Гендерная профессиональная социализация школьников в рамках предпрофильной подготовки и перехода к профильному образованию
Гендерная профессиональная социализация является частью общего процесса социализации в Пивоваровской школе и носит традиционный характер (внедряется с 2002 года согласно решению Педагогического совета). И если социализация рассматривается с одной стороны, как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а с другой — как процесс саморазвития и самореализации личности в социальной среде, то при гендерной социализации следует учитывать обе эти тенденции. Таким образом, гендерная социализация включает два взаимосвязанных процесса. Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок и ценностных ориентаций, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола. Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания (половой идентичности). Гендерная роль — одна из социальных ролей человека. Это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус (И. Кон). Гендерная роль — это целый комплекс ролей, каждая из которых имеет свои нормативы, свои модели поведения, отличающиеся от требований и социальных ожиданий других ролей. Нас больше всего интересует освоение молодыми людьми профессиональных ролей. Гендерная профессиональная идентичность предполагает осознание себя через профессию как представителя определённого пола, в том числе с субъективным переживанием своего выполнения этой роли (Д. Исаев, В. Коган). В рамках нашей программы предполагается дальнейшее осуществление подготовки школьников к профессиональному выбору в рамках гендерной профессиональной социализации.
Традиционно организаторы педагогического процесса основной своей целью определяют воспитание личности. Главной задачей является создание оптимальных условия для развития личности с учетом ее индивидуальных особенностей. Вместе с тем мы часто упускаем тот факт, что генетически и исторически у мужчин и женщин сформированы разные представления о роли в обществе, о жизненных и профессиональных целях. Они вообще представители разных миров. Социально-экономическая ситуация, научно-технический прогресс, изменения в системе образования значительно сократили психологический и социальный разрыв между полами. За последние десять лет представления о мужской и женской роли стали более гибкими.
Одной из главных причин изменения половых ролей стал рост работающих женщин. Женщины все чаще занимаются производством, бизнесом, занимают руководящие посты, а мужчины стали больше уделять внимания семье, воспитанию детей. Современную женщину уже не может удовлетворить роль покорной исполнительницы воли мужчины, теперь она сама принимает решения и на работе, и дома. Несмотря на то, что демократизация полоролевой структуры раскрепощает отношения между мужчиной и женщиной, делает их более насыщенными и разнообразными, неопределенность половых ролей, а еще больше изменение их может привести к стрессу, фрустрации и другим негативным последствиям. Кроме этого, следует отметить, что несмотря на существенное изменение в обществе взглядов на роль женщины, у женщин возникает масса проблем, если она решает повысить свой социальный статус, посвятить себя построению профессиональной карьеры, то общество создает ей дополнительные проблемы (женщине всегда сложнее трудоустроиться, продвинуться по служебной лестнице). Однако у женщины сильно развита внешняя атрибуция своего успеха (он чаще приписывается внешним условиям, а не собственным усилиям). Такая «боязнь успеха» и наличие дополнительных препятствий подкрепляются общественным мнением о том, что профессиональные достижения женщин прямо коррелируют с потерей женственности и неудачами в устройстве личной жизни. Эту мысль озвучил еще И. И. Мечников: «Я утверждаю, что прогрессивное развитие женщины должно совершаться в ущерб ее способности размножения, вскармливания и воспитания детей…». Таким образом, проблема гендерных отношений (совокупность социальных претензий к отношениям мужчины и женщины, что мы думаем по поводу пола в рамках наших социокультурных отношений) не теряет своей актуальности много веков.
Активная личность стремится, расширяя свой личный опыт, к реализации своей индивидуальности, при этом индивидуальность в той или иной мере может отходить от полового эталона. Если такие отклонения накапливаются в определенных социальных группах, то происходит расширение гендерных нормативов, и намечаются постепенные преобразования. В последнее десятилетие отчетливо прослеживаются изменения, касающиеся вопросов пола.
Следует констатировать, что гендерные отношения в современной России асимметричны и разбалансированы. Это затрудняет личностную и профессиональную самореализацию как мужчин, так и женщин.
Мужчины и женщины как большие социальные группы с учетом их социально-психологических особенностей должны рассматриваться в системе образования и трудового процесса по-разному. Именно такой подход позволит осуществить цивилизованное реформирование российского общества.
Школа, являясь одним из основных социальных институтов, призвана помочь молодому человеку социализироваться и достичь успеха в современном, часто меняющемся мире за счет личностно-психологического роста и повышения информированности о различных аспектах современного мира труда.
Изменение социально-экономической ситуации, изменение общества, требований к современной личности, к профессионалу предъявляет и повышенные требования к педагогу, который позволяет социализироваться молодому человеку в обществе с меньшими временными и моральными затратами, который позволяет молодому человеку с учетом его гендерной роли реализовать себя как саморазвивающуюся, позитивно воспринимающую себя личность.
Важным направлением в решении проблемы социализации с учетом гендерной роли молодого человека является специально организованная подготовка, в частности, через организацию специальных психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных в рамках нашей программы.
Исходя из актуальности обозначенной проблемы, целью генlерной социализации на 2007-2012 гоlы в Пивоваровской школе является актуализация процесса профессионализации учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о своей гендерной роли и ее влиянии на процесс профессионального выбора, получения профессионального образования и построения профессиональной карьеры; развитие у старшеклассников через тренинговые занятия, обучения по профилю, знаний, умений и навыков, качеств и свойств личности, обеспечивающих успешный процесс профессионализации; обеспечение успешной адаптации выпускников к современным социально-экономическим условиям, к современной ситуации на рынке труда нашего региона через специально организованный учебно-воспитательный процесс. Но следует отметить, что вся эта деятельность оcуществляется в рамках внедрения профильного образования.
Данная программа предполагает три направления: работа со школьниками, педагогами и родителями.
Работа со старшеклассниками включает в себя следующие аспекты: во-первых, информационный — знакомство школьников с миром профессий, современным рынком труда, с возможными проблемами, которые могут возникнуть у них при выходе из стен школы, раскрытие специфики проявления этих проблем у мужчин и женщин. Во-вторых, когнитивный — обучение школьников первичным психологическим знаниям и умениям, дающим возможность успешно социализироваться (в соответствии с гендерной ролью) в современном мире профессий без ущерба для психики. В-третьих, психологический — специально организованная работа в экспериментальных классах: диагностика специфических гендерных свойств личности, способствующих успешной профессионализации мужчин и женщин и формирование их у школьников.
Работа с педагогами предполагает: информирование об объекте и предмете исследования (гендер, специфика его проявления в процессе подготовки школьников к выбору профессии, адаптация женщин и мужчин к современным социальным условиям, традиционный подход к освоению рынка труда мужчинами и женщинами); исследование специфики учебной подготовки и особенностей получения знаний с учетом гендерных факторов; разработку технологий и методов обучения и воспитания, позволяющих нивелировать гендерные различия и включение их в учебно-воспитательный процесс.
Основной целью работы с родителями является ознакомление с существующей на рынке труда ситуацией, спецификой социализации и профессионализацией юношей и девушек и привлечение их к участию в подготовке детей к осуществлению осознанного, самостоятельного профессионального выбора. В большей степени работа с родителями на первом этапе эксперимента носит просветительский характер.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Провести критический анализ научной литературы по проблеме влияния гендера на специфику процесса социализации для уточнения понятийного аппарата исследования, а также определить опорную модель качеств и свойств личности мужчин и женщин, влияющих на успешность процесса социализации, методов их диагностики.
2. Разработать информационно-методический банк, адекватный целям и задачам исследования.
3. Включить в учебно-воспитательный процесс технологии и методы, позволяющие нивелировать гендерные различия, что позволит повысить эффективность профессионализации молодого человека и адаптации к современным социально-экономическим условиям.
4. Разработать формирующую программу, включающую разнообразные методы вырабатывания умений и навыков успешного выбора профессии с учетом гендерных различий.
5. Провести апробацию программы (автор Парамонова М. В., кандидат психологических наук).
6. Обеспечить мониторинг формирования умений и навыков успешного осуществления профессионального выбора, построения планов профессиональной и личной карьеры, социализации у мужчин и женщин.
7. Сравнить протекание процесса профессионализации в экспериментальном и контрольном классах.
Исходя из цели и задач исследования, Педагогическим советом выдвинута рабочая гипотеза: учет гендерных особенностей школьников при организации специальной подготовки к выбору профессии позволяет нивелировать негативное влияние гендерных стереотипов и повысить эффективность процесса социализации старшеклассников.
Экспериментальное исследование рассчитано на 5 лет и состоит из 5 этапов: 1 этап (2007-2008 г.) — анализ источников по проблемам гендерной социализации и профессиональной адаптации мужчин и женщин в рамках профильного образования. Определение теоретико-методологических основ исследования, определение аппарата исследования, новых подходов к процессу профессионализации молодых людей. 2 этап (2008-2009 г.) — выявление факторов, влияющих на социализацию и профессионализацию юношей и девушек. Диагностика специфики влияния гендерных стереотипов на формирование профессиональных интересов, на выбор учебного заведения и профессии. Определение степени и специфики влияния гендерных стереотипов на содержание и структуру учебного процесса в Пивоваровской школе (в экспериментальной и контрольной группах). 3 этап (2009-2010 г.) — разработка и внедрение модели системы подготовки школьников к выбору профессии с учетом гендерных особенностей, а через неё — повышение эффективности процесса социализации. Открытие новых профилей обучения с учётом гендерных особенностей школьников. 4 этап (2010-2011 г.) — проверка эффективности разработанной модели и внедрение реабилитационных мероприятий. 5 этап (2011-2012 г .) — представление результатов исследования и внедрения в монографиях «Профессионализация старшеклассников с учетом гендерных особенностей и выстраивание профильного образования в сельской школе» и «Пути перехода к профильной школе».
Татьяна Николаевна Червоний, руководитель временной творческой группы учителей, учитель физической культуры
МОУ «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»,
Я 6664511, Иркутская область, село Пивовариха