Сохранение и укрепление здоровья учащихся через применение здоровьесберегающих технологий в.Ф. Базарного
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! Жан-Жак Руссо
Стандарт второго поколения особое значение придает здоровьесбережению школьников. Образовательное учреждение должно организовать учебную деятельность так, чтобы обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Чтобы сформировать гармонично развитую личность, необходимо создать условия для полноценного сохранения и укрепления здоровья, обучения здоровью, формирования культуры здоровья, усвоения ее духовно -нравственных, эстетических, физических компонентов.
В решении этой задачи большую роль играет готовность учителя к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы, гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний в повседневной жизни. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно -ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в содержание занятий здоровья включаю работу с интерактивной доской, использую видеосюжеты и игровые элементы. Это все прописано в Программе «Здоровье», по которой я работаю в рамках внеурочной деятельности.
Проводятся занятия школьного психолога и логопеда. Каждый ребенок получает 2 раза в день горячее питание. В классе оборудован игровой уголок, где дети, сняв обувь, отдыхают на ковре, играют в различные настольные игры.
Все мы знаем, к чему ведет недостаток движений, особенно в жизни детей младшего школьного возраста. Но ведь удобнее вести урок, когда в классе тишина, руки дети сложены на столе и сидит ребенок смирно. А слушает ли он нас, усваивает ли то, о чем мы говорим. Нет, в большинстве случаев он нас не слышит. Ему хочется двигаться, высказать свое мнение. От правильной организации во многом зависят здоровье и работоспособность учащихся. Спасибо Владимиру Филипповичу, что он смог «поднять» большое количество педагогов, которые понимают, что дети очень активны и постоянно ищут возможность двигаться. Мой стаж работы по методике В.Ф. Базарного маленький. Но за тот период работы увидела результаты в улучшении и сохранении здоровья детей. Работая по данной методике, внедряю в образовательный процесс технологии, которые меняют подход к обучению, не затрагивая материалы учебного процесса.
Это:
• обучение учащихся в режиме динамических поз (конторки);
• зрительно-координатный тренажер;
• использование классической музыки при самостоятельной работе на уроках;
• массажные коврики;
• физминутки.
Учебное расписание составляется с учетом проведения игрового часа на свежем, воздухе, в спортивном зале или, в отлично оборудованном тренажерном зале.
Каждый месяц переставляю столы, используя различные варианты. Часто столы стоят так, чтобы была возможность для работы в группах и парах. На столах в конце класса и напротив окна постоянно стоят конторки. Ученики класса сами решают, как им работать, стоя или сидя. Во время урока ребенок спокойно может сесть или встать. Потребность работать стоя у детей увеличивается, т.к. они вместе со мной наблюдают результаты.
Родители класса легко идут на сотрудничество. Сшили коврики из натуральных материалов. На них нашили разного размера пуговицы. Постарались сделать так, чтобы ребенок с удовольствием делал массаж на коврике (форма и расцветка у всех разная). Температурный режим в классной комнате позволяет детям находиться без обуви. При выполнении физкультминуток обувь снимается. Все встают на массажные коврики и выполняют упражнения. Особенно важны такие упражнения для предупреждения плоскостопия.
Моя задача индивидуально подойти к каждому ребенку при организации учебного процесса. Родители в начале учебного года приносят рекомендации от врачей. Освобожденных от урока физкультуры детей в классе нет.
Часть родителей убедилась в пользе конторок и выполняет некоторые рекомендации при выполнении домашних заданий.
Каждый день за пять минут до первого урока занимаемся зарядкой. В течение урока провожу не менее двух физминуток. Для укрепления зрения обязательны упражнения, направленные на сохранение остроты зрения. Для этого в классе висит тренажер-схема. Упражнения должны быть интересными, чтобы дети их делали их с охотой. Иначе желаемого результата они не дадут.
Для укрепления зрения обязательны упражнения, направленные на сохранение остроты зрения. Для этого в классе висит тренажер -схема. Упражнения должны быть интересными, чтобы дети их делали их с охотой. Иначе желаемого результата они не дадут.
В процессе работы получена положительная динамика. По результатам медицинского осмотра на конец обучения в 4 классе у детей улучшилась осанка, процент простудными заболеваниями снизился. Наблюдения показали, что работая за конторками, у детей повысилось внимание, психическая устойчивость, снизилась утомляемость, развились творческие способности детей, появилась раскрепощенность суждений, выросла двигательная активность. Особенно это просматривается у детей с СДВГ.
Получив положительный результат при внедрении данной технологии, активно работаю по распространению своего опыта, который используется учителями школы, города и края. Повышению роста педагогического мастерства способствует работа по теме самообразования «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс», проведение открытых уроков для заместителей директоров школ (2010) и директоров школ (2011), учителей города и края в эти же годы.
В феврале 2012 года провела открытый урок математики с применением здоровьесберегащих технологий В.Ф.Базарного в рамках краевого семинара. Приняла участие в конкурсе видеофрагментов урока с применением здоровьеразвивающих методик В.Ф. Базарного.
Дети моего класса очень жизнерадостные, спортивные. Принимают активное участие совместно с родителями в проведении Дней здоровья, спортивных соревнованиях.
В данный момент я продолжаю работать с детьми нового набора, применяя элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, т.к. это дает значительные положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой конференции