Предупреждение близорукости
В журнале № 5 за 1989 г. прочитала статью Н. И. Бурмистровой «Физкультминутки — активный отдых на уроках», и захотелось поделиться своим опытом.
Вот уже три года веду профилактическую работу с близорукостью и нарушением осанки у детей, используя методические рекомендации, разработанные В. Ф. Базарным, Л. П. Уфимцевой, Э. Я. Оладо. Поддерживала тесный контакт с В. Ф. Базарным, а в апреле этого года побывала у него в Красноярске. Многое дала мне эта командировка. Замечательный человек, автор новаторской концепции, которая защищает ребенка от недугов, позволяет гармонично развиваться.
В начальных классах нашей школы установлены офтальмотренажеры: четыре сигнальные лампы — две в верхних передних углах классной комнаты, две на потолке.
Основным функциональным назначением таких ламп является создание эффекта «бегущего огонька». Для этого они прикрываются плафонами, окрашенными в яркие цвета (красный, желтый, зеленый и т. д.).
Увлекательный зрительно-игровой характер можно придать и за счет использования ярких просвечивающих цветных рисунков. С этой целью на плафоны закрытого типа (ПП-2, Шар-100) наносятся рисунки с таким расчетом, чтобы в пределах одного класса они составили единый зрительно-игровой сюжет, например «Пешеход и улица», «Полет в космос», «У озера», «На рыбалке» и т. д.
Методика осуществляется следующим образом. В середине каждого урока учитель открывает форточки, включает пульт управления. Все встают. Через 10—15 секунд гаснет первая и быстро, поочередно зажигаются вторая, третья, четвертая лампочки и т. д. Педагог обращает внимание, чтобы дети внимательно следили за бегущим огоньком и движение глаз сочетали с движениями головы и туловища. Направление бегущего Огонька меняется автоматически (30—40 секунд по ходу движения часовой стрелки и —40 — против). Скорость движения — один цикл за секунду. Упражнение выполняется в течение 1 —1,5 минуты. Отключение автоматическое.
В нашем городе распространена своя система. Органы народного образования (пока РУНО Октябрьского района) заинтересованы в этом. Получены убедительные данные, указывающие, что периодическое переключение ближнего зрения на дальнее, внесение сенсорного разнообразия и придание ритмичной двигательной активности комплексу мышц, находящихся в процессе чтения и письма в статически напряженном состоянии, способствуют поддержанию необходимой зрительной рабочей дистанции, предупреждают зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление, за счет чего существенно понижается вероятность форм патологии.
Эффективным методом является периодическая смена поз (перевод детей из позы сидя в позу стоя).
Можно использовать два варианта практического решения методики динамических поз. Первая из них не требует каких-либо специальных технических решений или материальных затрат. Вторая предлагает изготовление простых настольных конторок.
Учитель планирует построить урок с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя.
Кратность подъемов и продолжительность однократного пребывания в положении стоя зависит от характера урока. Наиболее удобно вставать тогда, когда ученики слушают объяснения педагога или ответы товарищей.
Конечно, профилактика близорукости будет более эффективна, если класс оборудован специальной мебелью. Настенные люстры с меняющейся высотой рабочей поверхности устанавливаются на школьный стол. Размеры конторки соответствуют примерно половине стола. Это позволяет устанавливать ее на стол с той целью, чтобы один из учеников в процессе урока работал за конторкой стоя, а второй сидел за свободной половиной стола. Периодически по команде учителя дети меняются местами.
Техническое решение конторки предполагает регулирование ее высоты с помощью четырех выдвижных стоек (ножек) строго в соответствии с ростом школьника. Она определяется следующим образом. В положении стоя измеряется расстояние от предплечий прижатых к груди и согнутых в локтях рук до поверхности стола. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки.
В. П. ЩЕРБИНИНА, учитель школы № 24 г. Гродно