно вестись врачами и преимущественно съ гигіенической точки зрѣнія, какъ людьми, обладающими достаточной спеціальной общественно-научной подготовкой. Но впослѣдствіи и онъ считаетъ возможнымъ передать эту обязанность въ руки учителей, при условіи, если они будутъ имѣть достаточную гигіеническую подготовку.
Въ заключеніе, оба докладчика высказываютъ пожеланіе объ организаціи при учительскихъ семинаріяхъ спеціальныхъ курсовъ по преподаванію полового воспитанія (Sexualpedagogik) и гигіены, а временно, за неимѣніемъ этого, совѣтуютъ, по крайней мѣрѣ для учителей, уже состоящихъ на службѣ, организовать подготовительные курсы по половому воспитанію.
Кромѣ этого, говоритъ Шотценъ, было-бы желательно, чтобы въ школахъ устраивались собранія родителей, въ цѣляхъ совмѣстнаго съ преподавательскимъ персоналомъ обсужденія вопросовъ, касающихся полового воспитанія.
Дебаты по приведеннымъ вопросамъ носили крайне-страстный, бурный характеръ; высказывались самыя разнорѣчивыя мысли и сужденія, исключающія какія-либо общія постановленія. Вслѣдствіе научной и практической невыясненности вопроса, значительная часть членовъ съѣзда и президіумъ были противъ какихъ-либо постановленій. Тѣмъ не менѣе, по требованію незначительнаго большинства, конгрессомъ были приняты по изложенному вопросу нѣкоторыя резолюціи, которыя, въ виду указанныхъ разногласій, были формулированы въ слѣдующихъ осторожныхъ выраженіяхъ:
III-й интернаціональный конгрессъ по школьной гигіенѣ высказываетъ пожеланія:
Во 1-хъ, чтобы подготовительныя свѣдѣнія по вопросу половой жизни (I’enseignement sexuel) давались дѣтямъ на урокахъ естественной исторіи, а ознакомленіе съ такого рода вопросами должно быть отложено до достиженія ими юношескаго возраста.
Во 2-хъ, чтобы будущіе учителя предварительно сами были ознакомлены во всѣхъ деталяхъ съ вопросами половой жизни подъ руководствомъ школьныхъ врачей и профессоровъ-педагоговъ.
И въ 3-хъ, чтобы родителямъ также давались въ этомъ направленіи необходимыя инструкціи или хорошо освѣдомленными преподавателями, или же школьными врачами во время педагогическихъ собесѣдованій съ родителями.
Слѣдующій IV-й конгрессъ назначенъ на 1913 г., въ Америкѣ, въ г. Буффало.
Цроф. Г. Хлопинъ.
Текст печатается по изданию: Русская школа. Общепедагогический журнал для учителей и деятелей по народному образованию. — 1911, № 5-6.