Преподавание истории в классах раздельного обучения
Классы раздельного обучения существуют в нашем лицее уже много лет. За это время накоплен богатый опыт практической работы не только в начальной школе. Дети вырастают, переходят в среднее и старшее звено. И учителя-предметники теперь также могут поделиться своим опытом, дать анализ преподавания при раздельном обучении мальчиков и девочек, даже проследить влияние их психологического развития на восприятие учебного материала в старших классах. У нас есть возможность наблюдать взаимоотношения детей, следить за изменением их возрастных особенностей. Практический опыт учителей показывает, что методологические принципы работы в классах раздельного обучения существенно отличаются от принципов работы в смешанных классах.
Учителя-предметники прекрасно осознают, что фундамент будущих успехов, безусловно, закладывается в начальной школе. В старшие классы дети приходят уже ориентированными на учебу, с твердым осознанием необходимости постижения новых наук. Поэтому вся ответственность за формирование интеллекта учеников из классов раздельного обучения лежит на начальном звене школы. И мы искренне благодарны нашим коллегам-учителям начальных классов за их труд.
Я уже много лет работаю в классах раздельного обучения. У большинства ребят история — любимый предмет. С первых уроков они осознают, что знание прошлого не только расширяет кругозор, но и позволяет объяснить многие современные явления. Из года в год передо мной проходят классы мальчиков физико-математического направления, а также девочек — эстетического направления. У всех свои психологические особенности, способы мышления, и это накладывает отпечаток на уроки истории.
Девочки любят слушать, для них важен образ. Мальчики, напротив, стремятся прогнозировать события, предлагают пути «изменения истории», делают нестандартные выводы. Хотя познавательный интерес высок и в тех, и в других классах.
Бытует мнение, что у мальчиков менее развита способность к усвоению и запоминанию конкретных фактов, явлений, текстов. Для них характерно развитие преимущественно логической памяти. С такой позицией я не совсем согласна. На уроках истории чаще именно мальчики запоминают глубже и затем воспроизводят нужный материал не только на ближайшем уроке, но и через длительное время. Мальчики стремятся преобразовать историю, предлагают конкретные пути выхода из ситуации, а это невозможно сделать без знаний фактического материала. Логика здесь только помогает выстроить материал в нужной последовательности, провести связующие цепочки между фактами и прогнозировать события.
Девочки смотрят на историю проще, по чисто женскому принципу: «Лишь бы не было войны». История быта, культуры — наиболее интересные для них темы. И любую эпоху девочки ярче представляют через образ (одежда, нормы поведения).
Изучение же военных тем на уроках истории вызывает у девочек сострадание к обиженным и негодование по поводу действий обидчиков. Мальчики меньше подвержены эмоциям. Для них важна военнополитическая тематика. При этом абсолютно отсутствует «рукоплескание» жестокости и насилию. Они просто предпочитают констатировать статистические факты войн, а в своих выводах рассуждают как дипломаты, порой предлагая мирные пути разрешения конфликта или такие, которые «не заметили» в свое время сами участники событий.
В смешанных классах подобные дискуссии вызывают столкновения между пацифистскими настроениями девочек и военнополитической логикой мальчиков. Возникающие порой споры интересно слушать, но часто они могут увести урок не в то русло, отнять много времени, но так и не привести к компромиссу между спорящими. Упрямство в подростковом возрасте свойственно и тем, и другим, а цивилизованно спорить они еще не научились.
Уроки истории более других предметов воспитывают в мальчиках мужество, а в девочках — женственность. Мальчик — мужчина — защитник, девочка — женщина — хранительница очага, ждущая возвращения воина. Уроки истории — это не только история войн. История есть у всего. На это я и делаю основной упор в преподавании истории в классах раздельного обучения. Исторические деятели, ученые, выдающиеся поэты, музыканты — это все история. И, если предо мной физико-математический класс, то, раскрывая эпоху, я стараюсь к месту и теме упомянуть ученых, их достижения и открытия. Если передо мной эстетический класс, то на наших уроках обязательно должен присутствовать рассказ о творчестве композиторов, архитекторов, поэтов. Часто ученики уже что-то слышали, знают о жизни великих людей. Тогда они сами с удовольствием участвуют в беседе, готовят сообщения и выступают с ними перед аудиторией. Даже по их глазам можно уловить, насколько приятно им чувствовать себя компетентными людьми.
Очень интересно наблюдать за творческой работой детей из классов раздельного обучения. У мальчиков более высокая работоспособность на практических занятиях, они любят работать в парах. Девочки предпочитают либо индивидуальную работу, либо работу в творческой группе по 4-5 человек, но очень строго относятся к «проценту вклада» каждой.
Мальчики не любят много писать, поэтому на уроках предпочитают оформлять материал в виде опорных конспектов, схем. И моя задача — помочь им в этом, научить кратко оформлять главные мысли. Ведь практически все они стремятся поступить в вузы, а там эти навыки необходимы. Девочки любят сопровождать свои записи рисунками по теме.
В классах с раздельным обучением дети не «комплексуют» друг перед другом, не стесняются отвечать вслух, с интересом слушают выступления одноклассников. Девочки очень ревностно относятся к успехам друг друга. Парадоксально то, что мальчики больше высказывают сострадание и чаще приходят на помощь друг другу. Они уверенней в себе, не отрицают ошибки, готовы поддержать даже самого слабого одноклассника. Понятие «мужская дружба и солидарность» начинает проявляться очень рано. Мальчики неравнодушны к чужим проблемам. Защищают друг друга, переживают, ходатайствуют о своем товарище. В смешанных классах такое явление бывает редко, там девочки не прощают слабостей мальчикам.
В изучении истории у девочек важно прикладное начало, у мальчиков же больше рациональности, у них как бы изначально заложен исторический кругозор. Девочкам важно выучить и получить хорошую оценку, для мальчиков главное — знать.
Считается, что мальчики в своем большинстве менее склонны к изучению гуманитарных предметов в отличие от эмоциональных девочек. Может быть. Но в таком случае история — исключение. Это тот предмет, который очень важен для мальчиков.
Раздельное обучение дает свои положительные результаты. Качество знаний в этих классах намного выше, чем в смешанных.
Безусловно, развивать нужно всех детей, вне зависимости от их способностей. Но будущее нашего государства зависит от того, сколь высок будет процент грамотных, эрудированных людей.
Конечно, каждый вправе делать свои выводы, но мне кажется, что наряду с традиционными, смешанными, классами обязательно должны существовать классы раздельного обучения, которые не только дают высокие показатели качества знаний, но и позволяют детям лучше раскрыть свои способности, а учителям совершенствоваться, искать новые приемы работы, постоянно находиться на вершине творчества. Это вовсе не значит, что в раздельных классах все ученики — ударники и отличники, а в смешанных собраны лишь слабые дети. Формирование классов идет по желанию родителей. Но процент качественного роста выше именно в раздельных классах, потому что именно там присутствует здоровая соревновательность, ничто не тормозит учебный процесс и продуктивным является практически все учебное время. Практические результаты нашего лицея — яркое тому подтверждение.
Мы формируем интеллектуальную базу нашего будущего общества. Раздельное обучение — это не раздельное существование, не отделение мальчиков и девочек друг от друга, а один из путей формирования личности, ориентированный на психологические особенности, данные нам природой.
Наталья Петровна Блейнис, учитель истории
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»
Список литературы по раздельному обучению и гендерной тематике