Особенности преподавания химии в классах мальчиков
Школа — место, где дети получают не только знания, но и социальные навыки. Очень многие установки, усвоенные в школьном возрасте, остаются у людей на всю жизнь. Осуществляя главный принцип педагогики — индивидуальный подход к каждому ребёнку — взрослые часто забывают о простых, но самых фундаментальных отличиях: мальчик и девочка — два разных мира. Некоторые ученые, изучавшие высшую нервную деятельность, утверждают, что мозг у мальчиков и девочек функционирует по принципиально разным законам. Возможно, это суждение слишком категорично, но, во всяком случае, информацию представители двух полов воспринимают неодинаково.
Данный факт стал для меня очевидным, когда в 2003 году я начала работать учителем химии в Лицее № 103 «Гармония» раздельного обучения. После первых уроков в классах мальчиков и девочек я поняла, что атмосфера в них иная, чем в смешанных классах. Мальчики, прежде всего, ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл «считывают» хуже. Особенность работы педагогического коллектива Лицея в том, что воспитание и обучение детей осуществляется не по усредненной схеме, а с учетом всех особенностей, которые отличают мужчин и женщин.
Одна из самых распространенных неправильных установок в традиционной школе — установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Работая классным руководителем в классе мальчиков, я поняла, что мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные, чем «идеальный ученик», но это не значит, что они плохие. Когда нужно сорок пять минут просидеть без движения, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс. Обычно здоровый мальчишка — это жизнерадостный, веселый шалун.
Давно замечено, что развитие мальчиков и девочек происходит неравномерно. У первых в раннем школьном возрасте активнее действует правое полушарие, отвечающее за эмоции, чувственность. У вторых — левое полушарие, связанное с интеллектуальными способностями. Поэтому очень часто девочки своим интеллектом «забивают» парней, не дают им проявить себя. Это отрицательно сказывается на мальчишеской психике, снижает их самооценку. Когда же им не с кем сравнивать свои способности, процесс образования и воспитания идет гораздо плодотворнее.
Мой педагогический опыт подтверждает, что мальчики добиваются больших успехов в обучении, если учатся отдельно от девочек. Раздельное обучение позволяет им полнее раскрыть свои способности. Из 30 мальчиков 9 «м» класса 27 пошли в 10-й класс, из них 7 получили медали по окончанию Лицея, 18 — окончили школу на «4» и «5», 2 — с одной «3», все поступили в институт на бюджет.
«Качество знаний» по химии в раздельных классах выше, чем в смешанных классах, что подтверждается данными таблицы №1.
Учебный год |
классы |
количество учащихся |
% успеваемости |
% качества знаний (4 и 5) |
2004-2005 |
8м мальчики |
28 |
100% |
61 |
|
8 д девочки |
23 |
100% |
67 |
|
9б смешанный |
26 |
100% |
54 |
|
9а смешанный |
29 |
100% |
58 |
|
9д девочки |
26 |
100% |
80 |
|
9в смешанный |
24 |
100% |
67 |
|
9м мальчики |
22 |
100% |
61 |
2005-2006 |
8а смешанный |
28 |
100% |
50 |
|
8в смешанный |
33 |
100% |
51 |
|
8м мальчики |
30 |
100% |
79 |
|
8д девочки |
28 |
100% |
69 |
|
9д девочки |
28 |
100% |
78 |
|
9м мальчики |
22 |
100% |
70 |
2006-2007 |
8д девочки |
24 |
100% |
71 |
|
8м мальчики |
23 |
100% |
57 |
|
9а смешанный |
28 |
100% |
50 |
|
9в смешанный |
33 |
100% |
52 |
|
9м мальчики |
30 |
100% |
90 |
|
9д девочки |
28 |
100% |
71,4 |
В смешанном классе, как правило, на уроке работают девочки, они более ориентированы на контакт, чаще смотрят в глаза, что служит знаком готовности их к работе, поэтому они чаще отвечают, получают хорошие отметки. Девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя, теряют интерес к учёбе. У мальчиков на этом фоне формируется комплекс неуспешности.
В классах раздельного обучения я применяю разные методические приемы, что позволяет иметь выигрыш в развитии интеллекта мальчиков и девочек.
В классе мальчиков:
• Разговариваю деловым тоном, так как они воспринимают информацию о действиях во всех глагольных формах: открыть, написать, достать, убрать и т. д. Они мало реагируют на интонацию речи, на её эмоциональную окраску.
• Материал объясняю в быстром темпе в расчете на их подвижное и неустойчивое внимание. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление, они выпадают из процесса, внимание ослабевает, активность ответов резко снижается. Высокая активность умственной работы у них проявляется в условиях дефицита времени, поэтому на уроке часто напоминаю о том, что осталось мало времени и ещё много интересного впереди.
• Уроки решения задач проектирую, помня о том, что мальчики быстро и легко решают новые задачи, хуже — стереотипные.
• Уроки повторения и закрепления часто строю в виде командных соревнований, так как для мальчиков эффективны ситуации соревнования.
• Мальчиков обязательно включаю в поисковую деятельность, они лучше работают, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить и запомнить информацию. Нужно, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе весь урок, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.
• Работоспособность мальчиков поддерживаю, чередуя физическую и умственную нагрузку, даю им возможность двигательной разрядки.
• Похвала за работу побуждает мальчиков сделать что-то еще, то есть цикл становится непрерывным.
Таким образом, можно сделать вывод, что в школах с раздельно-параллельным обучением мальчик — равный среди равных в ситуации получения знаний, когда различия обусловлены лишь разным уровнем способностей и особенностями характера. Опираясь на имеющиеся психологические особенности мальчиков, я стараюсь развивать и формировать у них качества, мало присущие им, но необходимые в дальнейшей жизни: аккуратность, наблюдательность, ответственность, способность понимать и уважать окружающих. Учась в Лицее «Гармония», они должны стать гармонично развитыми людьми.
В смешанных классах я также корректирую методы преподавания под ту аудиторию, с которой работаю, учитывая тип восприятия, тип мышления, темп работы, динамику работоспособности, коммуникативные особенности. Но сделать это сложнее, чем в классе раздельного обучения, где аудитория однородна по половому признаку.
Любовь Анатольевна Темербаева, учитель химии
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»