Играть и бегать разрешается
Все знают, что здоровых детей в стране рождается мало. Об этом уже лет двадцать говорят педиатры, педагоги, демографы, ученые научных институтов. Вот, к примеру, список учеников четвертого класса обычной школы подмосковного Сергиева Посада. В нем всего 28 фамилий, и возле каждой из них — какой-нибудь диагноз. Хорошо, если только хронический тонзиллит, но есть и серьезные психические нарушения. Всего две фамилии помечены словом «здоров». В этой мини-статистике, как в капле воды, отражается общероссийская ситуация с детским здоровьем.
Правда, этим ребятишкам повезло: они учатся у Татьяны Владимировны Бахаревой. Ее класс особенный. Здесь никого не заставляют неподвижно сидеть в течение часа, «проглотив линейку» и сложив руки на парте. Если захочется постоять — в классе есть 15 специальных столов-конторок. На всех не хватает, но ребята с удовольствием меняются местами. Конторки можно приладить по росту, часть из них с помощью учителя складываются в обычную «сидячую» парту. Если устал, можно подойти к коврику и сделать небольшую зарядку. На потолке нарисованы круги и стрелочки, как на полу в спортзале. Это тренажер — разминка для глаз. С потолка свисают яркие цветные картинки — задачи. Ребятишки могут подойти, рассмотреть их и решить.
— Это так важно — менять позы и быть в движении,— говорит Татьяна Владимировна.— У нас в классе разрешено ходить, шуметь, играть, даже бегать и прыгать. Правда, все это вплетается в ткань урока. Мы не можем вылечить их основные заболевания, но в течение учебного года дети меньше простужаются, у них нет искривления позвоночника, нарушений осанки.
Секрет Татьяны Владимировны — занятия по методике, разработанной более 30 лет назад доктором медицинских наук, научным руководителем Центра гармоничного развития учащихся РГСУ Владимиром Базарным. В суть учебного процесса эта методика не вмешивается, зато форма меняется существенно. Главное для ребенка — движение, игра, постоянная смена положения тела, новые впечатления.
А что делается в современной школе? Детей буквально привязывают к парте дисциплинарными замечаниями: «Сиди смирно», «Не вертись», «Руки на парту»… Обездвиженный ребенок перестает следить за объяснениями учителя, не может уже самостоятельно мыслить. Включается «синдром попугая», то есть установка на механическое, неосознанное зазубривание. Неокрепший мозг с трудом выносит все возрастающую нагрузку.
— Мы в свое время ставили эксперимент,— вспоминает Владимир Филиппович.— Усаживали за парты учителей и просили не двигаться. Они должны были что-то вспомнить, рассказать. Посидев так несколько минут, взрослые люди жаловались: мысли не идут. Что же вы требуете от детей? Вы наверняка сами не раз замечали: мыслительный процесс идет быстрее, когда человек ходит по комнате из угла в угол.
Владимир Базарный и его последователи убеждены: современный учебный процесс сковывает, губит неокрепшую психику ребенка. Спасение держится на трех китах: первое — это, как уже сказано, движение и смена позы тела. Использование мебели, специально изготовленной под рост ребенка, чтобы предотвратить нарушения осанки. Второе — письмо не шариковой, а перьевой ручкой. Такое письмо имеет определенный ритм: нажим вниз — мягкое скольжение вверх. Этот естественный ритм совпадает с биением сердца человека (в отличие от лихорадочного, хаотичного письма шариковой ручкой), вырабатывает уверенный почерк и спокойный характер. И третье — устный счет и неторопливое художественно-образное чтение вслух, без секундомера и модного нынче скорочтения.
Тогда в воображении ребенка возникнет образ, соответствующий слову. Ведь смысл текста несут не слова, а образы, воскрешенные в сознании с помощью слов. Все просто? Конечно! Однако методика Базарного требует финансовых затрат. В той же сергиево-посадской школе № 11 комплект специальной мебели стоимостью 178 тысяч рублей сделали на заказ только благодаря выигранному Президентскому конкурсу национальных проектов в области образования.
— А потом дети пойдут в старшие классы,— говорит директор школы и депутат городского совета Валентина Варенова.— сядут за обыкновенные столы старого образца, без наклонной плоскости. Зато стоят дешево. Ведь Московская область на одного школьника выделяет всего 300 рублей в год. Так что приходится нам обращаться к родителям: хотите, чтобы ваш ребенок имел правильную осанку — покупайте мебель сами…
На основе авторской методики Базарного и его сотрудников была создана программа «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». В 1989 году она была признана научным открытием и утверждена Минздравом РСФСР. В 2001 году эта программа прошла повторную экспертизу авторитетного коллектива ученых из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра РАМН и ряда НИИ Минздравсоцразвития РФ, получила положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Однако до сих пор работают по ней лишь 3,5 тысяч школ — единицы в масштабах страны. Директора-энтузиасты работают вопреки бездействию Министерства образования и науки РФ. Родители сами мастерят «ростомерную» мебель по схемам Базарного, скупают на складах последние перьевые ручки.
Министерство образования и науки и Министерство здравоохранения и социального развития РФ не могут не знать о тяжелой ситуации с детским здоровьем в стране. Научные институты постоянно бьют в набат, озвучивая все новые убийственные данные. Может, слишком тихо озвучивают? Представляется необходимым как можно скорее вынести проблему деградации здоровья детей на самое широкое обсуждение общественности. Создать межведомственную комиссию, куда вошли бы представители обоих министерств, ведущие ученые, педагоги, арт-педагоги, психологи, другие специалисты. Общими усилиями написать новую единую программу для всех российских учебных заведений, направленную на сохранение физического и психического здоровья детей и подростков. Программу, основанную на лучших авторских методиках, имеющих государственные санитарно-эпидемиологические сертификаты.
Опыт работы Комиссии по улучшению качества жизни москвичей Общественного совета города Москвы
Комплекс социальной сферы Правительства Москвы
Общественный совет города Москвы, 2010 г.