О необходимости изучения наследия Сухомлинского
О необходимости доведения до студентов педагогических и медицинских ВУЗов, до миллионов родителей, воспитателей, учителей книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». (Изд-во «Радянська школа» Киев. 1973).
Кто в нашей стране не знает великих подвижников — учителей, жизнь посвятивших детям. У всех на языке подвиг во имя детей из опыта советской школы А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, А.А.Католикова, И.П.Волкова, В.Ф.Шаталова, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Е.Н.Ильина и многих других. Особое место среди них занимает опыт семейно–родовой педагогики И.П. и Л.А.Никитиных. Мастерству этих великих учителей есть чему учиться современным не только студентам педагогических ВУЗов, но и армии современных учителей – предметников и родителей, «равноправно» удалённых от детей и работающих в равно конкурентных социальных условиях. Особое место в этом ряду занимает сообразная природе живой души ребёнка « чисто – родниковая» педагогика В. А.Сухомлинского.
В.А.Сухомлинский: о трагедии детей в условиях «классического» обучения и о необходимости в этом деле научного подхода. «Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель угасает огонёк в их глазах, почему для некоторых ребят учение превращается в мучение?…Невозможно без глубокой сердечной боли смотреть на то, как уродуется естественная жизнь ребёнка не только во время уроков, но и в группах продлённого дня».
Видел и понимал великий учитель, что без научного «человековедения» работать по «общечеловеческой» методике образования новых поколений нельзя. Напомню: речь идёт об отрешённом от мира «книжно-стульчиковом» методе познания жизни в условиях закрытых помещений, разработанном ещё в средние века членом тайных обществ Ян Амос Коменским и ставшим за истекшие столетия «общечеловеческим». Напомню: сам Ян Амос Коменский называл свой метод «машинной дидактикой» (т. е. инструктивно–программирующим обучением).
На этот счёт В.А.Сухомлинский утверждал: «Воспитание — это прежде всего человековедение. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей — нет воспитания … Мы живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей».
О знаниях, полученных в традиционных условиях. «Я советовал им (воспитателям — прим. Б.В.): не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказывать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал… Втискивая в головы детей готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не даёт ребятам возможности даже приближаться к источнику мыслей и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребёнок нередко превращается как бы в запоминающее устройство… Нет, так не должно быть. Нельзя отгораживать детей от окружающего мира каменной стеной. Нельзя лишать ученика радостей духовной жизни. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский: О здоровье, как главном условии успешного учения ребёнка. «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе — плохое состояние здоровья, какое–нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающее излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечно – сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно – кишечные часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребёнок… У отдельных детей можно заметить болезненно бледные лица, отсутствие аппетита. …В большинстве случаем оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушении ребёнок теряет способность к сосредоточенному умственному труду … Надо также хорошо знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика — без этого нельзя нормально учить. Умственное воспитание далеко не одно и то же, что приобретение знаний… Педагог имеет дело с мыслящей материей, способность которой в годы детства воспринимать и познавать окружающий мир в огромной мере зависит от здоровья ребёнка. Эта зависимость очень тонкая и трудноуловимая. Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя…
Некоторым детям совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы «не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том, что этот «ускоренный темп» непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребёнок уже ни на что не способен, ему только на свежий воздух, а учитель держит его « в упряжке» и понукает: скорее, скорее… Первые недели работы «Школы радости» я внимательно изучал здоровье детей».
Замечу: на сложившуюся чуждую природе ребёнка «скоростную» «технику» обучения автор обращал внимание задолго до выхода лженаучных методических указаний министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школу» (№1561/14-15 от 19.11.98 г.). Речь идёт о «нормативах» скорости чтения для начальной школы под контролем секундомеров. В частности, в первом классе дети «должны» читать в темпе не менее и 25-30 слов в минуту. Как вскрыли наши работы, такая технология есть не что иное, как прием разрушения ассоциации слова, как звукового кода, с образами мира, несущими в себе смыслы. Это сакральная технология «посвящённых» прижизненной лоботомии (информационного расщепления синхронной работы обеих полушарий: правого – чувственно-образного и левого – словесно –кодирующего). В психиатрии такое расщепление обозначено однозначно – шизофрения. И после этого и педагоги, и родители, и психиатры удивляются: ну почему спустя только первый год такого обучения у 60-70% малышей оформляются пограничные психические нарушения.
Главное – любовь к детям. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумья отвечаю: любовь к детям… Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребёнка … Мне хотелось быть с детьми, переживать их радости и горести, чувствовать близость ребёнка, которая для воспитателя является одним из высших наслаждений творческого труда… Главная причина уродливых, недопустимых отношений между наставником и питомцем… учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не стремится мысленно поставить себя на место ребёнка».
В.А. Сухомлинский: о природе и «просторе для развития естественных сил ребёнка»: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В.А. Сухомлинский: приводит пересказ слов Януш Корчака из книги «Когда я снова стану маленьким». В ней великий учитель – воспитатель писал, что никто не знает, больше ли получает школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреодолимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его взглянуть в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг — логический мир, зажатый в чёрной классной доске, или мир, плывущий за стёклами? Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребёнка, к его особенностям , стремлениям потребностям. Нельзя даже допустить мысли о том, что обязательное обучение — это насилие над душой человека, классная доска – порабощение детской свободы, а мир за окнами — подлинная свобода».
Наконец дети пришли в первый класс. «Почти все дети празднично одеты, в новеньких ботиночках. Это меня встревожило. Сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения простудных заболеваний. Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли, утренней росы и горячей накалённой солнцем земли?… Наша школа будет под голубым небом, на зелёной травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зелёном лугу…А завтра при ходите босиком, в нашей школе это будет лучше всего».
В.А.Сухомлинский: о слове и образном мышлении. Великий учитель отмечает с чем часто встречаются в начальных классах многие учителя: «…ребёнок тихо сидит, смотри тебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает ни слова, потому что педагог всё рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры – всё это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устаёт…Здесь и рождается отставание… Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений … Умение дать ребёнку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать … Я всё больше убеждался, что образное видение мира и стремление передать чувство красоты словом — это душа и сердце детского мышления. Детское мышление — художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира. Какие неисчерпаемые ключи фантазии, творчества, живой мысли открываются в детском сознании, когда ребёнок видит и чувствует прекрасное».
Живой поток мыслей, по В.А.Сухомлинскому, возможен только из ярких образов. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка … Ребёнок мыслит образами…Чем ярче в его представлении эти картинки тем глубже осмысливает он закономерности природы… Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живёт в детском сознании. Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки».
Анализируя педагогические подходы В. А. Сухомлинского к ребёнку, удивляешься их интуитивной … научности и природной сообразности. В то же время при наличии в государстве целого ряда государственных академий, занимающихся человеком, мы не можем считать официальную педагогику научной. В частности, концептуальной основой построения отечественной системы образования является её информационно – левополушарная «мозгоцентричность». Она предполагает «накачивание» мозга детей готовыми стандартами внечувственной («безобразной») книжной информации. И на этой основе общество надеется воссоздавать творчески развитых здоровых поколений. Что на этот счёт вскрыли исследования всемирно признанных специалистов в области мозга? Чарльз Шеррингтон: «Мы должны считать проблему связи разума с мозгом не только не решенной, но и лишенной всякого основания для ее решения».
Карл Лешли: после 30 летних поисков в мозгу следов памяти в конце концов цинично высмеял собственную глупость. Итог его научного поиска: память у человека разлита по всему телу.
Уайлдер Пенфилд: «Я уверен, что никогда нельзя будет объяснить разум на основе нейронных процессов внутри мозга».(Из книги: «Диалоги продолжаются». М.: Изд-во полит литературы. 1987)
Таким образом, мы имеем дело с мифом о работе разума на основе нейронных процессов внутри мозга. А в итоге, мы имеем концептуальную ложность того фундамента, на котором выстроена отечественная система образования. О том, что только полнота притока естественных сенсорных стимулов запускает и поддерживает процесс органического развития и созревания нейронных структур мозга изложено в фундаментальном труде академии наук СССР «Роль сенсорного притока в созревании функций мозга» (М.»Наука».1987). Эти данные, в том числе, наш скромный опыт (В.Ф.Базарный: Зрение у детей. Проблемы развития. «Наука». СО АН СССР. 1991; Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М. 2009, 2015) убеждают в главном.
Наша живая душа и мозг исторически формировались не на основе «закачивания» в детей стандартов готовой книжной информации (знаний — на языке педагогов). Наша живая душа и мозг формировались в условиях активности тела в свободном пространстве, насыщенном живыми сенсорными стимулами. Трёхмерная структура мозга отражает то, что он – есть следствие синхронной активности тела и чувств в трёхмерном мире. Отсюда организации учебного процесса в замкнутых помещениях, познание мира по книгам в «безногости» и «безрукости» запустили эволюционно значимые процессы перерождения тела, души и мозга современного человека. В частности проф. Иттен — известный швейцарский педагог, участница международных совещаний в Лунде (1955) и Гааге (1957), оценивая весь комплекс симптомов угасания художественно-творческих способностей у детей и связанную с этим перспективу эволюции нашего сознания, заявила: человечество в своем развитии зашло в тупик.
Мадлен Вельц Пагано (1955) пошла еще дальше, утверждая, что все эти симптомы отражают разразившийся в человеческой популяции невиданный до середины ХХ столетия процесс «расчеловечивания» человека.
Тревога, чувство обреченности и растерянности усиливались от съезда к съезду, от конференции к конференции. В итоге, Луи Машар (1955), оценивая всю ситуацию с угасанием художественного воображения у детей, пришла к неумолимому выводу о надвигающейся всеобщей трагедии — трагедии искажения духовно-психического лика человека в современной технической цивилизации.
И весь тот хаос, который неумолимо нарастает в нас и вокруг нас — это следствие деградации живой души и 3-х мерных нейроэпителиальных структур мозга. Это следствие секвестрации биологических и духовных потенциалов человека как вида разумной жизни. Образование детей на основе природной «книги» жизни — наш шанс спасти живые любящие души и мозг новых поколений в этом информационно–техническом цифровом мире. И здесь опыт В.А. Сухомлинского — незаменим и вечен.