Директор Лицея раздельного обучения “Гармония” о применении технологий Базарного
Велика Россия, но даже и в глубинке, почти в 4 тысячах километров от столицы, есть сегодня достойное образование. Стотысячный город Железногорск Красноярского края находится в центре России. Около 1 тысячи учащихся обучаются в нашем лицее “Гармония”. Название ко многому обязывает. Лицей — многократный победитель международных и российских конкурсов в области интеллекта, культуры и спорта, здоровьесбережения. В 2008 году в конкурсе “Школа — территория здоровья”, в котором участвовало более 3 тысяч школ, нам было отдано первое место. Главная цель лицея — воспитание всесторонне развитой гармоничной личности, достойного гражданина достойной страны.
Многие ученые, аналитики говорят о том, что его величество кризис, который охватил весь мир, должен принести этому миру прозрение. Жизнь людей несет в себе больший смысл, чем зарабатывание денег и их трата. Есть другая жизнь, другие ценности, радости и заботы. Мы очень долго уже живем в движимом корыстью, раздробленном мире. Всё это находит отражение в наших собственных семьях, в нравственном и душевном здоровье молодого поколения. Пришло время — мир должен, обязан измениться.
Сегодня все чаще мы слышим, что в школе должно быть два равных приоритета: образование и здоровье детей. Появляются проекты, программы, но чаще они направлены не на системный подход к вопросам образования и здоровьесбережения, а на организацию каких-то акций по искоренению вредных привычек. Но оздоравливают и образовывают не развлекательные мероприятия и отдельные акции. Воспитание здоровой гармоничной личности — это воспитание в режиме повседневной деятельности: дома, во дворе, в семье, на улице, в школе, на производстве, в стране.
Есть тысячи способов, не требующих особых финансовых затрат, чтобы из школы выходило здоровое поколение молодых людей. Мы уже много раз слышали: движение — это жизнь. Мы хотим стать спортивной страной. И взрослое население у нас уже стало спортивным, но… болельщиками. А в школах сегодня есть возможность культивировать все виды спорта. У нас в лицее более 70 процентов ребят занимаются спортом — волейболом, баскетболом, плаванием, фехтованием, легкой атлетикой, лыжами, коньками. Есть и экзотичные — спортивный рок-н-ролл, спортивные бальные танцы. В школе 8 танцевальных коллективов — индийские, восточные, сценические танцы и так далее. Все это помогает бороться с двигательной депривацией. Ежегодно комиссия из военкомата проверяет здоровье наших старшеклассников будущего призыва. Около 100 процентов наших детей признаются годными. Не все, конечно, пойдут служить в армию, но это говорит и о том, что не каждая школа убивает здоровье. Среди наших выпускников есть чемпионы мира и Европы, есть участник Олимпийских игр в Китае, много чемпионов России и очень много чемпионов Красноярского края. А ведь мы — обычная школа, но с обостренным чувством ответственности.
Что же еще обогащает личность? По мнению Натальи Николаевны Куинджи, искусство. Искусство дает целостное восприятие мира. Ни один школьный предмет этого не делает. Песня оздоравливает ребенка. В лицее 12 хоров, половина из этих хоров — это хоры мальчиков, есть несколько театральных студий, художественные кружки. Наша выпускница, девушка-инвалид (а мы обучаем и инвалидов), получила медаль Пикассо на международной выставке. Все дети уже с первого класса начинают прекрасно рисовать, участвуют и побеждают в различных выставках. Ребенок, приобщенный к искусству, никогда не обидит старика, никогда не совершит преступление.
Сегодня молодежь часто ругают. Так было во все времена и во всех странах. Но она не такая, какой ее представляют в СМИ. Молодые люди открыты и естественны, они хотят жить лучше, чище, гармоничнее, чем предлагает существующая реальность. Да, иногда они выглядят грубыми, невоспитанными, равнодушными, но это лишь форма взаимодействия с миром или защитная реакция. Каков мир, таковы и способы.
Миром в основном, а сферой образования особенно правит мужчина, а для мужчин характерна соревновательность — кто кого. А разве важно, кто — Ян или Иван, Жан или Пьер, Самуил или все вместе — откроет законы, помогающие продлить жизнь? Разве важно, в России или Франции, Польше или Англии будет найден путь избавления от терроризма? Неважно, кто избавит нас от планетарных угроз, важно другое — пользоваться этим будет весь мир, который сам по себе очень гармоничен. На зло — злом, на добро — добром, и это справедливо. Любовь воспитывается любовью.
У российского образования — женское лицо. Женщина-учитель обязательно научит мальчика хорошо говорить, но не могут женщины научить его делать дело. Поэтому сегодня, я думаю, и в нашей стране, и в европейских странах много хорошо говорящих мужчин… А надо дело делать хорошо.
Школа без мужчин — неполная семья. Представьте себе, что вашу дочь учат и воспитывают одни мужчины — и тренеры, и учителя. А то, что мальчиков учат
одни женщины, никого не напрягает! Мальчик не имеет перед собой модели поведения, ему не у кого перенимать опыт, некому подражать. А если и дома нет мужчин? В школе появляются хороводы, на мальчиках бабочки, кружевные рубашки, жабо. Для гармоничного развития и девочкам, и мальчикам нужен для общения более взрослый представитель противоположного пола. Дети должны видеть культуру взаимоотношений.
У нас в лицее работают более 30 учителей-мужчин, и это не предел. Мужчина-учитель сегодня — национальное достояние, я думаю, в любой европейской стране, а особенно в России. Я, женщина, руковожу школой, но поверьте, внутри школы мною руководят мужчины. Вопрос: как удержать мужчину в школе с нашей зарплатой? Трудно, но можно. Но эта отдельная тема. И счастье, если в жизни ребенка есть позитивный образ мужчины, причем и для девочки, и для мальчика. А если нет — ни в семье, ни в школе, ни в жизни? Отсутствие глубоких отношений мальчишек с мужчинами в детстве означает, что они лишены самого важного — преемственности. И это отсутствие делает бесплодными все усилия в будущем. Нам, взрослым, кажется, что наша миссия заключается в подготовке ребенка к жизни. Мы его все время к чему-то готовим: к труду, армии, семейной жизни и так далее. А сейчас у них разве не жизнь? Говорят, дети наше будущее. Нет, они наше настоящее, если мы хотим иметь будущее; с ними надо сегодня проживать счастливо, природообразно их возрасту, полу, возможностям.
Не надо детей ни к чему специально готовить, надо с ними счастливо проживать эту жизнь. Главный залог здоровья, не требующий никаких финансовых вливаний, — это позитивная, комфортная обстановка в школе, семье, обществе и в стране. В жизни ребенка должны жить радость, ощущение счастливой жизни. Здоровый смех, юмор, шалость, ощущение любви для укрепления и сохранения здоровья — главные составляющие. Даже если мы сейчас изымем из школы пепси-колы, попкорны, чипсы, прочую несъедобную дрянь, будем 20 раз в день мыть руки, проведем тысячи мероприятий о здоровье — это не даст того результата, который дает наполненная жизнеутверждающим смыслом школьная жизнь. В школах все должно быть подчинено законам прекрасного, удивительного, законам позитивного предпочтения. Школа должна ассоциироваться с чем-то приятным, а не с тем кошмаром, который в сериале “Школа” показало российское телевидение. Фильм снят безответственными людьми.
Последние годы, помимо своей основной функции — учить и воспитывать, школа сегодня учится сама беречь детей. В нашей школе уже более 20 лет мальчики и девочки учатся раздельно — параллельно. Это не эксперимент, а развернутая практика образования. Мы сегодня не ставим цель разъединить, а дальше якобы все само и произойдет. Никогда не произойдет. Для того чтобы каждый ребенок получил возможность развивать способности, заложенные природой, важно обязательно учитывать пол, возраст, индивидуальные особенности. Разделяя на уроках, то есть предметно, мы ищем тысячи способов объединять девочек и мальчиков во внеклассной работе, спорте, труде, досуге. Без этого общения жизнь потеряет особые краски, эмоции и навыки. Такая форма обучения благоприятно сказывается на успеваемости юношей и девушек, что обеспечивает им в будущем профессиональный успех.
Конечно, огромная благодарность профессору В.Ф. Базарному Его методика результативна, она проверена временем, малозатратна. Двигательная депривация, конторки, тренажеры, раздельное обучение — все это проверенные временем технологии здоровьесбережения.
Есть ученые, которые по 30—40 лет не были в школах, для них ребенок, как мы услышали от одного ученого, — “теоретическое чучело”. Глядя на мир из окна, они пишут свои труды и циркуляры: запретить, не сметь, не утомлять, не делить и так далее. А есть такие, как Базарный, Ямбург, Куинджи, как ушедшая недавно из жизни Валентина Дмитриевна Еремеева, — они идут в классы, в школы, это — ученые-созидатели. Такие, наверное, есть во всех странах Европы. И, я думаю, Совету Европы, ЮНЕСКО нужно объединять этих ученых, поддерживать и пестовать их, обобщать их опыт.
Сегодня нужна целостная медико-педагогическая система оценки развития ребенка. Это государственная, а возможно, и межгосударственная позиция. Пока же учителя и медики до крика разобщены. Мне, директору, главное, чтобы все дети в школе были здоровы. Для медиков главное — побольше посещений поликлиники. Какие бы мы проекты ни рисовали в тиши кабинетов, каждый, причастный к власти, к взращиванию подрастающих поколений, должен сделать так, чтобы эти проекты дошли до конкретных Вани, Билла, Сержа и их семей. Это нравственный долг каждого из нас. Однако проекты должны двигаться людьми с чистыми помыслами, а не с рыночными интересами.
Я думаю, в школах России и в школах Европы много общих проблем. Одна из них — это низкая рождаемость. Чем выше благосостояние и образование родителей, тем меньше в семье детей, и наоборот. Медицина научилась сохранять жизнь и выхаживать крохотных, 500-граммовых новорожденных. Здорово! А дальше что? Сегодня в школу приходят 3—4 здоровых ребенка из 100. Извечные вопросы: кто виноват и что делать? Ведь этой крохе учиться в обычной школе! Кто научит, как его уберечь, как развить его здоровье?
Существует два принципиально разных способа обеспечения здоровья: прямой, когда объектом воздействия является ребенок, еще не больной, не требующий лечения, и обратный, когда ребенок болен, он лечится, лечится. Конечно, предпочтительнее первый, но современная медицина, к сожалению, декларируя примат первичной профилактики, фактически занимается только лечением. Детская поликлиника — как ремонтная база, сегодня это тупиковый путь.
Ежегодно проводимые в нашем лицее скрининговые исследования позволили выявить факторы риска по заболеваниям задолго до их появления. Существуют такие понятия, как “школьная травма”, “школьная близорукость”, “школьный сколиоз”, “школьный психоз” и так далее. Последние 10 лет все показатели в лицее значительно лучше средних показателей по городу и краю. Мы обязали своих классных руководителей, учителей отслеживать интеллектуальное, физическое и нравственное здоровье учащихся по 40 параметрам: питание, прививки, медосмотры, проветривания, подбор мебели, вес портфеля… Вы скажете “много”. Но это, поверьте, и учителю помогает в принципе понять, что на него надеются, с него спросят, но его и поощрят. У нас в лицее 100 учителей, из них 65 за последние 5 лет в рамках приоритетного национального проекта “Образование” получили весомые денежные гранты. Я думаю, что в стране таких школ единицы. Это моя особая гордость. Только успешный учитель может воспитать поколение успешных людей. Мы ежегодно выпускаем примерно 75 молодых людей в жизнь. Каждый 4-й, 5-й заканчивает школу с медалью, каждый имеет водительские права, сертификат программиста, государственный диплом об окончании музыкально-художественной школы, 100 процентов выпускников последние 10 лет поступают в высшие учебные заведения, многие из них — в столичные.
Наш лицей — образовательное пространство, свободное от курения, алкоголя, наркотиков, сквернословия. Детей-выпускников, что особо радует, объединяет теплое отношение друг к другу: они толерантны, открыты, легко адаптируются в столичных и зарубежных вузах, гармоничны, они являются носителями европейской культуры.
Нам часто говорят, что школа должна быть вне политики, вне идеологии. Но кому нужна такая школа? Школа всегда была учреждением духовной культуры, но духовность “выдавливается” под натиском рыночного мировоззрения. Как этому противостоять? А противостоять надо. Пора перестать стесняться, нужно активно культивировать в школе, в лицее, в стране ценностный ориентир на человека, жизнь, добро, красоту, любовь, и делать это через повседневные дела, обычные уроки, чистые помыслы.
Все общество сегодня должно стать социально ответственным за образование, должно подчиняться законам прекрасного, позитивного. Любимыми дети должны быть с колыбели! Родительская любовь, добрая, умная школа, гармоничная среда — это те могучие силы, которые делают ребенка счастливым. Только в лучах этой любви могут воспитываться высокие устремления. Мы все должны понимать, что только культура способна будоражить совесть, привить чувство единения с окружающими, доброе отношение друг к другу. Культура, а не деньги!
Очень обнадеживает, что Европа сегодня объединяется в вопросах воспитания и культуры. Страны стремятся к единению. Конкретная школа, какая бы она ни была замечательная, не сможет сделать человечество счастливым, творческим, гармоничным. Человечество — не сможет, а конкретного ребенка — да. И нам, взрослым — государственным людям, врачам, учителям — нужно направить все усилия для того, чтобы наши грандиозные, глобальные, вселенские планы по взращиванию достойного поколения дошли до конкретных Саши, Маши, Андрюши и их родителей. И приобщение детей к всемирной духовной культуре, сохранение их нравственности, физического и интеллектуального здоровья стало нравственным долгом каждого взрослого человека, которому доверено государством гармоничное развитие нашего мира.
Актуальная проблема внедрения здоровьеразвивающей педагогики
Дубровская Е.Н. о работе с профессором Базарным В.Ф. и многолетнем опыте применения его технологий