Гендерная педагогика как средство самореализации школьника
В отличие от многих других подходов к образованию, гендерный исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не безликие «учащиеся», а девушки и юноши. Представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя. Одной из особенностей является то, что девочки больше склонны рассуждать, обмениваться мнениями, проявляют большую толерантность, не стоят «насмерть» на определенной позиции, стараются сгладить контрастные ситуации. Следует учитывать, что девушки менее склонны открыто показывать свои знания, а иногда просто стесняются говорить перед большой аудиторией. Но подобное поведение не является идеально реально существующим, поскольку многие позиции размыты особенностями индивидуума, социальным влиянием, общением с противоположным полом. Педагоги, которые склонны к осуществлению образовательной деятельности в воображаемой среде, даже если эта среда чисто женская или чисто мужская, успеха иметь не будут. Как внутри, так и вне образовательных учреждений учащиеся вынуждены иметь дело со сложным миром меняющихся представлений, связанных с возрастными особенностями, изменением социального статуса, новых видов отношений. Стереотипы, сформированные внешними обстоятельствами, тормозят развитие личности, приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека, формируют фальшивые идеалы и устремления.
Есть ли место в современной школе гендерной педагогике? Или это нечто, что нужно вводить в учреждения образования на уровне экспериментальной или апробационной работы?
Решение проблемы самоидентификации личности по половому признаку в современной российской школе затруднено, в первую очередь, потому, что основной состав педагогов в учреждениях образования — женщины. Наличие в школе мужчин — учителя физкультуры и учителя технологии — лишь в малой степени покрывает дефицит «разнополого» общения. Женский педколлектив неосознанно отторгает мужчин-педагогов, которые как бы нарушают их комфортность. Приходящие в школу молодые учителя-педагоги мужского пола не получают необходимой помощи и методической поддержки, так как априори воспринимают мужчину как сильную и самодостаточную личность, что не всегда соответствует действительности. Каждому из них тоже нужно время, чтобы профессионально самоутвердиться.
Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает привлечение в школу специалистов, не имеющих базового педагогического образования. Есть надежда, что процентное соотношение в педколлективе мужчин скорректируется в сторону увеличения, естественно, при условии, что общественность, в том числе и педагогическая, займет более конструктивную позицию.
Работа в смешанных группах в определенной степени позволяет каждому учащемуся основывать свой выбор и свою позицию не только на основе знаний, но и выделиться своей природной сущностью. А как разнится работа групп, в составе которых только мальчики или только девочки! Их отличает как форма организации деятельности и выделения приоритетов различного уровня, так и представление результатов.
Так как в современной российской школе практически отсутствует раздельное обучение, то уже и в самом содержании предмета и в используемых педагогических технологиях присутствуют практическая часть, которая больше импонирует девочкам, достаточно много теории, изучение которой привлекательно в большей степени мальчикам.
Важную роль в самоидентификации ребенка играет система дополнительного образования в школах. Анализ её деятельности показывает, что она в наибольшей степени отражает главные позиции гендерной педагогики, позволяя реализовываться через прикладную деятельность в различных кружках и секциях. Немаловажную роль в решении проблем социализации, самореализации личности школьника играет и развитая в учреждениях образования района система школьного ученического самоуправления, научно-теоретическая и практическая работа: ежегодные районные научно-практические конференции: естественно-научные чтения «Великие открытия», физико-математические чтения «Вклад российских ученых в развитие мировой науки», общественно-гуманитарные чтения «Цивилизация. Россия ХХ век», различные конкурсные мероприятия, некоторые из них предназначены в большей степени для участия в них девочек — «Театр моды», мальчиков — «Школа мужества». Большое значение в вырабатывании умения приспосабливаться к различным изменениям, примерять на себя различные социальные роли играют деловые игры в рамках проводимых ежегодно сборах-стартах для учащихся 8-11 классов школ района.
Неоспоримо, что гендерная педагогика нуждается в пропаганде в среде не только педагогической, но и родительской общественности. Общество теряет колоссальные творческие и людские ресурсы, потому что неумение идентифицировать себя по различным критериям, параметрам, признакам создает трагические ситуации, когда человек проживает не свою жизнь. Стереотипы поведения в обществе должны существовать и существуют, а наша главная задача — педагогов и родителей — помочь детям выбрать правильные приоритеты, основываясь на их индивидуальности, создавая в процессе воспитания условия для выявления и проявления этой индивидуальности.
Зоя Андреевна Кемова, заведующая методически кабинетом отдела образования администрации Шпаковского муниципального района
Отдел образования администрации Шпаковского муниципального района; Я 356240, Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск