Организация воспитательной работы при параллельно-раздельном обучении
Я работаю в должности завуча начальных классов в школе- лаборатории №760 20 лет, 19 лет наш педколлектив работает по методологии «здоровьесохраняющего и развивающего обучения» доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, 11-й год в нашей школе осуществляется параллельно-раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек.
Переход к параллельно-раздельному обучению и воспитанию вызвал ряд трудностей:
• не все учителя смогли перестроиться с традиционной системы на параллельно-раздельную. Нет опыта работы ни в нашей стране, ни за рубежом, поэтому появляется страх и отторжение от этой системы;
• в классах мальчиков остро встал вопрос с дисциплиной;
• в классах девочек оказалось трудно формировать коллектив, так как девочки по природе своей конкурентки друг другу, среди них часто возникают склоки, сплетни;
• девочки и мальчики мало общаются;
• нет учебных пособий с учетом гендера.
Работу пришлось начать с поиска учителей, которые поймут и примут необходимость параллельно-раздельного обучения и воспитания, смогут подойти творчески к данной работе. Такие учителя нашлись. Я горжусь своим коллективом учителей — это профессионалы, неравнодушные, преданные своему делу люди. У нас сплоченный, творческий коллектив единомышленников, девизом работы которого являются такие слова: “Чтоб маленький росток / С земли подняться смог, / Ты помоги ему. / Духовной красотой, / Как чистою водой, / Ты напои его. / И в суматохе дней / Теплом согрей и сохрани его..
За эти годы нами разработаны прописи по формированию отрывного импульсно-нажимного каллиграфического письма с учетом гендера, учебное пособие по чтению для мальчиков и для девочек, серия уроков по методологии «здоровьесберегающего и развивающего обучения» с учетом гендера, разработаны классные часы, сценарии праздников, уроков мужества, разработана программа по воспитанию в девочках женского начала, в мальчиках — мужского и программа, объединяющая и развивающая их, разработаны родительские собрания по воспитанию мальчиков и девочек в семье.
Мы считаем, что правильно организованная воспитательная работа на уроках и во внеурочное время может решить и образовательные, и развивающие задачи. Мы определили цели: воспитать в девочках качества, присущие женщине — женственность, нежность, скромность, доброту, аккуратность, трудолюбие, заботу, бережное отношение к здоровью. Я не буду подробно останавливаться на воспитательной работе в классе девочек, т. к. опытом своей работы с ними поделится председатель методического объединения учителей, учитель Марина Геронтиевна Решетняк. Хочу только сказать, что плоды работы видим не только мы, но и родители. Девочки нашей начальной школы скромны, трудолюбивы, дружны, заботливы и аккуратны.
У наших девчонок — культ длинных волос, они гордятся своими косами. Ежегодно мы проводим праздник «Коса — девичья краса», где девочки демонстрируют различные прически из кос, а комментируют прически мальчики в стихах: “Ты думаешь, корзиночки бывают лишь в руке? / Тогда скажи, пожалуйста, что у тебя на голове? / Корзиночка! В корзиночке два бантика цветут / И мимо этой красоты пройти нам не дают. // Маленькая девочка, / Темные косички, / Карие глазки, / Длинные реснички. / Вот, стоит с косой, улыбается, / А в ответ сердца зажигаются. // Зря стараетесь, девчонки, / Украшая волосы. / Ободки, заколки, шпильки / Кудри и начесы – / Вас ничто не красит больше, / Чем девичьи косы!”
В канун 8 марта наши девочки писали сочинение на тему «Образ женщины, который для меня является примером». 5% девочек выбрали образ женщин-ученых, космонавтов, балерин, а у подавляющего большинства образцом для подражания стали их мамы. Все девочки ощущают стремление к женственности, нежности, красоте, стремятся стать хорошими хозяйками, понимают предназначение женщины — хранительницы домашнего очага, хотят научиться понимать людей и находить с ними общий язык.
В мальчиках мы стремимся воспитать качества, присущие мужчинам: мужественность, силу, стойкость духа, смелость, честность, ответственность, уважение к старшим, заботу о девочках. Вся воспитательная работа с мальчиками построена на соревновании. В 1-м классе это соревнование за право вступить в Союз «Богатырей Земли Российской». Каждый мальчик должен собрать 3 богатырских символа: щит, меч, шлем. Критерии оценки следующие: дисциплинированность, трудолюбие, стремление к знаниям, честность, отношение к товарищам, забота о девочках, уважение к старшим. Соревнование наглядно отражается на стенде. В период подготовки к вступлению в Союз идет работа над присягой, строевая подготовка. Эту работу проводят мальчики-старшеклассники — члены поискового отряда. В канун 23 февраля проводится обряд «Посвящения».
Обряд «Посвящение» — это большое театрализованное представление, на котором к ребятам приходят ветераны Великой Отечественной войны, представители воинских частей и училищ различных родов войск. Мальчики-первоклассники перед лицом своих товарищей принимают присягу юных богатырей Земли Российской. Затем фронтовики и представители воинских частей вручают ребятам воинские знаки и символы, которые в дальнейшем они будут носить на своей форме.
Обряд «Посвящения» и вся дальнейшая работа не ставит целью подготовить профессиональных воинов. Главное — воспитать качества, присущие настоящему мужчине.
После «Посвящения» у богатырей начинается соревнование за право получить звезду и называться лучшим богатырем Маленькой страны. Итоги подводятся еженедельно и наглядно отражаются на стенде. Портреты лучших богатырей и невестушек на стенде — хороший стимул к самосовершенствованию как для мальчиков, так и для девочек.
С целью воспитания в мальчиках качеств, присущих мужчинам, разработан цикл бесед, чтение и обсуждение соответствующей литературы, организовываются тематические экскурсии в музеи.
С 1-го класса мальчики приучаются к труду. В каждом классе есть инструменты, шурупы, гвозди. Они могут починить стулья, парты не только в своем классе, но и в классах девочек.
Большое внимание уделяется спорту. Почти все мальчики занимаются в спортивных секциях. В каждом классе есть турник, шведская стенка. Мальчики подтягиваются, отжимаются. Ведется экран достижений. Часто проводятся соревнования среди мальчиков по минифутболу, пионерболу, военизированные эстафеты.
Мальчики нашей начальной школы отличаются подтянутостью, стремлением помочь девочкам и малышам, целеустремленностью, любознательностью, любовью к спорту, не боятся брать ответственность на себя.
Следующая цель воспитательной работы — воспитание любви к Родине, гражданских качеств, толерантности, умения жить в большой семье — нашей Маленькой стране, научить общаться мальчиков и девочек на уровне самоуважения, создавать условия для раскрытия творческих способностей каждого ребенка.
Эти задачи мы решаем через модель нашего школьного государства — Маленькую страну. Это настоящее государство со своей Конституцией, гербом, гимном, правительством. Каждый класс — город со своим названием, гимном, гербом.
По названию города можно определить, кто живет в нем — девочки или мальчики. Например, города, где живут мальчики, называются — «Отважный», «Спасатели», «Орлята». А девичьи города носят названия — «Нежность», «Ласточки», «Цветоград».
В сентябре каждого учебного года проходят выборы мэров в каждом классе, а в классах мальчиков еще и выборы командиров отряда и отделений, избирается правительство Маленькой страны — президент, вице-президент и министр.
После выборов проводится праздник «Инаугурация президента и посвящение первоклассников в жители Маленькой страны».
Каждое утро в Маленькой стране начинается с общей утренней зарядки под музыку. Затем жители Маленькой страны поздравляют именинников, президент подводит итоги предыдущего дня, если были конкурсы, награждает грамотами, знакомит с планом на ближайшее будущее. Все завершается коллективным исполнением песни под караоке.
Наша Маленькая страна — большая семья, она богата традициями, которые способствуют формированию в девочках женского начала, в мальчиках — мужского, и в то же время она объединяет их и создает условия для воспитания уважения к противоположному полу.
Мы с гордостью отмечаем, что наши дети здоровы, жизнерадостны, с удовольствием учатся, всесторонне развиваются, им нравится общаться, они любят свою школу, учителей.
Высокую оценку нашей работе дают родители:
«О школе мы знали давно. Здесь учатся дети наших друзей и знакомых. Отзывы о школе самые хорошие. Девиз школы «Нам нужны здоровые дети, умные и успешные».
«… Коллектив школы и дети — это одна большая семья со своими традициями, праздниками, в которые маленькие первоклассники включаются и принимают участие с первого дня учебы в школе».
«. Раздельное обучение девочек и мальчиков положительно влияет на их развитие и воспитание. Девочки прекрасно дружат, помогают и заботятся друг о друге».
«Программа воспитания учащихся начальных классов очень позитивная. Она направлена на обучение детей дисциплинированности, честности, терпимости друг к другу, доброте и уважению к старшим. Большое внимание уделяется здоровью. В воспитании девочек доминирует программа женского начала: нежность, материнство, женственность. А мальчиков воспитывают в духе сильных, смелых, надежных, уверенных в себе людей, будущих защитников своей Родины и своей семьи».
«Систему раздельного обучения в школе считаю правильной. Ребенок лучше адаптировался, он комфортно чувствует себя в кругу мальчиков, уважительнее стал относиться к девочкам. Он с удовольствием занимается физкультурой, стараясь соперничать и улучшать свои физические возможности».
«Считаю, что раздельное обучение очень благоприятно влияет на ребенка. Самое главное, наших детей в этой школе любят, а это для нас самое главное! Мы очень рады, что остановили свой выбор именно на этой школе!!!».
Татьяна Ивановна Ерофеева, завуч начальной школы,
ГОУ средняя общеобразовательная школа-лаборатория №760 им. А. П. Маресьева.