Изобразительная деятельность как средство формирования полотипических представлений у детей дошкольного возраста
Реформирование дошкольного образования вызвало необходимость внесения изменений в имеющиеся учебные дошкольные дисциплины, в том числе дошкольную педагогику и психологию, которые недостаточно уделяли внимания развитию психологического пола детей, начиная с дошкольного возраста.
Смена модели дошкольного образования с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную заставила руководство МДОУ ЦРР д/с № 39 «Радуница» г. Ставрополя перейти на инновационный путь преобразований в дошкольном учреждении. Это преобразование началось с пересмотра позиций педагогов на проблемы воспитания мальчиков и девочек.
Учитывая, что проблема полоролевого воспитания была мало изучена, был дан социальный заказ на создание программы эксперимента по проблеме «Развитие психологического пола ребенка дошкольника 4-7 лет». Программа разработана кандидатом педагогических наук, научным руководителем эксперимента Р.М. Литвиновой.
Актуальность темы эксперимента состояла в том, что одной из проблем современной психологии остается влияние пола человека на его психическое, социальное и личностное становление. В дошкольном учреждении девочки и мальчики воспитываются в одной среде, одними методами и приемами, которые не выделяют чисто женские и мужские черты, присущие детям разного пола. Отсюда и результат — усредняется психологический пол ребенка.
В рамках экспериментальной деятельности осуществлялся поиск педагогических условий воспитания основ полоролевого поведения детей дошкольного возраста. Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, выступает средством формирования социальных отношений, способом познания ребенком себя и мира взрослых. Поэтому педагогами дошкольного учреждения были разработаны специальные полоролевые игры: «Военный корабль», «Хозяюшка», «Диагностический центр», «Салон красоты», «Милиционеры» и др. Наблюдения показали, что в игре дети, ощущая себя маленькими взрослыми, лучше осваивали мужские и женские стереотипы. Игровой опыт стал маленьким жизненным опытом, который будет полезен в дальнейшей жизни.
Другим, не менее важным видом деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни (А.И. Копытин).
Результаты эксперимента показали, что изобразительная деятельность обладает широкими возможностями формирования полотипических представлений у детей дошкольного возраста. Разработанные занятия изобразительной деятельности по полоролевому воспитанию были систематизированы в соответствии с проводимыми в рамках эксперимента полоролевыми играми детей дошкольного возраста. Это позволило закрепить и обобщить полученные знания детей, раскрыть индивидуальные возможности становления каждой личности ребенка, как мальчика, так и девочки в процессе социализации.
Исследуя динамику развития детского творчества в аспекте полоролевого воспитания, можно сказать, что эта тема вызвала у детей неподдельный интерес, готовность и способность воспринимать, а также демонстрировать в рисунках реальные взаимоотношения в семьях воспитанников, поведения мальчиков и девочек в совместной деятельности. Анализ детских рисунков показал, что они на своём уровне пытаются выразить проблемы взрослых, их связь с большим миром. При этом работы мальчиков характеризуются экспрессией, динамизмом, масштабностью. В рисунках девочек обращает на себя яркость цветового решения, разнообразие изображений, отражающих сюжеты полоролевых игр.
По окончании эксперимента в рисунках мальчиков и девочек нашли свое отражение социально одобряемые формы поведения мужчины и женщины, положительное отношение друг к другу, своё собственное отличие от других, неповторимость и значимость. Одним из эффективных методов формирования полотипических представлений у детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности явился метод арттерапии. Он предоставил возможность творческого поиска каждому ребенку, где происходил процесс осознания себя и мира, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии человека.
Арттерапия — новый метод, который используется на практике не всеми педагогами дошкольных учреждений, т. к. он требует детального изучения и внедрения в практику работы с детьми. Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания (А.И. Копытин). Арттерапия призвана помочь каждому ребенку найти подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости, что явилось мощным механизмом формирования у детей дошкольного возраста полотипических представлений. На примере арттера- певтического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Тайна моего «Я», разработанного и адаптированного в рамках эксперимента, можно отметить, что на этом занятии каждый ребенок смог сделать для себя ряд открытий: увидеть свою индивидуальность, неповторимость и значимость с помощью тщательного рассматривания своего отражения в зеркале, тактильного «знакомства» со своим лицом, собственной мимикой, сравнением себя с другими, и подтвердить это в собственном рисунке, используя цветовую гамму, выбранную для себя. В конце занятия можно было услышать такие резюме дошкольников о себе: «Мальчиков в группе много, но я один такой, я не похож ни на кого другого», «Никто не нарисовал себя, похожим на меня», «Мне сказали, что только у меня веселые глаза!», «Я чувствую себя другой» и т. п. Дошкольники увидели не только внешние отличия друг от друга, но и осознать ценность своих чувств, получить оценку самого себя со стороны своих сверстников — разное мнение мальчиков и девочек.
Арттерапевтические занятия всегда были интересны и ожидаемы детьми, т. к. арттерапевтический метод в практическом применении предполагает атмосферу доверия, высокую терпимость и внимание к внутреннему миру каждого ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, а также сформировать более активную жизненную позицию согласно социальным ролям и формам поведения будущих мужчин и женщин.
Кроме того, арттерапевтические занятия становятся помощью ребёнку в приобретении навыков рефлексии. Через осознание себя, понимание ценности своих чувств и внутреннего опыта, победу над неизвестностью, ребёнок становится готов к пониманию и принятию чувств окружающих его людей (А.И. Копытин).
Следует отметить, что арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
Экспериментальная работа показала, что изобразительная деятельность в дошкольном учреждении с применением инновационного метода арттерапии может способствовать формированию полотипических представлений у детей дошкольного возраста. Но вопросы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности требуют дальнейшего исследования и разработки поднятой проблемы.
Надежда Владимировна Катурина,
доцент кафедры дошкольного образования СКИПКРО, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук,
Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ