Здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся
(по системе В.Ф. Базарного)
Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы встречаются тревожные цифры
о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых школьных
формах патологии. Что происходит в наших школах сегодня?
“… Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в первый класс, уже через девять
месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тыс.) врачи фиксируют отклонения в работе
сердечно-сосудистой системы. … В России лишь 10% выпускников школ могут считаться
здоровыми. Половина имеет отклонения, 40% – хроническую патологию. Патология органов
зрения у школьников – до 33%, ведущее место занимает близорукость. За врaемя обучения число
детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного
аппарата – в 1,5 – 2 раза, с нервными заболеваниями – в 2 раза…” (“Учительская газета”,
1996, № 47, стр.14)
Это только часть статистических данных, которые приводит в своих выступлениях
доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный. Действительно,
очень тревожные цифры.
Я обратилась к медицинским работникам сш. № 7, г. Тутаева, где я работаю учителем,
чтобы посмотреть, а как обстоят дела в нашей школе. Анализируя данные за 1994, 1995, 1996 г.
можно сказать, что резко увеличилось количество учащихся, у которых отмечено понижение
зрения. Сравнивая данные за 1995 и 1996 годы, увеличение в % (процентном)
отношении – 10%, в числовом отношении – на 209 учащихся. Идет увеличение количества
учащихся и по другим видам патологий. Можно сделать вывод: здоровых детей становится
все меньше.
Стала думать, а что я, как учитель, могу сделать, чтобы страшные цифры этой статистики
как можно в меньшей степени задели моих учеников.
Вот уже несколько лет я веду профилактическую работу с близорукостью и нарушением
осанки у детей, используя методические рекомендации, разработанные Владимиром
Филипповичем Базарным.
В 1989-1992 годах в печати появились публикации о здравоохранительной системе
обучения и воспитания детей, разработанной учеными Красноярского института
медицинских проблем Севера под руководством Владимира Филипповича Базарного.
В 1976 году группа ученых этого института провела обследование полутора тысяч детей
дошкольного и школьного возраста. Выяснилось, что две трети ребят склоняют голову над
столами значительно ниже допустимого предела: расстояние “глаз-тетрадь (книга)
составляло 22 см и меньше. Но абсолютное большинство из этой тысячи имели 100% зрение.
Наклонную позу нельзя было объяснить и утомляемостью, так как голова у них
“ныряла” к столам уже на первой минуте занятий, а к концу урока даже несколько
приподнималась. Исследования, проведенные позже, показали, что шести-семиклассники
у которых действительно фиксировалась близорукость, головы держали над столом выше,
чем первоклассники. Отсюда В.Ф. Базарный делает вывел одну из своих главных
теоретических предпосылок: неправильная поза работы за столом – первична,
а близорукость – вторична.
Исследования, проводимые под руководством Базарного убедительно показали, что
обычно неблагоприятное влияние в школе связывалось с недостаточной освещенностью,
особенностями питания, недостаточной физической активностью. Это так. Но вместе с этими
исследованиями был вскрыт целый комплекс неблагоприятных моментов для здоровья детей
в школе. Традиционное построение уроков, способы передачи информации и технологии
учебно-воспитательного процесса буквально “вытравили из школы детерминанты
биологического развития человека” – это прямостояние, пространство, движение,
физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность. Происходит нарушение
активизации функций организма.
“… Все это приводит к тому, что дети в процессе письма и чтения пребывают в
хроническом сенсорно-моторном, психо-эмоциональном и нервно-вегетативном напряжении.
Отмеченные виды напряжения угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические
процессы созревания и развития, в то числе способствуют возникновению целого ряда
школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно-сосудистых,
нервных расстройств и т.д…” (журнал “Начальная школа”, 1990, № 6, стр.89)
В.Ф. Базарным разработана методика по охране и укреплению здоровья детей.
Полученная теоретическая база явилась основой для проведения широкомасштабной
реорганизации способов, приемов и технологий учебно-воспитательного процесса с целью
активизации деятельности организма. Этого можно добиться используя биологические
предпосылки нормального развития:
– вертикализация позы в процессе обучения,
– пространство.
Что представляет вертикализация позы?
Это периодическая смена поз, в частности перевод детей из традиционной позы
обучения сидя, в позу – стоя.
“… Вспомним, как кряхтит малыш, стараясь подняться на ноги. А встав однажды, он
готов танцевать сутками. Но его принуждают садиться. “Так надо!” – убежденно повторяет
мама (вслед за авторами “Программы воспитания и обучения в детском саду”) и с восьми
месяцев насильно приучают ребенка к неестественной для него сидячей позе. Кстати,
самой вредной для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг,
сжат шейный симпатический ствол. …” (“Народное образование”, 1990, № 4, стр. 39)
Итак, режим динамических поз.
В.Ф. Базарный предлагает два варианта практических решений этого вопроса. Первый
способ не требует никаких материальных затрат. Просто там, где это возможно на каком-то
этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Например, устный счет на уроке математики
проводить стоя.
Второй способ – использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного
труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности 10 – 15 минут,
потом меняются местами с товарищем по парте. Учителю необходимо строить урок с таким
расчетом, чтобы ученики несколько раз организованно переходили из положения сидя в
положение стоя. Однако главным здесь оказывается не столько продолжительность
пребывания в таком положении, сколько сам факт смены позы.
Владимир Филиппович считает, что через физические усилия, активность чувств
формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: “… Ребенок нормально
растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях зрительного
поиска на просторе…” (журнал “Начальная школа”, 1992, № 2, стр.76)
Глаз, как орган, заканчивает свое структурное формирование к 11 – 12 годам.
В возрасте 6 – 7 лет орган находится в стадии интенсивного развития. Главная его
особенность – наличие дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка
для такого глаза – рассматривание удаленных объектов.
А что мы имеем в школах?
Большую часть учебного времени дети работают с книгой или тетрадью на близком
от глаз расстоянии.
“…Ведь кроме существующих “бетонных тупиков” – плодов урбанизации, мы заключаем
их – с 6-7 лет – еще и в “тридцатисантиметровые книжные тупики” – такое обычно расстояние
между глазами ребенка и учебником. Между тем доказано, что наши нейродинамические
окончания как бы “встроены” в пространство. Чем жестче это пространство ограничено,
тем больше мы уходим в депрессию. У детей же это выражается еще сильнее. Вне пространства
они попадают в состояние хронической угнетенности…” (“Народное образование”,
1990, № 4, стр. 58)
Такие зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными. Орган зрения
претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему
работать без напряжения вблизи. Возникает близорукость. Выход из создавшегося положения
в следующем: РАСШИРИТЬ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ В
РЕЖИМЕ ШКОЛЬНОГО УРОКА. Достичь этой цели можно при помощи приемов,
предложенных доктором медицинских
наук В.Ф. Базарным.
а) Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так
называемый режим “зрительных горизонтов”). При этом каждый ученик во время классных
занятий находится на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием,
с которого ребенок может различать печатные буквы равные по высоте 1 см. Для этого
используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного года учитель
проверяет вышеуказанным способом зрение учащихся и, исходя из полученных данных,
рассаживает их в классе.
б) Другой вариант расширения зрительно-пространственной активности – использование
разного рода ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ.
Да, действительно, школьные нагрузки порой становятся непосильными. Как быть?
Беречь от перегрузок. Беречь – значит твердо знать, как организовать режим дня, как
чередовать отдых и труд. Стоит понять, что многие школьные трудности связаны с состоянием
здоровья ребенка.
В еженедельном приложении к газете “1 сентября” за 1994 год появилась интересная
рубрика “О том как получить 5 за здоровье”. В ней напечатан ряд специальных упражнений
для зрения, которые целесообразно проводить во время занятий дома, ряд упражнений
для профилактики нарушений осанки.
Очень хорошо, когда действия учителя и родителей будут взаимосвязанны. Думаю, что
статья “Школьную близорукость можно предупредить” в журнале “Семья и школа”
за 1989 год, № 6, будет интересна и полезна и тем и другим. Заведующий лабораторией
оптико-физиологических методов коррекции и восстановления зрения НИИ гигиены детей
и подростков кандидат технических наук Ю.И. Утехин ведет речь о специальной гимнастике
“Зоркость”, предназначенной для тех, кто набирает диоптрии, прилежно склоняясь над книгой
и тетрадью. Содержание этих статей перекликается с “Монологами Базарного”,
публикуемыми в “Учительской газете” в рубрике “Актуальный разговор”. В журналах
“Начальная школа” 1989, №9, 1992, №2, 1993, №2, учителя, использующие в своей работе
элементы системы Базарного, дают полезные практические советы, делятся опытом.
Я считаю, что этот материал в журналах “Начальная школа”, очень пригодится тем, кто в
своей работе будет использовать технологии Базарного.
Вот уже пять лет я внимательно слежу за публикациями о “Здравоохранительной системе
обучения и воспитания” В.Ф. Базарного, могу сказать что в последние годы все чаще этот
материал выходит за рамки журнала “Начальная школа” и все чаще появляется на страницах
“Учительской газеты” и “Педагогического вестника”.
“Убийственный конвейер” – так называет современную школу профессор В.Ф. Базарный.
Прежде всего потому, что современный процесс обучения калечит ребенка физически и
психически. Базарный утверждает, что знает ответ на вопрос “Что делать?”
Ратнова Н.Н,
учитель нач. классов,
средняя школа № 7, г. Тутаев
С опытом работы Ратновой Надежды Николаевны по системе В.Ф.Базарного
Вы можете ознакомиться в кабинете начальных классов, ИПК ПРРО.