Гармоничное развитие детей сельской малокомплектной школы через применение здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного
Модернизация образования, обозначенная в ряде государственных документах, определила устойчивую тенденцию к позитивным изменениям здоровья учащихся.
Немаловажная роль по внедрению методик В.Ф. Базарного в образовательные учреждения Алтайского края принадлежит Алтайской краевой общественной организации «Краевой Союз за здоровое развитие детей».
Учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет В.Ф. Базарным, наконец -то включены в утверждённые СанПиНы.
В школах Алтайского края появились конторки, за которыми детям комфортно учиться. Особенно это радует педагогов-новаторов. Применение здоровьесберегающих технологий В. Базарного в Шипицынской школе предусматривает реализацию следующих направлений:
1 этап. Создание условий (нормативно-правовых, материальных, просветительских, научно-методических), способствующих реализации методик В. Ф. Базарного.
2 этап. Использование здоровьесберегающего оборудования в классе.
3 этап. Реализация технологий В.Ф. Базарного в окружающем мире, несущем полную свободу восприятия, гармонию с природой.
Для успешного использования данных технологий, включённая программа «Массовая первичная профилактика школьных форм паталогий» (автор В.Ф. Базарный) в программу развития МКОУ «Шипицынская ООШ», в общеобразовательную программу начального образования, реализующая ФГОС НОО, определяется эффективностью позитивного воздействия на здоровье детей, грамотно встроена в общую систему, отвечает единству целей и задач, которые решает учитель в процессе своей творческой деятельности.
Родители вовлечены в процесс отслеживания показателей здоровья учащихся. Специфика работы в малокомплектной школе обусловлена малой наполняемостью учащихся в классе. Это отличное условие для детей обучаться за конторкой. Каждый ученик ни с кем не делит своё рабочее пространство, так как занимается один за конторкой и за партой, тем самым слышит потребности своего тела и регулирует их по своему желанию.
Главным моментом в режиме «динамических поз» является не только сам факт стояния, сколько периодическая смена поз.
Имея большой опыт организации работы учащихся за конторками и отслеживая эту работу в течении девяти лет можно сделать вывод: у детей нет проблем со здоровьем, они свободно двигаются на уроках, не существует проблем переутомления, режим «динамических поз» дети принимают как реальную необходимость в учебном процессе и занимаются в этом режиме с желанием и интересом.
Схема-тренажёр на потолке активизирует чувственную и зрительную координацию учащихся. Слежение глазами по красочным, цветным траекториям проявляет себя в улучшении зрения, снимает физическое напряжение на уроках.
Красочные сенсорно-моторные тренажи в четырёх верхних углах класса вносят разнообразие в уроки, снимает усталость, тем самым повышает активность детей на занятиях.
Экологическое панно на одной из стен – в режиме зрительных горизонтов эффективно для гармоничного развития учащихся. У экологической стенки ребятам увлекательно заниматься. Учитывая, что ведущая деятельность младших школьников – игра, работа детей в режиме зрительных горизонтов идеальный вариант.
На сенсорной крестовине располагается дидактический материал урока, что способствует активизации учащихся на постоянный поиск, движение.
Карточки с заданиями и ответами находятся в любой точке класса.
Для преодоления комплекса статической позы, развития речедвигательного компонента используются специальные держалки. Данное здоровьесберегающее оборудование помогает детям переключить зрение с ближнего на дальнее, повышает эффективность запоминания материала, тренирует внимание, зрительную фиксацию в пространстве, увеличивает зрительную дистанцию при чтении – письме.
Реализация здоровьесберегающего оборудования в классе способствует не только сохранению и развитию здоровья детей, но и развивает их личностные качества, творческие способности, умственные способности – всё это способствует гармоничному развитию учащихся.
Для гармоничного развития детей в сельской малокомплектной школе не достаточно ограничиваться внедрением методик В.Ф. Базарного только на уроках.
Созданы условия, которые несут полную свободу восприятия окружающей действительности-гармоничная связь с природой: пришкольный участок, игровая и спортивная площадки, лес, речка.
Проводятся занятия в условиях естественной экологической среды: экскурсии в природу, на Чумыш, подвижные народные игры на площадке, упражнения с держалками, проведение уроков по предмету «Окружающий мир» на природе.
Важным моментом таких занятий является чувство единения детей и педагога, который становится центральной фигурой не только обучения, но и гармоничного развития воспитанников.
Вывод: внедрение методик В.Ф. Базарного помогло создать охранительный, комфортный, педагогический режим общения педагога с детьми.
Отслеживая показатели здоровья младших школьников получены следующие результаты: нет учащихся с нарушением осанки, произошли положительные сдвиги в эмоциональной сфере, психомоторных функций детей.
Дети успешны в учёбе, активны, коммуникабельны, раскрываются их личностные качества, творческие способности.
Гармоничное развитие детей проявляется в использовании деятельностно – трудовых и конструктивно-рукотворных принципов обучения во внеурочной деятельности «Умелые ручки», художественно-эстетическом творчестве в кукольном кружке «Чебурашка», в котором проявляется артистизм ребят. Творческие работы – рисунки детей – занимают призовые места на всероссийских конкурсах.
Вырос профессиональный уровень педагога по данной проблеме через участие в конкурсах различного уровня по применению технологий В.Ф. Базарного. Этому способствует так же:
1. Ежегодное участие в краевых конференциях «Здоровое развитие детей»
2. Выступление на 2 краевой конференции «Здоровое развитие детей» 2008г. по теме «Применение здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в условиях сельской малокомплектной школы»
3. Видеофильм «Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в образовательных учреждениях Алтайского края» (участие как школа-новатор, внедряющая методику В.Ф. Базарного) Выпуск 2. 2011г.
4. Краевой конкурс видеофрагментов урока с применением технологий В.Ф. Базарного (2 место) 2012г.
5. Представление опыта работы в методическом сборнике: «Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в образовательных учреждениях Алтайского края». Выпуск 1. -Сборник. -Барнаул. 2009г. Статья «Применение здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в условиях сельской малокомплектной школы» .
Активное использование методик В.Ф. Базарного – одно из важных, необходимых, доступных условий для гармоничного развития детей в сельской малокомплектной школе, несущих интерес, желание, творчество как детей так и педагога.
Попова Т.Г., учитель начальных классов МКОУ «Шипицынская ООШ» Тальменского района