Гуманитарное образование для мальчиков и девочек
Школа №103 открыла свои двери для первых учеников в 1988 году, и с самого начала своей деятельности мы работали над проблемой: «Воспитание гармоничной социально-активной личности», уделяя особое внимание раннему выявлению природных задатков и склонностей детей. В связи с этим школой реализуется ряд интересных проектов: классы раздельного обучения мальчиков и девочек эстетического направления; классы раздельного обучения мальчиков и девочек физико-математического направления; классы с одновременным изучением нескольких иностранных языков; классы, работающие по системе Е. Е. Шулешко; классы с ранним обучением иностранным языкам; классы с углубленным изучением предметов политехнического цикла и др.
Сейчас много говорят о гуманизации учебного процесса и образования. Что это значит? Речь идет о необходимости учитывать особенности детского возраста, особенности пола. «Гуманизация» — это человеческая природа, образованность, духовная культура, т. е. забота о нравственном и духовном развитии подрастающего поколения. Мы считаем, что раздельное обучение мальчиков и девочек способствует решению этих задач.
В осуществлении идеи гуманизации школы роль флагмана принадлежит литературе. В образовании души этот предмет не может быть заменен никаким другим. «Начала в нас проистекают из многих источников, но лучше всего закрепляются и определяются в строй души благодаря Пушкину, Некрасову, Толстому, Достоевскому», — так оценил значение литературы писатель Валентин Распутин.
На всех этапах исторического развития России литература как учебная дисциплина является одной из ведущих в системе гуманитарного образования. Школьный курс литературы играет важнейшую роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии. Переориентация школьного курса литературы, происходящая сегодня, связана с процессами гуманизации образования, вариативностью, уровневой и профильной его дифференциацией.
Учителя гуманитарного цикла достаточно уверенно заявляют о себе успешным участием в городских и краевых предметных олимпиадах, в научно-практической конференции. Ежегодно учащиеся школы занимают призовые места, а выпускники школы стабильно показывают высокие результаты при итоговой аттестации в 9 — 11-х классах по предметам гуманитарного цикла.
C 2002-го года Красноярский край апробирует на своей территории итоговую аттестацию выпускников в форме ЕГЭ. И за эти годы в Лицее пять «стобальников» по русскому языку: 2004 г. — Пиманова Инга, 2006 г. — Смирнова Олеся, 2008 г. — Малков Егор, 2009 г. — Перепечкин Кирилл, Галкина Алёна. Все ребята обучались в раздельных классах.
Проблема обновления, углубления, расширения программ в области гуманитарного образования волнует кафедру учителей- словесников нашей школы. Так, в 1992-1993-м учебном году наши учителя познакомились с новыми подходами и новым планированием русского языка, которое предлагает методический комплекс под редакцией Бабайцевой. Это совершенно новый подход к тематическому и календарному планированию уроков русского языка в 5 — 9-х классах и особая роль уроков развития речи. Постепенно переходя к преподаванию русского языка по методическому комплексу, мы пришли к выводу, что на «сильных» классах, а это, как правило, классы мальчиков и девочек, данный комплекс — лучшее, что было в нашем арсенале в тот период. А вот в классах, более слабых, хороший результат достигается при использовании традиционных учебников и программ.
Говоря об инновациях в преподавании русского языка и литературы в нашей школе, нужно упомянуть об эстетических классах (классы девочек с литерами «Д» и «Э»). В большинстве этих классов кроме дополнительного музыкального образования (в 7-м классе дети оканчивают музыкальную школу) введены уроки МХК (мировой художественной культуры), в некоторых классах уроки культуры речи, этикета, стилистики, словесности.
В 5-8-х классах (специализированных) используем в качестве дополнительного учебника для чтения хрестоматию по литературе под редакцией Ладыгина, Кутузова. Это учебники, предназначенные для лицеев и гимназий.
Не секрет, что современные ученики перестали читать. Учитывая это, как должны работать учителя литературы? Проработав более 10 лет по УМК под редакцией А. Г. Кутузова, мы нашли некоторые пути и возможности для «возвращения» ученику книги. Также учителя- словесники окрыли для себя и учащихся новую и очень интересную книгу для чтения в 5-м классе — «Вокруг тебя мир» под редакцией Алена Делетроза, как дополнительный материал к традиционному учебнику. Замечательно, что учёные и учителя-практики предлагают новые учебные пособия. Так, с 2008-го года мы начали переход на преподавание русского языка по учебникам под редакцией С. И. Львова (данный учебный комплекс помогает учителю и ученикам в подготовке к экзамену в формате ЕГЭ, что сейчас актуально).
Результаты государственного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в 2007-2009 гг.
2007 г. |
Кол-во учащихся |
% успеваемости |
% качества экзамена |
11А класс (сформирован на базе смешанных классов) |
29 |
100 |
80,7 |
11Л класс (сформирован на базе раздельных классов) |
27 |
100 |
100 |
11П класс (сформирован на базе раздельных классов) |
22 |
100 |
100 |
2008 г. |
Кол-во учащихся |
% успеваемости |
% качества экзамена |
11А класс (сформирован на базе смешанных классов) |
22 |
95,4 |
45,4 |
11Л класс (сформирован на базе раздельных классов) |
29 |
100 |
96,5 |
11П класс (сформирован на базе раздельных классов) |
26 |
100 |
88,4 |
Пристальное внимание мы уделяем внеклассной работе. Она ведется по нескольким направлениям, исходя из поставленных целей.
Цель № 1
Привитие интереса к предмету, раскрытие его особенностей, значения (в конечном итоге, эта работа направлена на повышение качества знаний учащихся, повышение результативности по предмету). Внеклассная работа планируется на заседании кафедры. Мы включаем в свои школьные мероприятия и то, что предлагает методический кабинет ГОРОНО. В школе это ежегодная предметная неделя — декадник с обширной программой по параллелям (КВН, «Брейн-Ринг», «Поле чудес»); выставка плакатов, газет по предмету, олимпиада, литературные вечера (вечера проводятся как интегрированные мероприятия: литература, музыка, МХК, хореография).
Цель № 2
Это реализация программ эстетического направления. Это мероприятия, подготовленные совместно с учителями литературы и эстетического цикла.
С 1989-го года в школе существует практика раздельного обучения. Это классы мальчиков — «М», «Ф» и классы девочек — «Д», «Э». Об особенностях преподавания гуманитарных дисциплин в классах раздельного обучения ведется серьезный разговор и на методических объединениях, и на педагогических советах школы.
Раздельное обучение — это хорошо забытое старое. До 1955-го года в нашей стране существовало обучение мальчиков и девочек раздельно (хотя были школы и классы совместного обучения). Но на сегодняшний день это слишком молодая отрасль знаний в школьной практике. В нашем Лицее наработан немалый опыт по раздельному обучению, которым мы охотно делимся с заинтересованными коллегами-педагогами.
Мы говорим: «Девочка — ласковая, заботливая»; «Юноша — решительный, смелый». Кажется, все давно известно, однако понятие пола окружено ореолом особой значимости и таинственности. Развитие ребенка с первых дней жизни — это развитие конкретного мальчика и конкретной девочки. Уже в пяти — шестилетнем возрасте в ребенке отчетливо просматривается будущий взрослый. Проблемами разнополого образования и воспитания занимались и занимаются психологи, педагоги, медики, ученые-исследователи разных стран. Вот выводы из монографии 1974-го года американских исследователей Маккоби и Джеклин:
• мальчики (мужчины) более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях;
• девочки (женщины) имеют более высокие языковые способности, они наиболее склонны к дисциплинам гуманитарного и эстетического направления.
Организовывая раздельное обучение мальчиков и девочек, мы должны знать и учитывать особенности и различия их физического, психологического, умственного развития. Так, доказаны серьезные различия памяти: для девочек характерна механическая память, а для мальчиков — логическая.
Активность
Активность мальчиков значительно уступает активности девочек и начинает приближаться к активности девочек только в подростковом возрасте. Так, в 5-м классе активность мальчиков — 16%, девочек — 30%. К 8-му классу активность мальчиков составляет уже 22%, девочек — 28,3%. И все-таки разница остается.
Особенности мышления
Профессор Логинов в книге «Мужчина и Женщина» (1989 г.) пишет: «Женскому мышлению больше свойственны красота и стройность, тонкость анализа, глубокая интуиция и непосредственность. Мужское мышление более абстрактно, часто парадоксально и дерзко, оно отличается большим полетом фантазии».
Итак, мальчик и девочка — два противоположных пола, значит, должно быть не только две анатомии и физиологии, но и две психологии, две этики, две формы эстетического восприятия, значит, должно быть два педагогических процесса с содержанием, адекватным полу, что на практике пытаются делать наши учителя, работающие в классах раздельного обучения.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок был счастлив сейчас, каждый день, в том возрасте, в котором он находится, а не каком-то далеком будущем, ведь пора детства так быстро кончается. Ребенок должен быть счастлив как в кругу семьи, так и среди одноклассников или одноклассниц.
Дифференцированное раздельное обучение помогает создать комфортную обстановку в классе. Как именно следует изменить методики, программы, режим работы в соответствии с этими различиями, чтобы ребенок развивался гармонично? На эти вопросы ищут ответы педагоги нашей школы, накапливают материалы из своей практики, знакомятся с исследованиями в этой области отечественных и зарубежных ученых.
Учителя-предметники создают свои авторские программы, классные руководители составляют программы развития для своего класса, реализуя через них дополнительное образование. Так, учитывая природные различия и наклонности, в классах мальчиков вводятся уроки «Ранней геометрии», «Занимательной физики», информатики. В классах девочек, а это эстетические классы, помимо обязательного эстетического курса (музыка, хор, вокал, хореография, изобразительное искусство, мировая художественная культура) вводится раннее изучение иностранного языка, а с 5-го класса изучение второго иностранного языка.
Вести урок русского языка и литературы (или любой другой урок) в классе мальчиков и в классе девочек — это далеко не одно и тоже. Даже в рамках одного предмета возникают трудности: в изучении русского языка испытывают напряжение около 40% девочек и более 50% мальчиков, но мальчики как проблему отмечают, что «надо очень много писать», а девочки — «не всегда понимают правило». Все это учитывают учителя при подготовке к уроку, при отборе материала.
Татьяна Ивановна Масюк, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»
Список литературы по раздельному обучению и гендерной тематике