Гуманизация и гуманитаризация в условиях совершенствования образовательной системы школы (автореферат кандидатской)
Диссертация выполнена в Институте общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В Ф. КРИВОШЕЕВ.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор В. Г. ГОРЕЦКИЙ;
кандидат педагогических наук, А. Г. КАСПРЖАК.
Ведущее учреждение: Республиканский институт повышения квалификации работников образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Защита состоится 24 декабря 1996 г. в 11 час. в актовом зале на заседании Диссертационного совета К 113.39.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Институте общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, д. 24.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан 28 октября 1996 г.
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Диссертационного совета, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник О. А. БОКОВНЕВ
Подписано в печать 26.10.1996г.
Тираж 100 экз.
Заказ 121.
Отпечатано в типографии
И00 МОПО РФ
109044, Москва, Крутицкий вал,д.24.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Восьмидесятые годы в России характеризуются небывалыми по своему динамизму темпами развития и изменениями, происходящими в обществе.
Решение социальных проблем требует от системы образования решения многих вопросов, ориентированных на подготовку молодых людей к жизни. Необходимость комплексного подхода к решению этих проблем сегодня очевидна.
Одним из важнейших направлений реформирования сегодняшнего общества большинство развитых государств видит в совершенствовании существующих образовательных систем, причем большая часть стран и, особенно, те, которые имеют высокую степень экономического развития, обеспокоены отставанием и несоответствием собственных образовательных систем, которые не могут обеспечить необходимый уровень образования, культуры, нравственного, психического и физического здоровья, необходимого молодому поколению для преодоления нарастающих проблем, порожденных особым динамизмом XX столетия.
В настоящее время, анализируя программные документы, указы законодательные акты, концепции, теоретические разработки, опыт совместной инновационной работы педагогов – теоретиков и практиков, следует отметить, что в большинстве из них выделяется необходимость гуманизации и гуманитаризации общественных отношений и образовательной системы.
Причем многими авторами гуманизация и гуманитаризация признаются как одно из самых главных и приоритетных направлений реформирования образовательной системы.
При этом целесообразно отметить позицию правительства Российской Федерации, которая в законе ”06 образовании” связана с установкой для всех граждан России и всех работников образовательной системы на объективный, неформальный поворот общества и школы к личности ребенка.
Последние годы реформ и демократических преобразований вызвали у большинства участников образовательной системы желание сделать ее лучше, в большей степени отвечающей требованию ее гуманизации и гуманитаризации.
Однако, результаты многолетней научно-исследовательской деятельности по разработке проблемы гуманизации и гуманитаризации системы образования свидетельствуют о том, что данный вопрос несмотря на всю его важность и значимость недостаточно подробно рассмотрен и проанализирован.
Анализ имеющихся наработок убеждают нас в том, что пока нет целостного видения этой проблемы. При рассмотрении вопросов, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией, нет в достаточной мере адекватной оценки ее роли и степени значимости в современных событиях, происходящих в обществе и образовательной системе, ее роли в решении проблем, стоящих перед обновляющейся Россией. В этой связи необходимо отметить:
– во-первых, нет ясных представлений о направлениях гуманизации и гуманитаризации образовательной системы;
– во-вторых, слабо представлено целостное интегративное осмысление этих процессов и их взаимодействия между собой;
– в-третьих, недостаточно полно освещены вопросы концептуальных подходов и конкретных долгосрочных программ, которые могут позволить практически педагогическим коллективам школ целенаправленно, осмысленно, понимая всю важность и имея научно обоснованные и апробированные механизмы, использовать их непосредственно в практике своей работы- или в качестве опорных аналогов для собственных поисков и решений вопроса по гуманизации и гуманитаризации образовательной системы учебно-воспитательного процесса;
– в-четвертых, данная ситуация не дает возможности эффективно использовать тот потенциал, который заложен в этом направлении реформирования российской образовательной системы.
В нашем диссертационном исследовании предпринята попытка целостного подхода к видению во всей совокупности процесса гуманизации и гуманитаризации, особое внимание обращается на взаимодействие этих направлений как единого целостного интегрированного процесса. Мы пытались выделить основные направления деятельности конкретных педагогических коллективов по гуманизации и гуманитаризации образовательной системы и обоснованию их важности и необходимости. В работе дано конкретное отображение характерных подходов к гуманизации и гуманитаризации в рамках конкретного образовательного учреждения (школа-лаборатория N 760 г.Москвы) по изначальным характеристикам и концептуальным подходам – массовой, не специализированной, муниципальной общеобразовательной средней школы.
Анализ продолжительной поисково-экспериментальной работы позволил теоретически осмыслить опыт реализации программы по гуманизации и гуманитаризации образовательной системы на базе конкретной школы, что позволило концентрированно разработать комплекс мер по внедрению их в практику учебных заведений и, прежде всего, в общеобразовательную школу, которая является самым массовым учебным заведением.
Это, по нашему мнению, свидетельствует об актуальности данного исследования, его практической значимости для всей системы образования современной России.
Цель исследования – определение эффективности влияния долгосрочных программ по гуманизации и гуманитаризации системы образования на образовательные процессы в школе.
Объект исследования – процесс гуманизации и гуманитаризации системы образования в школе.
Предмет исследования – интегрирование программы по гуманизации и гуманитаризации системы образования в школе.
Гипотеза исследования – эффективность образовательного процесса значительно повысится, если:
– рассмотрение основных направлений совершенствования образовательного процесса в школе грамотно соотнести с вопросами основных проблем реформы системы образования;
– в определении основных направлений совершенствования образовательной системы центральное, интегрирующее место отвести процессу гуманизации и гуманитаризации;
– отработать основные направления гуманизации и гуманитаризации УВП, как единого целенаправленного интегрирующего процесса
формирования молодого человека;
– разработать концепцию и программу функционирования и развития инновационной школы-лаборатории по проблеме гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, определить основные направления гуманизации и гуманитаризации школы, разработать долгосрочные программы их практической реализации на базе научно-практических лабораторий школы, создать в школе среду единого гуманитарно-гуманистического пространства, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, получение им прочных устойчивых знаний, сохранение и совершенствование его нравственного, психического и физического здоровья.
Задачи исследования.
1. Определить место процесса гуманизации и гуманитаризации в общем процессе реформ в обществе и совершенствовании образовательных задач.
2. Сформулировать и раскрыть понятия гуманизации и гуманитаризации общественных отношений и процесса гуманизации и гуманитаризации системы образования.
3. Уточнить основные направления гуманизации и гуманитаризации современной системы образования и показать степень их важности в процессе развития и демократизации общества.
4. Разработать концепцию и программы по реализации основных направлений гуманизации и гуманитаризации образовательной системы в школе.
5. Изучить степень эффективности влияния долгосрочных программ по гуманизации и гуманитаризации процесса обучения на развитие личности ребенка, его нравственное, психическое и физическое здоровье.
6. Разработать научно-методические рекомендации по реализации программы ’’Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса в школе”.
Методологической основой исследования явились труды классиков российской и зарубежной педагогики, философии, физиологии и медицины, перспективные исследования и разработки российской педагогической науки и практики.
В своей исследовательской работе мы опирались на гуманистические принципы и подходы таких педагогов, как Амонаіпвили Ш. А. , Караковский В. А. , Макаренко А. С. , Станиславский К. С. , Сухом-линский Е. А. , Ушинский К Д. , Шиянов Е. Е , Ягодин Г. А. и т. д.; философов: Девятовой С. В. , Купцова R И. , Ломоносова М. В. , Розанова R В., Толстого JL Е и т. д. / ‘физиологов и медиков: Аветистова Э. С., Айзмана Р. И. , Базарного В Ф. , Бернштейна Е А. , Глейзера В Д., Запорожца А. В , Люсова В А., Сердюковской Г. Е , Сеченова И. ML , Ярбуса А. Л. и т. д.
Метода исследования. Системный подход и целостное видение предмета исследования, анализ философской, психологической, медицинской и педагогической литературы, изучение массового и передового опыта. Концептуально-программный подход к моделированию учебно-воспитательного процесса, опытно-экспериментальная работа, системно-временные исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с учителями, учениками и их родителями, обследования и диагностика, экспертные оценки специалистов.
Этапы исследования. Исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (1986-1990) была проанализирована научная и научно-методологическая литература по исследуемой проблеме, проведен анализ содержания образовательного процесса в школе, изучены аспекты разработанности проблемы исследования и степени реализации в образовательной системе.
Намечены основные направления и концептуальные подходы иссле довательской деятельности. Сформирована лаборатория по экспериментальной апробации,аккумуляции и анализу передового педагогического опыта ’’ВЦППО’’.
На втором этапе (1990-1993) были продолжены теоретические исследования проблемы, сформулированы основополагающие принципы исследовательской деятельности, проведен анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на развитие школы, подготовлены концептуальные и программные документы исследовательской деятельности педагогического коллектива, определен статус школы как учреждения, работающего в инновационном режиме (школа- экспериментальная площадка, а затем школа-лаборатория), разработаны критерии эффективности исследовательской работы, подготовлены материалы для проведения экспертной оценки результатов исследовательской деятельности. Проведено опытное внедрение и анализ по основным направлениям исследований.
На третьем этапе (1993-1995) – организована широкая опытная проверка разработанных программ: их корректировка, уточнение, дополнение, совершенствование и нахождение элементов их взаимного ч интегрирования. Выявлены главные интегрирующие позиции во всех программах. Проведен анализ влияния программ на процессы формирования творческой активности учителей и учащихся школы, степени их ч эффективности. Проведены экспертный анализ и обследования, тестирование и диагностика. Осуществлено осмысление результатов опытно-экспериментальной работы, обобщены и оформлены материалы исследований. Сформированы научно-исследовательские лаборатории по всем основным направлениям проблемы исследования. Опытно-экспериментальная работа обсуждалась на научно-практических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы получили экспертную оценку специалистов выставки ’’Школа 2000 года’’ ГАО ВВЦ, Московского комитета образования и Министерства образования Российской Федерации.
Четвертый этап (1995-1996) – оформление результатов исследования в форме диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
– впервые предпринята попытка определения.места проблемы гуманизации и гуманитаризации в системе образования, в процессах реформирования образовательной системы в нашей стране; *
– сформулированы конкретные определения понятий процесса гуманизации и гуманитаризации общества и процесса гуманизации и гуманитаризации системы образования;
– уточнены основные направления, определено значение гуманизации и гуманитаризации системы образования в школе в современных условиях;
– разработаны концепция и программы исследовательской деятельности по проблеме гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в школе;
– определены общехарактерные образовательные задачи школы, направленные на учителя и ученика, сформулированы основные вопросы управления для эффективного решения программы по гуманизации и гуманитаризации в условиях школы-лаборатории;
– отработана система целостного интегрированного подхода к решению задач гуманизации и гуманитаризации в учебно-воспитательном процессе;
– выявлены необходимые условия для формирования единого гуманитарно-гуманистического пространства в школе;
– определена эффективность влияния долгосрочных программ по гуманизации и гуманитаризации на образовательные процессы в школе, на примерах реализации таких программ, как “Богатыри земли Российской”, “Начальная школа”, “Здоровьеразвивающее обучение”, “Медиацентр” и “Русская словесность”.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и внедрен интегрированный целостный подход к решению проблемы гуманизации и гуманитаризации системы образования в школе, который может быть использован в практике работы педагогических коллективов других школ.
На защиту выносятся следующие положения:
– целостный интегрированный процесс гуманизации и гуманитаризации современной образовательной системы является объективно необходимым интегрирующим процессом в реформировании современной системы образования и эффективно способствует гуманизации и гуманитаризации общественных отношений учебно-воспитательного процесса;
– разработанные долгосрочные комплексные и интегрированные программы научно-исследовательской деятельности и согласованные с ними программы обучения и воспитания учащихся позволяют находить эффективные средства целенаправленного осуществления гуманизации и гуманитаризации всего учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы и подготовке ее выпускников духовно, нравственно, психически и физически более здоровыми, с прочными глубокими знаниями, соответствующими государственым стандартам.
Достоверность результатов подтверждается:
– анализом достижений философской, педагогической, психологической мысли, положениями, получившими подтверждения в современной педагогической науке;
– применением комплекса методов, адекватных поставленным целям и задачам и логике исследования;
– целенаправленным многолетним анализом автором исследования проблемы, контролем за промежуточными результатами с постоянным внесением корректив в содержательный процесс, результатами опытно-экспериментальной работы, а также использованием методов повторного тестирования.
– сравнительным анализом результатов, полученных при диагностике учащихся в школе-лаборатории N760 и исследованием данных других регионов, полученных в образовательных учреждениях;
– сравнением и подтверждением результатов тестирования и диагностики разными независимыми исследователями из самой школы, а также приглашенными специалистами.’
Апробация и внедрение результатов связаны, на наш взгляд, с тем, что решены следующие вопросы:
– разработаны концепция, программа функционирования и развития, программа научно-исследовательской деятельности школы-лаборатории N 760 г. Москвы, и на их основании организована экспериментальная работа в ней;
– обобщен многолетний опыт работы школы-лаборатории, который отражен в научных публикациях, передачах по радио и центральному телевидению, имеет постоянно действующую экспозицию материалов на выставке “Школа 2000 года’’ (организованной Министерством образования РФ, РАО, ГАО ВВЦ) в павильонах ГАО ВВЦ и используется во многих школах СНГ. В 1994 г. автор данного исследования и десять членов творческого коллектива удостоены лауреатских званий и награждены медалями ГАО ВВЦ;
– проводится систематическая работа на конференциях и семинарах, организованных и проводимых РАО, И00 МО РФ, Министерством образования РФ. Московским комитетом образования, ГАО ВВЦ, Северо-Восточным окружным управлением Московского комитета образования. За период с 1989 по 1996 гг. по инициативе соискателя проведено на базе школы и ГАО ВВЦ (базового предприятия школы-лаборатории N 760 г. Москвы) 182 семинара по основным проблемам гуманизации и гуманитаризации системы образования.
– подготовлены рекомендации и методические разработки, фильмы, компьютерные программы по организации научно-исследовательской деятельности в школе-экспериментальной площадке, школе-лаборатории, школе-комплексе (общеобразовательная школа- детский сад) для органов народного образования.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка используемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность темы, ее цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, методы и этапы работы. Раскрывается научная новизна, практическая значимость и внедрение результатов исследования.
В первой главе “Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного образования” проводится подробный анализ проблем, стоящих перед образовательной системой страны. Подчеркивается, что современное общество на пороге XXI века все в большей степени обращает внимание на необходимость создания более качественной системы образования.
Это объясняется тем, что система образования имеет, социально значимый характер и влияет на развитие всей социально-экономической инфраструктуры.
В настоящее время к важнейшим проблемам системы образования, на наш взгляд, относятся: проблема духовного обнищания молодежи; проблема охвата процессом образования большего числа людей; неустойчивость получаемых знаний; отсутствие у учащихся целостного представления о мире в силу раздробленности преподаваемых курсов; недостаточное понимание того, какие знания и в каком объеме необходимо включать в образование программы; отсутствие сбалансированной системы, обеспечивающей непрерывность в образовании; необходимость выделения знаний, направленных на процесс развивающего ребенка обучения, и на знания “ядровые”, которые должны быть устойчивыми и оставаться у ребенка на всю его жизнь; и, конечно, проблема здоровья ребенка в процессе его обучения, причем, здоровья в широком смысле этого слова: здоровья физического, психического и нравственного.
Содержание первой главы обращает внимание на то, что в настоящее время фактически нет ни одной страны в мире, которая в полной мере была бы довольна своей системой образования, несмотря на огромные успехи в вопросах образования, достигнутые в последние десятилетия. В этом плане, например, показательны программы и документы Соединенных Штатов Америки: 1983 год – “Нация в опасности”, 1985 год – “Барьеры на пути совершенствования: наши дети под угрозой”, 1985 год – “Нуждающиеся дети”, 1990 год- “Национальные цели просвещения”.
В настоящее время можно выделить следующие направления реформирования образования в мире: его демократизация, гуманизация и гуманитаризация, повышение фундаментальности знаний, компьютеризация, интеграция на мировом уровне, изменение технологий обучающе-образовательных процессов, исключающих пагубное влияние процесса обучения на здоровье ребенка.
В нашей стране в последние десять лет также наметились устойчивые положительные тенденции вхождения в мировое сообщество. Демократические преобразования в России вызвали активность многих людей, которым не безразлична дальнейшая судьба нашей страны. И поэтому не случайно, первым законом Российской Федерации, подписанным первым президентом России, был закон “Об образовании”, в котором утверждаются основные права граждан России на получение качественного и эффективного, не наносящего вреда здоровью ребенка образования, и наметивший главные направления развития образования в нашей стране.
Автор обращает внимание на то, что сегодня образование будет эффективным только в том случае, если в обществе будет высок статус человека образованного, интеллигентного, человека, которому характерны такие свойства и качества, как порядочность и честность, справедливость и доброжелательность, гуманизм и человечность, уважение и терпимость к другим людями, самоуважение, забота о благосостоянии своей страны, общества и приверженность демократическим идеалам, патриотизм и гражданственность, высокая нравственность и умение вести здоровый образ жизни, умеющего понимать значение и ценности образования и поэтому стремящегося к овладению новыми знаниями, которые расширят его творческие возможности-.
В диссертации обосновывается необходимость реформирования системы образования, исходя прежде всего из исторических особенностей развития России, ее народных традиций, обобщения лучшего опыта, опираясь на опыт выдающихся педагогов прошлого (Песталоц- ци, Ушинского, Макаренко, Крупской, Сухомлинекого и др.).
Автор предпринял попытку осуществить подробный анализ законодательных документов, программ, методологической и научно-исследовательской литературы по проблемам исследования, что позволило сделать следующие обобщенные выводы:
– о целесообразности реформирования системы образования;
– о недопустимости превращения образовательной системы в идеологический инструмент;
– о развитии демократизации всей системы образования, повышении фундаментальности знаний, построении системы непрерывного образования, компьтеризации, введении многоуровневой системы обучения, реализации идей многовариативности, гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса;
– о грамотном сочетании в процессе обучения специальных и общекультурных развивающих компонентов, обеспечивающих каждому молодому человеку свободу в выборе мировоззренческих ориентаций;
– об определении и введении стандартов образования;
– о широком использовании возможностей международного сотрудничества и интеграции на мировом уровне;
– о выделении особой роли значимости здоровья в период процесса обучения и изменении технологий обучающе-развивающих процессов;
– об эффективной и объективной системе контроля оценки качества всего образовательного процесса;
– о необходимости при определении основных направлений совершенствования образовательной системы центральное интегрирующее место отводить процессу гуманизации и гуманитаризации.
В первой главе автор пытается определить основное содержание понятий гуманизация и гуманитаризация, основываясь на личном практическом опыте и исследовании первоисточников, научных трудов известных педагогов-ученых, методистов, философов.
Делается вывод о том, что “гуманизацию и гуманитаризацию общества” следует определить как целенаправленный интегрирований процесс, изменяющий сущность человеческого общества, исходя из принципов, признающих ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление всех своих лучших способностей, утверждающим благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми и имеющей конечной целью построение подлинно демократического-человечного общества.
Исследование показало, что проблема гуманизации и гуманитаризации является одной из важнейших проблем современной системы образования. Систематизация вопросов гуманизации и гуманитаризации в образовательных системах позволила автору сформулировать личное понятие ’’Гуманизация и гуманитаризация системы образования”, как целенаправленный интегрированный процесс приближения обучения и воспитания к личности ребенка.
Основными компонентами понятия являются:
– демократизация’ образовательного процесса во всем возможном многообразии его форм и отношений между субъектами, принимающими в нем участие;
– ориентация всего процесса образования на здоровье ребенка (физическое, психическое и нравственное);
– обеспечение эффективного изучения нового комплекса знаний о человеке и обществе;
– разработка системы основных и специализированных курсов по наиболее значимым проблемам, обеспечивающим эффективность гуманизации и гуманитаризации процесса обучения;
– совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, технологий и методов обучения.
Подчеркивается, что гуманизация и гуманитаризация образования невозможны без гуманизации и гуманитаризации всего общества. Эти понятия носят взаимопроникающий смысл необходимого и достаточного условия для демократизации всего общества.
В заключении первой главы сформулированы основные выводы, связанные с темой исследования. Подчеркивается в частности, что особую роль в разработке основ реформирования системы образования приобретает более тесная связь практической деятельности школы и педагогической науки. При этом для более эффективного освоения новых инновационных направлений, осознания их важности, процесс должен осуществляться как бы изнутри, через создание единых инновационных пространств районов, городов, регионов, центрами которых должны стать инновационные школы (в частности, школы-лаборатории) , сочетающие в себе функции образовательных школ разных типов и научно-исследовательского учреждения с конкретными исследовательскими целями и задачами, например, программа Московского департамента образования – ’’Столичное образование”.
Во второй главе ”Практическая реализация проблемы гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в школе” подчеркивается необходимость основываться в учебно-воспитательном процессе на долгосрочных интегрированных программах, раскрываются концептуальные подходы и особенности формирования научно-исследовательской деятельности школы-лаборатории по комплексному решению проблемы, обобщаются результаты опытно-экспериментальной апробации в поисковом и констатирующем экспериментах.
В частности в диссертации отмечается, что в процессе поискового эксперимента были разработаны основополагающие документы школы-лаборатории N 760: концепция и программа развития, долгосрочные интегрированные программы по учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Были определены основополагающие принципы, на базе которых строится научно-исследовательская и учебно-воспитательная работа школы-лаборатории:
– здоровьесохраняющее обучение;
– возрождение духовных традиций России;
– патриотизм и гражданственность;
– демократизация образовательных процессов;
– интегрированные методы и подходы в обучении и воспитании, обеспечивающие целостность всего учебно-воспитательного процесса;
– выполнение временных стандартов образования.
В концепции школы-лаборатории, автором которой является диссертант, были сформулированы основные задачи гуманизации и гуманитаризации образовательных процессов в школе, которые условно разделены на три группы:
– образовательные задачи (направленные на ученика);
– образовательные задачи (направленные на учителя);
– задачи управления.
В этой главе раскрывается содержание поисково-констатирующего эксперимента, который предполагает разработку и апробацию долгосрочных интегрированных программ по гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса и определение эффективности их влияния на образовательный процесс. Так, например, программа ’’Богатыри земли Российской” включает в себя пять интегративных модулей, по которым практически реализуются поставленные учебно-педагогические цели и задачи: работа классных коллективов по программе ’’Персоналии”; работа классных коллективов в осуществлении программы “Тема года”; музейно-поисковая работа со специально сформированными группами учеников по программе “Юные музееведы”; работа учебно-производственных мастерских по программе “Российское прикладное ремесло и оформление школы”; организация клубной спортивной работы, создание клуба “Муромец”.
Анализ результатов исследования позволил определить интегрированный подход к обучению школьников, который охватывает всех участников образовательного процесса.
Контрольный срез, например, показал, что у учащихся старших классов произошли заметные изменения в уровне знаний по этнографии, культуре, истории народов России, что, на наш взгляд, связано с началом систематического их изучения. Ло сравнению с первым диагностическим экспериментом заметно возросла полнота знаний учащихся, конкретнее стали их представления о содержании тех или иных понятий.
Проводимая опытно-поисковая работа по углублению знаний старшеклассников в области истории и культуры России, была ориентирована на формирование уважительного отношения к нормам жизни, обычаям и традициям различных народов, на признание их уникальности и самоценности.
Произошли позитивные изменения в отношении старшеклассников к содержанию учебного материала. В начале эксперимента учащиеся старших классов так оценивали человеческие качества: интеллект – 40%, коммуникабельность – 35%, умение красиво одеваться – 38,2%, умение делать деньги – 28%, добро – 20,3%, трудолюбие – 23,5%, честность – 12%, , взаимопонимание – 15%. В конце эксперимента эти показатели заметно изменились: добро – 47%, сострадание – 44,2%, бескорыстие – 40%, чуткость – 37,7%, отзывчивость – 35,5%, справедливость – 32%, сочувствие – 41%, непримиримость ко-злу – 30%, трудолюбие – 65%, честность – 33%, порядочность – 27,8%, интеллект – 27%.
Данные анкетирования учащихся страших классов показали, что они оценивают людей с позиции общечеловеческих ценностей. Причем, если до эксперимента в структуре личности преобладали материальные потребности, то после его проведения – преобладают духовные потребности гуманистической направленности.
Таким образом, в диссертации подчеркивается, что система работы школы-лаборатории по данной программе определяет и показывает результативность создания эффективного обеспечивания гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса по осуществлению целенаправленного воспитания будущих граждан и патриотов России, зарождения в них национального самосознания, желания переосмыслить происходящие события, переоценить духовное и культурное наследие, а также найти место своего ’’Я” в происходящих исторических изменениях, и жизни своего Отечества.
Другая программа, “Русская словесность”, направлена на поиск эффективных средств воспитания, развития учащихся средствами материала, изучаемого на уроках русского языка и литературы с опорой на традиции отечественной методики, с учетом достижений науки, что дает возможность найти пути повышения эффективности работы по воспитанию личности “грамотной” в широком смысле этого слова, владеющей всеми видами речевой деятельности.
Анализ результатов данной программы исследований проблем в изучении русской словесности показал, что реализация отражает последовательный, качественный ‘* действенный поиск эффективных средств решения проблемы гуманизации и гуманитаризации в учебно-воспитательном процессе посредством органической взаимосвязи широкого и глубокого изучения русского языка и литературы, а также совершенствования культуры речи и борьбу за чистоту русского языка, как национального достояния. При анкетировании учащихся очевидна ориентация на духовные ценности. Иметь дружную семью – 67%, любить и быть любимым – 42%, иметь работу по душе – 37%, жить с чистой совестью – 31%, … хорошо зарабатывать – 28%, … меньше работать, больше развлекаться – 5%.
Во второй главе диссертации раскрывается тезис о том, что в современном мире наблюдается тенденция бурного роста информационных потоков по различным областям знаний. Это вызывает определенную сложность в ориентации человека. Однако, параллельно с этим созданы и хорошо зарекомендовали себя в работе современные технические средства и технологии, которые позволяют получать, хранить, систематизировать и использовать информационные массивы.
Следует отметить, что в результате научно-технического прогресса возникли своеобразные информационные СРЕДЫ, которые существуют среди нас и посредством которых мы общаемся в различных аспектах своей деятельности. Возникает термин MULTIMEDIA (многосредность). Обычными средами общения считаются речь, письмо, рисунок, музыка, а техническими средствами их передачи – телефон, фотография, факс, телевидение, множество технологий видео- и звукозаписи.
Но особенно необходимо выделить компьютер. Если на первом этапе развития вычислительной техники средой нашего общения с компьютером был текст, то на современном .уровне развития изобретенные. осваиваемые и используемые информационные среды привели к появлению многосредных, то есть мультимедийных компьютеров.
В школе N 760 г. Москвы идет работа по созданию “Медиацентра”, главной задачей которого является аккумулирование и разработка различных материалов, средств и технологий с целью повышения эффективности учебного процесса.
Работа сотрудников Центра ведется по следующим направлениям:
1. Накопление и систематизация имеющихся информационных материалов (видео, аудио, фоно, фото, компьютерные программы, слайды, книги…).
2. Демонстрация и использование имеющихся информационных материалов на уроках.
3. Разработка и практические внедрения собственных материалов.
Работа по всем направлениям ведется с большим привелечением учителей и учащихся школы, позволяет комплексно и эффективно решать вопросы информатизации всего учебного процесса и интегрированного устойчивого получения знаний учениками по многим учебным образовательным предметам.
На базе “Meдиацентра” разработаны: 1/ технологические цепочки по созданию звуковых учебных видеофильмов, видеослайдфильмов, слайдфильмов; 2/ разработаны компьютерные оболочки, позволяющие создавать любые обучающие и тестирующие программы по всем образовательным предметам в школе; 3/ организовано издательство общешкольного журнала “Клумба”; 4/ отработана методика межшкольных компьютерных конференций на базе модемной связи.
Учителя школы, анализируя и обобщая опыт своей работы, постоянно ищут новые формы проведения уроков и внеурочных занятий с применением аудиовизуальных и компьютерных средств. Большинство учащихся старшей и средней школы владеют компьютерной техникой. С целью повышения уровня самообразования сотрудники Центра ежегодно принимают участие в международной выставке “COMTEK” и международных научно-практических конференциях “Троицк”.
При этом диссертант придерживается идеи постоянной заботы о здоровье учащихся. С этой целью в школе важное место занимает программа здоровьеразвивающего обучения. Разработана методика инновационного плавного вхождения систем В. Ф. Базарного в школьный учебный процесс с общей программой школы по гуманизации и гуманитаризации системы обучения.
Основные направления исследовательской деятельности по анализу и внедрению .методологии сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения учебного процесса, на базе моторно-раскрепощенной телесной вертикали и свободы дальнего зрения и образного строя, произвольно-координаторной свободы (чтения, письма, речевого выражения, рукотворчества и т.д.) на наш взгляд предполагают:
– организацию реальной модели классов и их оснащение для реализации методики активизации мышечного тонуса и моторно-коорди- наторных систем детского организма;
– отработку режима динамических поз;
– оснащение и отработку методики активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем с помощью сенсорных тренажей;
– отработку модели психолого-медико-диагностической службы, способной проводить все необходимые тестирующие осмотры детей, с целью выявления динамики изменений в ребенке, вне зависимости от обучения его в контрольных или обычных классах, и выявляющей соответствующие причины.
В результате внедрение системы здоровьеразвивающего обучения в школе-лаборатории N 760 г. Москвы позволило определить основные направления и выработать механизмы практической реализации основных концептуальных подходов.
По результатам систематической диагностики детей школы нарушение осанки имеют 8,6% от всех учащихся. Отклонение зрения от 1 (хотя бы в одном глазу) имеют 19,2% от всех учащихся (средние данные обследований последних двух лет).
Таким образом, можно наблюдать стабилизацию и высокие показатели здоровья учащихся.
В заключении второй главы отмечается, что в процессе осуществления опытно-экспериментальной работы сформированы условия для учителей, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей у учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, на реализацию в образовательном процессе идей педагогического сотрудничества и ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность ребенка.
В заключении дисертации делаются выводы по результатам шестилетнего исследования, которое подтвердило выдвинутую гипотезу. Во-первых, подчеркивается, что в условиях, когда происходят коренные изменения в исследовательской и творческой деятельности педагогических коллективов, ее долгосрочные комплексные и интегрированные программы обучения и воспитания учащихся позволяют находить эффективные средства целенаправленного осуществления гуманизации и гуманитаризации всего учебно-воспитательного процесса.
Во-вторых, формирование единой гуманитарно-гуманистической среды позволяет осуществлять подготовку выпускников с прочными, глубокими знаниями, соответствующими принятым стандартам образования и, главное, на наш взгляд, духовно, нравственно, психически и физически более здоровыми.
В-третьих, дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы может осуществляться, по нашему мнению, в следующих направлениях:
– разработка и совершенствование долгосрочных интегрированных программ по гуманизации и гуманитаризации образовательных процессов в школе;
– совершенствование методики изучения проблем здоровьеразвивающего обучения в школе;
– разработка новых программ и методов обучения на основе “ядрового” содержания образовательных предметов и нахождение новых форм их интегрирования в школе;
– разработка и создание в школе более совершенной и эффективной информационной инфраструктуры с широким выходом во внешние информационные сети;
– создание более современных диагностических методик и систем диагностики с автоматизированной (компьютерной) системой обработки полученных результатов.
Основные положения исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Концепция развития школы-лаборатории. – М. – 1994. – АВИР ГАО ВВЦ, 0,75 п. л.
2. Программа “Богатыри земли Российской’’ как одно из направлений реализации концепции по гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в школе. (Из опыта работы школы-лаборатории). – М. – 1995 – АВИР ГАО ВВЦ, 0,75 п. л.
3. Материалы к оформлению кабинета-лаборатории “Богатыри земли Российской” и тематико-экспозиционному плану музея “В. П. Поляничко – человек и гражданин”. (Из опыта работы школы-лаборатории N 760 г. Москвы, базовой школы ГАО ВВЦ). /В соавторстве/. – М. – 1996. – АВИР ГАО ВВЦ, 1,5 п. л.
4. С любовью к России. (В соавторстве) – М. – 1996. – АВИР ГАО ВВЦ, 3,5 п. л.