Раздельно-параллельное обучение как фактор сохранения здоровья школьников
Образование — фундаментальное жизненное благо. Главным фактором устойчивого развития в мире становится не столько производство материальных благ и оказание услуг, сколько увеличение знаний, творческого потенциала. Сегодня даже экономическое соревнование государств, как отмечалось на Парламентской Ассамблее Совета Европы в 2008 году1, перемещается из производственной области в сферу науки и образования.
Целью образования в современных условиях является гармонично развитый, мобильный человек, способный успешно исполнять разнообразные роли в стремительно меняющемся мире. Способствовать формированию такого человека может, на наш взгляд, гендерный подход в образовании.
Под гендерным подходом в педагогике и образовании мы понимаем индивидуальный подход, предусматривающий проявление учащимся своей идентичности. Этот подход даёт человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким. Воспитание учащихся на основе гендерного подхода позволит решить многие неразрешенные ныне проблемы. Как показывают исследования, для названных задач раздельно-параллельное обучение детей в массовых школах является идеальным вариантом.
Опираясь на научные труды Т. П. Хризман, В. Ф. Базарного, Т. В. Бендас, О. А. Хасбулатовой и других авторов, мы убедились в принципиально различных стратегиях развития мальчиков и девочек. Поэтому раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек в соответствии с их особенностями может стать одним из условий оптимизации учебного процесса. Гендерный подход позволит кардинально изменить подходы в воспитании и обучении, максимально поддерживая и развивая индивидуальность каждого ребенка. Мы считаем исключительно важным выработать такие методы, формы, средства обучения и воспитания, чтобы развить в детях то лучшее, что заложено природой.
В 2006 году решением коллегии Министерства образования и науки Республики Бурятия принято решение о создании прогимназии с раздельно-параллельным обучением мальчиков и девочек на базе МОУ «Начальная школа-сад №108 (г. Улан-Удэ). Школа-сад № 108 — общеобразовательное учреждение с открытой и гибкой педагогической системой, ориентированной на достижения главной задачи — помочь ребёнку овладеть необходимыми современному обществу компетенциями. Приоритетной стратегией нашей педагогической системы является реализация экологического и валеологического подходов, расширение художественно-эстетического образования и внедрение психолого-педагогических технологий взаимодействия в парадигмах «педагог — педагог», «педагог — ребёнок», «педагог — родители».
Анализ данных ежегодного централизованного тестирования, которое выпускники прогимназии № 108 проходят при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете, показал рост среднего балла по математике на 0,2 у девочек и на 0,3 у мальчиков. По русскому языку — на 0,3 у девочек и на 0,5 балла — у мальчиков (3,6 балла в смешанном классе и 4,1 — в раздельном).
По данным мониторинга, проведённого специалистами Республиканского физкультурно-оздоровительного диспансера в марте 2009 года, у школьников улучшились зрение и осанка, весоростовые показатели, у мальчиков улучшились показатели здоровья на 4%, у девочек — на 6,4%.
Психологическая служба прогимназии отмечает, что уровень тревожности в классе мальчиков стал минимальным, повысился средний балл успеваемости, снизился уровень агрессии на 18%, готовность к восприятию повысилась на 18,3%.
Некоторые результаты работы по организации учебно-воспитательного процесса в условиях раздельно-параллельного обучения обсуждены на совместном семинаре прогимназии № 108 и Республиканского лицея-интерната № 61 города Улан-Удэ в марте текущего года. Эти результаты показали, что в раздельном обучении скрыты огромные резервы развития индивидуальности личности. Учебный
процесс протекает в благоприятной для детей атмосфере. сведены до минимума стрессовые ситуации. При этом мальчики имеют возможность «подрасти. не форсируя темпов»2. (В обычном классе среди девочек с их опережающим развитием. это невозможно). У детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего учебного года. Во время перемен. на всех мероприятиях. на специальных совместных праздниках мальчики и девочки встречаются как «знакомые незнакомцы». проявляя галантность кавалеров и утончённость дам.
Экспериментальная работа показала. что для успешной реализации раздельно-параллельной системы обучения необходима ее поддержка со стороны родительской общественности. В соответствии с программой за годы эксперимента для родителей был проведён комплекс мероприятий: лектории. конференции. общественные смотры знаний. мастер-классы. выставки. деловые игры. Родителям предоставлена литература. методические материалы. записанные на электронных носителях. также информация доступна на сайте школы.
Анализ результатов анкетирования родителей прогимназии даёт право утверждать. что 97.1% респондентов положительно оценивают деятельность педагогов.
Рассматривая образование как фундамент всей будущей жизни человека. полагаем. что именно в школьные годы имеется возможность не только развить интеллектуальный потенциал ребёнка. но способствовать сохранению его здоровья.
Таким образом. гендерный подход в образовании — это ресурс повышения качества современного образования. а главное — сохранения здоровья человека.
1 Коробейников А. А. Образование в целях гармоничного развития учащихся. —
На англ., франц., русск. яз. — М.: Пашков дом, 2008. — 96 с.
2 Рупперт Кирби. Керри Бреннан. Гендерный подход в школе. Сборник статей. 2005 г. 231
Александра Олеговна Копылова, консультант отдела кадровой и организационно-правовой работы Министерства образования и науки Республики Бурятия, кандидат педагогических наук,
МАОУ прогимназия № 108, г. Улан-Удэ