Использование элементов здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного с дошкольниками с нарушением зрения
Использование элементов здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного на занятиях учителя – дефектолога в работе с дошкольниками с нарушением зрения
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений. В нашем МБДОУ ЦРР – детском саду №21 «Малышок» также на первый план выходит проблема восстановления здоровья ребёнка, т.к. в детском саду функционируют специализированные группы для детей с нарушениями зрения. Воспитанники имеют не только зрительный дефект, но и другие отклонения в состоянии здоровья (в том числе нарушения деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата).
Целью моей работы как тифлопедагога является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности воспитанников.
Я провожу специальные коррекционные занятия (подгрупповые и индивидуальные) по развитию зрительного восприятия по следующим видам: формирование предметных представлений, формирование восприятия сенсорных эталонов, формирование восприятия сюжетных изображений, развитие ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики рук.
Ребёнок, имеющий нарушения зрения, изначально ограничен в свободе своих движений. Снижение остроты зрения и недостаточность состояния здоровья ведёт к возникновению трудностей накопления чувственно- практического опыта и сложностей ориентировки в окружающем мире. Поэтому свободное развитие личности малыша без специально создаваемого «свободного пространства» невозможно вследствие ограниченных чувственных впечатлений. На своих коррекционно-развивающих занятиях я попыталась создать «свободное пространство», используя элементы здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, в основе которых лежит комплексное воздействие на детей через повышение их телесно-моторной активности.
Я считаю, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством каждого из них, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему занятий. Поэтому в работе использую те элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф.
Базарного, которые позволяет реализовать предметно – развивающая среда моего кабинета.
Например, «технология раскрепощенного развития». Отличительной особенностью этой технологии является то, что занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия (проверка выполнения домашнего задания, зрительная гимнастика, физкультминутки) дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы, выполнять различные упражнения Часть занятия дети проводят сидя (как правило, это изучение нового материала), а часть – лежа (релаксация). Тем самым сохраняется «вертикализация позы» и укрепляется позвоночник, формируется правильная осанка. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
• поддержание физической, психической активности;
• имеет высокие показатели физического развития здоровья;
• укрепляется иммунная система;
• улучшаются ростовые процессы детей;
• развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно- координаторной, психо-эмоциональной);
• снижается степень склоняемости головы.
Схемы зрительных траекторий в верхней части стены, сигнальные метки на потолке использую для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно- поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какой – либо предмет или фигуру. Самое ценное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает их работоспособность, снижает утомляемость, а так же способствует гармоничному формированию зрительного восприятия и развитию сенсорно- моторных функций.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств также я использую схему «Зрительного стадиона». На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка – ярко-голубым цветом. После активной зрительной работы предлагаю детям вытянутыми вперед руками поочередно обводить указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним глазами, туловищем: «пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону…
Данный тренаж прекрасно снимает зрительное напряжение, расслабляет, снимает нервную возбудимость.
Успешно использую прием зрительно-пространственной активности. Детям предлагаю найти зрительный материал в пространстве кабинета или за окном группы. Например, упражнение «Метка на стекле», и другие.
Творческое использование здоровьесберегающих технологий В. Базарного позволило мне улучшить физическое, психическое здоровье воспитанников, повысить их работоспособность, внимательность, активность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль.
Сохарева О.В., учитель-дефектолог МБДОУ ЦРР – детский сад №21 «Малышок» г. Новоалтайска