Использование технологий Базарного в условиях сельской малокомплектной школы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В.Ф. БАЗАРНОГО В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Неоспоримо, основная задача школы – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, работающий творчески, равнодушно относиться
к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, вполне риторический вопрос и стала востребованность в здоровьесберегающих технологиях В.Ф. Базарного.
Только здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии и без особых затрат решить многие проблемы сохранения здоровья школьников на начальном этапе обучения.
Цель данной статьи привлечь внимание педагогов к существующей проблеме сохранения здоровья детей и возможности ее решения в образовательном процессе в условиях сельской малокомплектной школы. Первым шагом в работе над данной проблемой явилось создание охранительного педагогического режима общения педагога с детьми в образовательном процессе.
«… Не навреди – должно, наконец, стать основой профессиональной деятельности каждого учителя».
Были созданы условия успешного использования здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в начальном классе малокомплектной школы. Нормативно – правовые: включение программы
«Массовая первичная профилактика школьных форм патологий или развивающее здоровье принципы конструирования учебно- воспитательного процесса в детских садах и школах» (Автор программы
В.Ф. Базарный) в образовательный процесс МКОУ «Шипицынская ООШ», в программу развития школы, соотнесение и учёт требований образовательных стандартов с основными положениями технологий В.Ф. Базарного, внесение дополнений в образовательную программу школы.
Материально – технические: пополнение кабинета необходимым оборудованием. Учитывая, что школа имеет небольшие материальные возможности, изготовлены родителями простейшие модели конторок, которые установили на имеющиеся учебные столы. И это немаловажно, затраты для обеспечения технологии очень малы. Оформление классной комнаты в соответствии с технологией двигательной активности: «Сенсорная крестовина», «Подвижные планки», схема – тренажер на потолке, коврики из хлопчатобумажных тканей с пришитыми пуговицами для работы стоя, специальные держалки для
произвольного шагового алгоритма, сенсорно-моторные тренажи в четырех верхних углах класса, экологическое панно.
Все материалы изготовлены педагогом и родителями, которые понимают проблему и помогают её решить. Просветительная деятельность: проведение мероприятий, направленных на реализацию программы В.Ф. Базарного: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии в условиях активной сенсорно-развивающей среды в школе». Научно-методическое: информационное обеспечение литературой по исследуемой проблеме (автор В.Ф. Базарный). Видеофильм «Спасём Детей – Спасём Россию». Участие педагога в краевых, всероссийских конкурсах педагогического мастерства по здоровьесбережению с применением технологий В.Ф. Базарного; обобщение опыта работы педагога в СМИ по данной проблеме.
Режим «динамических поз» (с использованием конторок) занимает системоорганизующее место в работе с детьми в малокомплектной школе. Главным моментом в режиме «динамических поз» является не столько сам факт стояния, сколько периодических смен поз. Специфика работы в малокомплектной школе обусловлена малой наполняемостью учеников в классе. Это идеальный вариант для детей.
Каждый ребенок ни с кем не делит своё рабочее пространство так как занимается один за партой и конторкой, тем самым слышит потребности своего тела и регулирует их по своему желанию.
Отслеживая работу за конторками в течение девяти лет можно с уверенностью сделать вывод: у детей нет желания сидеть, на уроках не существует проблем переутомления, объем выполненных работ за урок.
Следовательно, использование динамической позы в учебном процессе повышает уровень физического, психического, личностного развития детей.
«… хочу пожелать всем взрослым – нашим соотечественникам: прекратить мучить детей на «седалищах»! Дайте им свободно двигаться и дома и на уроках. Через год-два вы получите здоровых, психически
уравновешенных и сильных духом детей, подростков, а в итоге – здоровое поколение народа»
В классной комнате используется схема-тренажер для периодической активизации чувственной и зрительной координации. Дети коллективно в позе свободного стояния выполняют движения глазами,
головой, туловищем. Слежение глазами по красочным цветным траекториям проявляет себя в улучшении зрения. Из опыта, положительный эффект данного метода нашёл применение в изобразительном искусстве. Дети умеют выделить красоту в окружающем мире, оценить, показать в красочном виде те или иные объекты. Воспитанники занимают призовые места не только в районных, но и на всероссийских конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Красочные сенсорно-моторные тренажи в четырех верхних углах класса (картинки, которые вместе составляют единый игровой зрительный сюжет, которые через две недели заменяются на новые), вносят разнообразие в урок и это очень нравится детям. Данная методика не только снимает утомление у ребят, но и снимает напряжение, закрепощение, повышает их физическую активность.
Установлено, что эффективность зрительного восприятия у детей повышается в условиях широкого пространственного обзора – в режиме «зрительных горизонтов». Дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Данная методика направлена на повышение эффективности зрительного восприятия, а, следовательно, обучения и развития детей. На одной из стен в классе расположено экологическое панно. У экологической стенки ребятам увлекательно заниматься. В процессе игры усвоение учебного материала происходит легко.
Книжный материал переносится на экологическую стенку, расширяет зрительные горизонты, исключает раннюю потерю зрения, создает у детей чувственное восприятие учебного материала, исключая засушенные страницы «книжной жизни».
Дидактический материал урока (карточки, таблицы, слова, цифры) располагаются на «сенсорной крестовине», «подвижных планках», что в свою очередь активизирует детей на постоянный поиск, развитие, движение. Карточки с заданиями и ответами в любой точке класса.
Для формирования речедвигательного компонента используются специальные держалки, с помощью которых осуществляется работа со словарными словами, разучивание стишков, потешек. Данное здоровьесберегающее оборудование помогает детям переключить зрение с ближнего на дальнее, преодолевается комплекс статической позы.
Такой динамический режим способствует с одной стороны повышению эффективности восприятия и запоминания данного материала, с другой – тренировке устойчивого внимания, зрительной фиксации и локализации в пространстве, в том числе увеличению зрительной дистанции при чтении-письме. Систематически используя держалки на уроках, дети в короткое время учатся читать осмысленно, выразительно.
Вывод: эффективность позитивного воздействия на здоровье детей принципов конструирования учебно-познавательной деятельности, составляющих здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного определяется качеством каждого из этих приёмов и методов, грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья и отвечающую единству целей и задач, которые решает учитель в процессе своей творческой деятельности.
Педагог школы должен создать условия для детей, которые несут полную свободу для восприятия мира, не ограничиваясь только здоровьесберегающим оборудованием в классе. В сельской малокомплектной школе для этого имеются следующие условия: пришкольный участок, спортивная площадка, речка, лес. Проводятся занятия в условиях естественной экологической среды: народные игры, упражнения с держалками, «Веселые человечки», хоровое пение «Слушаем эхо», уроки в природу «Зеленый мир». Важным моментом таких занятиях является особое чувство единения детей и педагога, который становится центральной фигурой не только обучения, но и гармоничного развития воспитанников.
Использование деятельностно – трудовых и конструктивно – рукотворных принципов обучения находит отражение в программе по трудовому обучению «Умелые ручки». Раскрывается талант детей в эстетическом творчестве, их работы занимают призовые места на всероссийских конкурсах.
Применение технологий В.Ф. Базарного даёт положительный результат в воспитании детей.
«…Способствовать тому, чтобы ребенок дополнительно во внешкольное время занимался физической культурой, рукотворчеством, игрой на музыкальных инструментах, пением, рисованием…»
Руководство кукольным кружком позволяет сделать вывод: дети артистичны, обладают хорошей дикцией. Родители вовлекаются в процесс отслеживания показателей здоровья: фиксация и диагностика зрения, осанки, сердечно – сосудистой системы, осанки, болезненности детей. В конце каждого учебного года они информированы о прошедших за учебный год сдвигах в эмоциональной сфере, психомоторных функций, а также о происшедших сдвигах в состоянии здоровья детей.
В процессе проделанной работы получены положительные результаты: нет учащихся с нарушением осанки, отклонений в сердечно – сосудистой системе, в нервно – психической сфере, у некоторых учащихся улучшилось зрение, ухудшений нет, дети практически не болеют, общительны, раскрывается их талант в кукольном кружке, в художественно – эстетическом, трудовом творчестве. Дети учатся с желанием и интересом, с радостью идут в школу, им комфортно на уроках от общения с педагогом. Всё это помогает сохранить психическое и физическое здоровье ученика и педагога.
Реализация здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в образовательном процессе – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья школьников. Отличительной особенностью разработанных подходов является то, что воспитательный процесс сориентирован таким образом, что он сам по себе носит развивающий здоровье детей характер.
Литература
В.Ф. Базарный. Школа возрождения или школа вырождения – М.: Самотёка.: МИД «Осознание», 2012.