С Logo информатика интереснее!
Подготовить будущих юных программистов к освоению базового курса информатики, а также к развитию алгоритмического мышления можно с помощью пропедевтического курса информатики (5-6 классы). Язык Logo и Logo-системы на этом этапе позволяют наиболее эффективно интегрировать на уроках информатики такие образовательные направления, как: информационное (формирование представлений об основных понятиях и методах информатики); предметное (расширение инструментария деятельности учащихся при изучении и исследовании математических и физических объектов и процессов); творческое (формирование творческих и исследовательских навыков учащихся); развивающее (формирование теоретического мышления).
Особенно заметен эффект от применения Logo-систем у мальчиков. Как показывает опыт реализации Logo-программы в 5-6 классах, в старших классах увеличивается доля программирующих учеников именно мальчиков.
Отметим, что «Алгоритмизация» — один из основных разделов информатики. На практике этой теме уделяется значительное количество часов. Содержание экзаменационных материалов единого государственного экзамена также демонстрирует особый статус этой темы. И этому есть веские причины. Отмечу самые существенные. Главная методическая причина заключается в развитии алгоритмического мышления школьников.
Языки программирования Бейсик и Паскаль, которые изучаются в подавляющем большинстве учебных заведений нашего города, относятся к так называемой процедурной группе языков. При построении процедурной программы необходимо ясно представлять, какие действия и в какой последовательности будут производиться при ее выполнении. Следовательно, процедурное программирование основано на алгоритмическом мышлении и может служить средством его развития.
Трудности, с которыми мы сталкиваемся при достижении указанной цели (развитие алгоритмического мышления школьников), с одной стороны, связаны с тем, насколько полно в выбранном языке реализованы понятия, принятые в нашем курсе в качестве основных (исполнитель, цикл, процедура, массив и т. д.), а с другой стороны, со временем, которое требуется для изучения самого языка программирования. Отметим некоторые:
в Бейсике и Паскале не реализовано важнейшее понятие курса информатики — понятие исполнителя алгоритмов. Учитель вынужден прибегать к таким «примитивным» средам, как Кенгуренок, Пылесо- сик и т. п. Обращаясь затем к языку программирования высокого уровня, мы не даем ученику целостную картину: исполнитель — система команд исполнителя (СКИ) — алгоритмы решения задач, основанные на СКИ — расширение круга решаемых исполнителем задач как следствие расширения СКИ — моделирование — проектная деятельность;
в Бейсике не реализованы процедуры. Подпрограммы стандартного Бейсика нельзя считать процедурами, так как они не обеспечивают передачи параметров и независимости имен;
в Паскале с процедурами все в порядке. К тому же Паскаль приучает к хорошему стилю программирования, чего о Бейсике не скажешь. Но язык настолько абстрагирован, что малоэффективен как школьный. Безусловно, уровень мыслительной деятельности ученика 10 класса позволяет относительно быстро освоить начала Паскаля (минимум при 2 часах информатики в неделю), но в 7 — 9 классах при одном часе в неделю изучение этого языка приводит к тому, что он из методического средства развития алгоритмического мышления превращается в цель изучения!
Еще одна причина пристального внимания к теме «Алгоритмизация» — «стратегическая». Не секрет, что победа на городской олимпиаде по программированию — это престиж ученика, учителя и школы, не говоря уже о достижениях на соревнованиях по программированию более высокого уровня.
Трудности, с которыми мы сталкиваемся при достижении этой цели, связаны главным образом с ранней диагностикой одаренных детей в области программирования. Диагностируя школьников в 5-6 классах в области информатики, учитель имеет возможность реализовать целенаправленную работу с одаренным ребенком через факультативы и индивидуальные часы (если школа предоставляет таковые), которая даст толчок для более раннего развития заложенных природой способностей, поддержания интереса и потребности к углубленному изучению предмета.
Многие вышеперечисленные проблемы можно решить, обратившись к Logo как к базовому школьному языку программирования.
Язык Logo построен с учетом детской психологии и ориентирован на построение изображений и обработку текстов — задачи понятные и интересные даже ученикам младших классов. Несмотря на простоту и большую скорость освоения языка школьниками, это далеко не «примитивная» среда. При реализации «геометрических фантазий» естественным образом вводятся понятия цикла, переменных, параметров, ветвления, рекурсии и т. д. Язык Logo содержит средства процедурного и функционального программирования. На начальном уровне, которым почти всегда начинается и часто заканчивается его изучение, он похож на классический процедурный язык. Однако при решении сложных задач обработки данных на первый план выходят функциональные методы.
Немаловажен тот факт, что после года изучения Logo в 5-м классе наиболее способные ученики на факультативных занятиях по программированию довольно легко переходят в более актуальную на сегодняшний день среду программирования — Турбо Паскаль. К концу 6-го класса, изучая на уроках информатики язык Logo и проецируя полученные знания на факультативах, посвященных Паскалю, ребята способны решать в Паскале задачи наравне с 9-м классом (конечно, если для решения этих задач не требуется математических знаний девятиклассника).
Язык Logo позволяет с удовольствием углубиться в проектную деятельность. Создание проектов, пожалуй, любимое занятие моих учеников, а урок информатики — один из самых любимых школьных предметов!
Евгения Владимировна Титова, заместитель директора по УВР
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»