Гендерный подход в преподавании физики
Учет половых особенностей учащихся в образовательном процессе является базовым для гендерного подхода. Мозг мальчиков и девочек устроен и работает по-разному. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой ассиметрией их деятельности. У девочек меньше выражена межполушарная ассиметрия, оба полушария взаимозаменяемы.
При раздельном обучении учитель в ходе организации процесса обучения руководствуется едиными требованиями, предъявляемыми к физиологии пола, и получает необходимый навык по физике в группе учащихся почти одновременно. Сложнее ситуация, если обучение осуществляется традиционно в классах, где есть девочки и мальчики. Физика относится к предметам, где требуется логическое мышление, пространственное восприятие, желание экспериментировать и создавать объекты. Если у мальчиков и девочек логическое мышление в основной школе формируется с легкостью, то пространственное мышление у девочек становится приятным исключением, а вот с желанием экспериментировать и создавать объекты ситуация не складывается у девочек вообще. Предмет физики становится либо теоретизированным и сводится к пересказу параграфов и решению простейших задач, либо становится самым сложным для изучения. А поскольку учитель тоже женского пола, то юношам фактически приходится приспосабливаться к сложившимся условиям и вырабатывать не всегда правильную позицию по отношению к предмету.
Выход в том, чтобы через занятия в кружках после уроков усиливать работу с мальчиками. Для занятий привлекаются мужчины — руководители кружков из центров дополнительного образования. Творческие задания по изготовлению физических приборов помогают мальчикам увидеть важность прикладной физики. Для девочек мотивация к предмету повышается через экскурсии на разного рода предприятия, где визуально видно значение физики в жизни людей. Традиционная форма обучения девочек и мальчиков заставляет учителя вводить учебные модули, которые смогли бы повысить работоспособность детей обоих полов.
У гендерной педагогики немало противников, которые считают, что благодаря общению мальчики и девочки легче достигают поставленной цели. Однако рациональней навык общения отрабатывать на воспитательных мероприятиях в параллелях. Раздельное обучение относится к здоровьесберегающим технологиям. Оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы с одной стороны добиться хороших результатов в учебе, а с другой — избежать переутомления.
Наталья Николаевна Крючкова, кандидат педагогических наук, директор школы, учитель физики.
МОУ «СОШ» № 33 г. Рязани;