Научно-практические основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях Якутии
Сохранение здоровья детей есть главное условие народосбережения. Семья и школа — два ключевых сообщества, обеспечивающих здоровое, гармоничное развитие детей.
Практическую реализацию здоровьесберегающего подхода в условиях Якутии можно показать на примере Мюрюнской юношеской гимназии, где осуществляется обучение мальчиков, и Покровской многопрофильной гимназии, где ведется традиционное смешанное обучение. Цель у гимназий одна, но пути движения к ней разные.
В основе работы Покровской гимназии лежит идея формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью и образу жизни. В реальной жизни идея осуществляется посредством использования педагогической технологии здоровьесбережения, фокусирующей формирование целостной личности, которой одинаково присущи рационально-логическое мышление и эмоционально-образное мышление. Поэтому вся система урочной и внеурочной работы педагогов направлена на достижение сбалансированной работы логики и воображения детей.
По-якутски воображение называется “Ой ууйа” (мастер ума), то есть для саха воображение — это то, что мастерит, генерирует, творит, развивает ум человеческий. Саха является органичной частью природы, живет в неразрывной связи с Природой-творцом. Каждый саха с молоком матери впитывает созерцательное отношение к окружающему миру. Созерцание активизирует воображение, развивает образное мышление, так что для саха способность мыслить образами, символами, знаками есть естественный природный способ.
Поэтому при разработке своей педагогической технологии Покровской гимназии не надо было “колоть лед”. Путь проложен “ледоколом” — самобытной культурой народа. Педагоги использовали то, что есть в народной системе воспитания и что еще мало используется в школьной системе, делающей главный упор на логику, развитие рационально-логического мышления.
Свой путь к достижению обозначенной цели Мюрюнская гимназия видит в создании здоровьесберегающей среды, представляющей активную мужскую среду, укрепляющую в мальчиках мужской образ поведения, мужские черты характера, мужские стереотипы.
Юношеская гимназия возникла в моноэтническом улусе, имеющем глубокую корневую систему с большими природными и культурными ресурсами. Гимназия находится внутри мощной экосистемы Мюрю, состоящей из необозримого алааса (термокарстовое образование) с чистейшими озерами, нетронутыми лесами с богатыми флорой и фауной. Испокон “кормящий ландшафт” богатейшей девственной земли одаривает проживающих здесь людей высоким жизненным потенциалом, является для них неиссякаемым источником физических, моральных, нравственных, духовных, интеллектуальных сил, и особенно для мужчин, поскольку для них, добытчиков и защитников, общение с природой, погружение в природную среду исключительно важно для сохранения здоровья, укрепления духа, развития ума, возвышения чувств. Отчуждение от природы снижает их человеческий потенциал, огрубляет чувства, диктует уход от решения жизненных проблем.
Многовековая история показывает, что выходцы улуса — отважные воины, непревзойденные мастера, руководители родов, главы крепких хозяйств, отцы многочадных семей — как истинные представители мужского рода защищали, просвещали, развивали свой народ.
Образцом является Кюлюмнюр, что буквально означает “Блестящий”. Да, в нем сочетались блестящее здоровье, блестящий ум, блестящая образованность, блестящая интеллигентность, он блестяще вел государственную и общественную деятельность. Словом и делом он делал все для улучшения качества жизни народа здесь и сейчас.
Генетическая память народа хранит эталон мужчины — здорового, мыслящего, деятельного защитника, добытчика, стратега. Мудрая якутская поговорка гласит, что мужчина — движущая сила жизни. Якутское выражение “Эр бэрдэ” емко определяет глубинную суть эталона мужчины, народная мудрость зрит в корень — в проблему самоидентификации, формирования основной установки представителя мужского пола “Я — мужчина”.
При создании юношеской гимназии авторы опирались на корневую систему, руководствуясь народной мудростью, ориентируясь на современные задачи.
Как укреплять в мальчиках базисную установку? Как достичь того, чтобы выпускник гимназии был молодым человеком с крепким физическим и психическим здоровьем, с высокой культурой мышления и поведения, который способен глубоко чувствовать, креативно мыслить и творить, упорно трудиться? Какая система воспитания для гармоничного развития личности юноши оправданна в условиях наступления информации, глобализации, инноваций?
Надо было мыслить глобально, а действовать локально. Точкой опоры стала идея создания полноценной образовательно-воспитательной среды, соответствующей особенностям гармоничного развития юношей, традициям народного воспитания и вызовам нового времени.
Опыт жизни северных народов, в частности саха, уникален и потому показывает иную перспективу человеческого развития. Он иллюстрирует подход, в котором все начинается с личности, что отличается от общепринятого. Альтернативный подход северян — все начинается с общины, местного сообщества, локального сообщества. Развитие обеспечивает жизнеспособное локальное сообщество. Этот фундамент позволяет благополучно жить многим народам на самой “макушке” земли.
Юношеская гимназия есть то самое локальное сообщество, которому под силу воспитать из молодого человека успешную личность, способную внести вклад в благополучие всего сообщества. Матери неполных семей, испытывающие известные трудности в воспитании сыновей, осознанно отдают их в юношескую гимназию, поскольку абсолютно уверены в том, что ребенок погрузится в народно-воспитательную среду, сообразную природе мальчика, и получит все необходимое для воспитания мужского характера.
Сегодня гимназия выпускает физически здоровых, психо- и эмоционально устойчивых юношей, обладающих качествами мужественности, понимающих свое мужское предназначение, не имеющих вредных привычек, способных продолжать образование, работать, творить, служить в армии, создавать семью, жить в меняющихся условиях.
Перспективы развития юношеской гимназии связаны с вступлением страны на путь инновационного развития, основа которой — “умная экономика”, то есть экономика знаний. В мире ресурсная экономика уступает лидирующее место экономике интеллектуальной, началась гонка знаний. Сегодня жизнь нашей республики, богатой природными ресурсами, основывается на сырьевой экономике. В ответ на вызовы времени должна развиваться иная экономика.
Переход к инновационной экономике требует нормальной, позитивной пололичностной идентичности мужчин. Суть этой идентичности — быть самим собой. И тогда настоящие мужчины, осознающие себя хозяевами родного края, станут лидерами инновационного развития.
Р.Е. Тимофеева, доктор педагогических наук,