Гендерный подход в обучении английскому языку в начальной школе
Придя молодым специалистом в родную школу, мне пришлось заново знакомиться с ней. И это было не так просто: школа стала Лицеем раздельного обучения.
Как учителю английского языка слово gender (род) — мне было понятно, в научной литературе нашла более точное толкование этого понятия: гендер — обозначение пола как социального явления.
В университете нам преподавали «бесполую» педагогику, и мне сразу вспомнилась строчка из детской песенки: «Это мы не проходили…».
Передо мной возникло множество вопросов. В чем отличия мальчиков и девочек? Как учить мальчиков? Как учить девочек? Что «лучше»: смешанное или раздельное обучение?
Аргументами в пользу раздельного обучения являются научные труды о различиях в работе головного мозга, в мышлении, в поведении мальчиков и девочек таких ученых, как Куинджи Н. Н., Каплунович И. А., Еремеевой В. Д. В своей работе я опираюсь на отличия мальчиков и девочек в особенностях познавательной деятельности, в коммуникативном плане, в эмоциональном плане.
Мой опыт показал эффективность раздельного обучения. Такой подход даёт высокое качество обучения и воспитания учащихся.
Мальчикам нужен высокий темп работы, смена видов деятельности, информационная насыщенность, тогда как девочкам нужна тщательная проработка и детализация информации, правила и технологии. Например, при введении правила чтения окончаний притяжательного падежа существительных в классе мальчиков я привожу их к пониманию принципов чтения, вспомнив правила чтения окончаний существительных множественного числа, и они самостоятельно «выводят» новое правило, а девочкам проще запомнить уже «готовое» правило.
Девочки любят действовать по алгоритму, а мальчики предпочитают «мозговой штурм». Например, дается задание: Незнайка «рассыпал» письмо. Соберите слова так, чтобы получилось письмо. Мальчики с легкостью справляются с заданием, девочки же действуют, вспоминая алгоритм написания письма.
Мальчикам важно подчеркивать сложность задания, чтобы они смогли в итоге почувствовать себя победителями, девочкам, наоборот, надо подчеркнуть «знакомость» задания.
Девочки очень чувствительны, эмоциональны, поэтому я даю мимические и жестовые опоры во время их ответов. Например, при чтении стихотворения наизусть я поддерживаю ученицу кивком или помогаю, артикулируя губами. Если мальчик получает высокую отметку за урок, то поясняю, за что конкретно его хвалю («Ты отлично знаешь слова по теме “Food”«). Отрицательную оценку дозирую, то есть даю кратко и выразительно. Для девочки же важно хвалить «личность».
Мальчикам важна «соревновательность», поэтому часто на уроках использую групповую работу с элементами состязательности. Приведу пример заданий:
— Кто составит больше предложений по картинке.
— Найдите как можно больше слов по теме «Спорт» (дана таблица с перемешанными словами).
— Задайте как можно больше вопросов по тексту.
В классах девочек стараюсь избегать ситуаций, провоцирующих ревность друг к другу. Поэтому с ними я чаще провожу сюжетноролевые игры: «Знакомство», «В магазине» — с последующим совместным обсуждением более удачного диалога.
На уроках в классах мальчиков стараюсь подчеркивать приоритет «мужественности». Обсуждая характер героев, подчеркиваем значимость понятий «сила», «справедливость». У мальчиков высока двигательная активность, поэтому провожу физминутки, подвижные игры, что очень оживляет урок; но делаю это с большой осторожностью, ведь после такой разминки на сложную работу мальчишек не соберешь, а девочки после отдыха готовы к любым заданиям.
Уже много лет мы с коллегой С. А. Павловой организуем работу театральной студии, объединяющей и девчонок, и мальчишек. Занимаемся с ребятами постановкой английской пантомимы. В нашем репертуаре около десятка спектаклей: The Rabbit and the Wolf (Кролик и Волк), Benny and the bear (Бэнни и Медведь), The lion and the birds (Лев и Птички), A Wonderful Spell (Волшебное зелье), Cinderella (Золушка), A Wee-Little House (Теремок), The Three Bears (Три медведя), Little Froggie doesn’ t go to school (Лягушонок не хочет в школу), Snow White and Seven Dwarfs (Белоснежка и семь гномов), The Frog Prince (Принц- Лягушка).
Ребята, играя на сцене, «репетируют» роли, которые им придется исполнять в жизни (например, роль мамы, хозяйки, принца, короля и т. д.).
Итак, гендерный подход в обучении английскому языку в начальной школе помогает детям наиболее эффективно использовать свой опыт, чувства и мировоззрение.
Жизнь ставит мальчиков в ситуации, которые требуют проявления независимости, силы, поэтому они с огромным стремлением выполняют задания на смекалку.
Жизнь девочек полна эмоций, и именно гендерный подход в обучении английскому языку помогает им в самореализации, а сюжетно-ролевые игры становятся небольшой репетицией для разрешения различных жизненных задач.
Таким образом, гендерный подход дает возможность учителю улучшить качество обучения и создает благоприятную психологическую атмосферу на уроке.
Надежда Викторовна Горко, учитель английского языка начальной школы
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»