Кандидат биологических наук, доцент Гуров Виктор Александрович
В начале девяностых годов на Красноярской земле встретились два человека Педагог (директор Института усовершенствования учителей – ИУУ) – Юрий Евгеньевич Васильев и врач хирург офтальмолог доктор медицинских наук – Владимир Филиппович Базарный.
Помню первую встречу с учителями в ИУУ. Мы сидели вместе с В.Ф. Базарным и Ю.Е. Васильевым в холле и отвечали на вопросы учителей слушателей курсов повышения квалификации и один из преподавателей ИУУ задал вопрос, а почему Вы два доктора-офтальмолога и оба в очках!? Базарный засмеялся и ответил – мы результат традиционного образования.
Удивительно талантливый Педагог Юрий Евгеньевич, настоящий учитель учителей. Он старался собрать в институте самое лучшее: по его инициативе была заложена знаменитая картинная галерея, приобретен настоящий концертный рояль и проводились музыкальные четверги с приглашением ведущих артистов; Ю.Е. пригласил в институт известного в стране педагога-дидакта – В.К.Дьяченко, апологета коллективного способа обучения; В.И. Гончарука, автора способа диалектического обучения. Именно Ю.Е. Васильев обратил особое внимание на здоровье школьников и пригласил в институт усовершенствования учителей доктора В.Ф. Базарного, заведующего отделом сенсорных систем Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера СО АМН СССР.
Важно понимание, что лечение болезней – это задача медицины, профессиональная деятельность врачей, а профилактика – это деятельность здоровых людей – проблема психолого-педагогическая и только вместе педагоги, психологи, врачи и родители школьников могут эффективно бороться с настоящей и будущей заболеваемостью школьников, организовать действенную профилактику школьных форм патологии.
Только союз педагогики и медицины позволил получить результат по отдельности невозможный. Говорить о важности здоровья, его сохранении для здоровых молодых людей бесполезно – для них это не актуально. Провести диагностику и выдать результаты, рассказать о страшных последствиях, например, употребления табака – бессмысленно и даже может вызвать обратную реакцию. Был свидетелем сцены, когда молодая девушка просила продать ей пачку сигарет на которой был изображен инсульт – их не оказалось и она со смехом взяла импотенцию.
В статье кратко рассказ об истории и основных результатах физиолого-здравоохранительного направления деятельности в институте, основания которого были заложены Ю.Е. Васильевым.
10 октября 1991 года по инициативе Юрия Евгеньевича Васильева была открыта Лаборатория Физиолого-здравоохранительных основ формирования личности. Первая в системе повышения квалификации учителей научная лаборатория. Первые сотрудники: заведующая – к.м.н. Наталья Федоровна Казачкова. ст.н.с. – Гуров Виктор Александрович и лаборант – Искрова Любовь Владимировна.
Лаборатория продолжила исследования проблем развития школьной патологии, которые были начаты в НИИ медицинских проблем Севера СО АМН под руководством известного в крае врача офтальмолога д.м.н. Владимира Филипповича Базарного.
Проводились исследования влияния школьных занятий по разным педагогическим системам обучения на процесс психофизиологического развития школьников, состояние их здоровья. Исследовались в динамике технологии, способы и режимы обучения: коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко), режим динамических поз (В.Ф.Базарный, В.А.Гуров), технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Л.В. Занкова), программы «Начальная школа ХХI века» Н.Ф. Виноградовой, Е.Е. Шулешко; параллельно-раздельное обучение.
С 1997 года заведующим лаборатории Школьного здоровья был назначен к.б.н., доцент Гуров Виктор Александрович.
К концу 90-х голов стало понятно, что специальные методы профилактики школьной патологии неэффективны. Внедряемые в то время мероприятия по сохранению здоровья школьников не помогали учителю осуществлять его профессиональную, учебно-воспитательную деятельность, не мотивировали детей на здоровый образ жизни. Более того, стало очевидно, что истоки школьного нездоровья находятся не только в школе. Необходимо начинать работать в детских дошкольных учреждениях, с родителями.
Анализ результатов научных исследований лаборатории1 позволил понять механизм школьной дезадаптации, как закономерной последовательности смены функциональных состояний организма, возникающих в результате действия комплекса негативных факторов образовательной среды и приводящих к выходу за пределы адаптивных возможностей организма и последующему развитию патологии в наиболее загруженных (или наименее развитых) школьно-зависимых системах организма.
Причины формирования школьной патологии разные (и биологические и социальные), но механизм один – адаптационный. Ведущим признаком и основным фактором запускающим механизм дезадаптации, является хронически повышенный уровень школьной тревожности.
Продолжительное переживание тревоги приводит к смещению баланса вегетативной регуляции в организме и, накладываясь на индивидуальные и возрастные особенности, вызывает развитие процессов дезадаптации, что и приводит (как показал анализ многочисленных и многолетних исследований) либо к нарушению здоровья (развитию соответствующей патологии), либо к личностным деформациям.
Следовательно, образовательная деятельность в школе влияет на процесс психофизического развития и здоровье обучающихся. При таком подходе состояние здоровья выступает ведущим показателем качества жизнедеятельности школы, основой образовательного результата.
Иначе говоря, результатом/продуктом деятельности школы должен быть здоровый ученик, который успешно решает биосоциальные задачи возраста на основе ведущей деятельности.
Следовательно, для первичной профилактики школьного нездоровья необходим комплекс организационно-педагогических условий направленных на создание ситуации успешности в реализации ведущей деятельности, удовлетворении актуальных для возраста потребностей.
Традиционный подход к здоровьесохраняющей деятельности ведет к традиционному результату: школьники будут болеть еще больше, больше будет личностных деформаций, особенно в условиях широкого внедрения т.н. «развивающих технологий» совершенно игнорирующих природные потребности и закономерности развития личности ребенка.
Поэтому научные сотрудники лаборатории с начала 2000-х годов стали разрабатывать новые дидактические спортивно-игровые средства и методы, которые позволяют не только сохранять здоровье, но и способствуют повышению качества обучения и воспитания детей до- и школьного возраста.
С 2005 по 2010 год лаборатории было поручено сопровождение регионального проекта «Школа – территория здоровья». В мероприятиях участвовали 143 школы края. Было проведено 7 слетов по образовательным округам (Центральный – г.Железногорск; Южный – г.Минусинск; Восточный – г.Канск, г.Зеленогорск; Западный – г.Ачинск). Проведена итоговая конференция (2009), опубликованы сборник статей участников проекта и учебно-методическое пособие по проектированию школы здоровья Красноярского края. В результате деятельности в рамках регионального проекта школы, участники проекта, стали активно участвовать и побеждать в региональных и федеральных конкурсах, наметился сдвиг в положительную сторону показателей состояния здоровья детей и педагогов по данным КИАСУО (Краевая информационно-аналитическая система управления образованием).
Участник проекта пилотная площадка лаборатории лицей № 103 «Гармония» г. Железногорск (Директор Е.Н. Дубровская) стал победителем федерального конкурса «Школа – территория здоровья» (2008).
Команда сотрудников института («руководители норм» Г.А.Гуртовенко, Т.В.Горячева, Т.Н.Метелкина, С.А. Федорова, Е.Н.Плеханова, Н.А. Костина, В.А.Гуров) вместе с представителями школ лауреатов федерального конкурса «Школа – территория здоровья» (№№ 42, 62, 144 г. Красноярска, гимназия № 10 г. Дивногорска) разработали т.н. нормативную модель школы здоровья
Предназначение создаваемой школы территории здоровья – предоставление комплекса возможностей для становления культуры здоровья посредством формирования соответствующих знаний, оптимальных условий и способов жизнедеятельности.
Для обеспечения успешности (эффективности) формирования культуры здоровья школьников необходимо организовать жизнедеятельность школы в соответствии с определенными нормами:
1. Должна быть определена политика школы в области формирования культуры здоровья.
2. В школе должны быть созданы условия для становления физической культуры учащихся.
3. Для сохранения психологического здоровья необходима реализация в школе субъект-субъектных отношений.
4. Наличие в образовательном пространстве школы больных детей и детей с трудностями в развитии требует особых мероприятий по организации их образовательной деятельности.
5. Необходимо обеспечить рациональное и сбалансированное питание в школе, а также проводить системные мероприятия по формированию культуры питания школьников.
6. Должна быть обеспечена безопасность ребенка в условиях школы.
Нормы выступают в качестве условия эффективности здоровьесохраняющей деятельности школы.
На основе разработанной модели и механизма реализации начался процесс формирования сети школ здоровья Красноярского края. Основные результаты проекта были введены в программу развития Красноярского образования на 2011-2015 гг.
Лаборатория стала настоящей кузницей кадров института. В разное время в ней работали люди известные в образовании: Э.Я. Оладо, И.И. Ольгин, А.В.Сперанский, А.Б.Чичева, Н.Г. Подоплелова, С.Х. Кохальникова.
В лаборатории работали яркие неординарные личности, талантливые каждый по-своему. Особый вклад внес Смирнов Александр Иванович. Его обязательность, артистизм, талант художника, доброта и отзывчивость, высокая работоспособность заслужили всеобщее уважение в институте.
Шемберг Елена Николаевна, в качестве психолога лаборатории начала разработку темы посвященной изучению влияния индивидуально-личностных особенностей педагога на процесс развития школьников, эту тему продолжила Метелкина Татьяна Николаевна вместе с Истоминой Юлией Николаевной. Исследования ученых лаборатории и позволили понять механизм формирования школьной патологии и разработать оригинальные дидактические средства и методы обучения и развития детей.
За период работы научными сотрудниками лаборатории было опубликовано около 200 работ, получено 12 патентов РФ на дидактические развивающие игровые и спортивные средства для детей; 18 различных медалей, дипломов лауреатов образовательных выставок и профильных конкурсов.
По материалам исследований лаборатории защищены 3 кандидатские диссертации: по физиологии – В.А. Гуров (1995), по педагогике – И.П. Золотухина (2006), по адаптивной физической культуре А.И. Картавцева (2010).
За открытие механизма формирования школьной патологии заведующий лаборатории В.А. Гуров был удостоен ордена «За вклад в науку» II степени (2012).
В 2011 году лаборатория Школьного здоровья по инициативе нового руководства КИПКРО была закрыта, сотрудники уволены и организованная деятельность по здоровьесбережению в школах края прекратилась.
1 Гуров В.А. Влияние технологического компонента образовательной среды на процесс психофизиологического развития младших школьников. Монография.-Красноярск:Поликом. 2008.-258 с.
Работы учеников Базарного: влияние учебных занятий в режиме динамических поз на развитие детей
Заболеваемость первоклассников в условиях инновационного обучения
Research: Cellular-genetic energy of students with different modes of learning
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий минздрава РСФСР
Клеточно-генетическая энергетика у детей при различных режимах обучения