Из опыта внедрения технологий Базарного школы №7 г. Ялта
Наша школа работает по здоровьесберегающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. с 1996 года. За этот период было сделано 10 выпусков учащихся, обучающихся по технологии «сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение». Соблюдая чистоту данной технологии, мы получили результаты, подтверждающие, что все психические процессы осуществляются не только корой головного мозга, но и всем мышечным тонусом и всей моторной телесностью.
В школе создана здоровьесберегающая среда, позволяющая сохранять физическое, душевное и социальное благополучие школьников.
Работа по технологии В.Ф.Базарного даёт сохранение физических и психических параметров здоровья школьников и положительно влияет на познавательную сферу учащихся, т. к. учебно-воспитательный процесс организован в условиях моторной активности и режиме динамических поз, а весь педагогический коллектив школы уделяет большое внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, создает климат комфорта и доброжелательности, работает в режиме «учитель-мать», поэтому дети болеют реже, чем в других школах (учет заболеваемости школьников ведется на основании диагностики и заключений врачей, зафиксированных в медицинских карточках). Динамика физических параметров здоровья учащихся МКОУ «ЯСШ №7» показывает наши результаты с 1996г. по 2016год.
Нарушение остроты зрения в %
Класс |
обучения |
Конец обучения |
Динамика |
1996-2006(э) |
45 |
14 |
+31 |
1997-2007(э/к) |
33 |
8 |
+25 |
1998-2008(э) |
1 |
1 |
+ 1 |
1999-2009(э) |
50 |
14 |
+36 |
2000-2010(э) |
50 |
40 |
+10 |
2001-2012(э/к) |
25 |
11 |
+14 |
2002-2013(э/к) |
43 |
25 |
+18 |
2003-2014(э) |
57 |
6 |
+51 |
2004-2015(э) |
40 |
9 |
+31 |
2005-2016(э) |
45 |
27 |
+18 |
Нарушение осанки I-II степени в %
|
Начало |
Конец |
|
Класс |
обучения |
обучения |
Динамика |
1996-2006(з) |
100 |
28 |
+72 |
1997-2007(з/к) |
96 |
33 |
+63 |
1998-2008(з) |
75 |
2 |
+75 |
1999-2009(з) |
78 |
19 |
+59 |
2000-2010(э) |
78 |
30 |
+48 |
2001-2012(э/к) |
36 |
18 |
+18 |
2002-2013(э/к) |
40 |
18 |
+22 |
2003-2014(э) |
57 |
31 |
+26 |
2004-2015(э) |
40 |
9 |
+31 |
2005-2016(э) |
59 |
4 |
+55 |
Зрительно ручная координация в %
|
Начало |
Конец |
|
Класс |
обучения |
обучения |
Динамика |
1996-2006(з) |
43 |
80 |
+37 |
1997-2007(з/к) |
29 |
40 |
+11 |
1998-2008(з) |
50 |
100 |
+50 |
1999-2009(э) |
28 |
71 |
+43 |
2000-2010(э) |
22 |
50 |
+23 |
2001-2012(э/к) |
39 |
43 |
+4 |
2002-2013(э/к) |
24 |
44 |
+20 |
2003-2014(э) |
20 |
44 |
+22 |
2004-2015(э) |
23 |
82 |
+59 |
2005-2016(э) |
45 |
59 |
+14 |
Здоровьесберегающая технология плюс человеческий фактор: эмпатия, профессионализм и любовь к детям дают возможность получить положительные результаты. Создав традиции семейного воспитания, мы в праве говорить, что здоровье – это ресурс, а не цель жизни, работая над проблемой сохранения здоровья детей, мы работаем над будущим нашей страны.
А с 2011 года МКОУ «Ялтинская средняя школа №7» работает по теме экспериментально исследовательской работы «Реализация интегрированного обучения на основе сюжетного построения учебных занятий как средство сохранения здоровья школьников».
Эта тема является логическим продолжением работы педагогического коллектива в рамках здоровьесберегающей технологии обучения и воспитания д.м.н., профессора Базарного В.Ф., т.к. ещё в 90-е годы XX в. Владимир Филиппович обсуждал с нашим коллективом проблему, что в школе дети получают массу разрозненной информации и нужна новая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая бы формировала у детей единую картину мира.
Действующие программы предлагают учащимся усвоить огромное количество понятий, которые выступают как разрозненные элементы знаний. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Изучив определённое понятие, например, на физике, учащемуся кажется, что эти знания ни коим образом не пригодятся ему на уроках химии, географии, информатики. Но это далеко не так.
И сегодня, когда ФГОС требуют формирования УУД, единственным спасательным кругом является интеграция. При чём, наивысшая её ступень – межпредметная интеграция, т.е. объединение учебных предметом в единое целое для создания единой картины мира.
Возможно ли это в рамках школы при основной форме организации учебного процесса – уроке? Конечно, нет.
Поэтому педагоги школы апробируют инновационную форму организации учебного процесса – логически завершённый день. Это особая форма организации учебного дня, при которой путем совокупных действий по всем предметам (согласно расписанию учебного дня) раскрывается содержание одной общей темы, создавая тем самым наиболее полную и единую картину окружающего мира.
Примером данной формы организации учебного процесса является изучение темы «Чёрное море». Учащиеся 8 класса начинали учебный день уроком географии на свежем воздухе (на набережной Ялты). Учитель познакомила школьников с тем, как образовалось Чёрное море, как и почему по-разному называлось, каковы его климатические и физические особенности, был произведён контрольный забор воды для определения химического состава воды на уроке химии. Вернувшись в школу, учащиеся продолжили изучение общей темы на уроке информатики. Выполняя практическую работу «Разработка и отладка программ со вложенными циклами», ребята совершили виртуальную экскурсию по побережью Чёрного моря и рассчитали, сколько можно посетить музеев, театров и других туристически интересных мест в каждом городе (Сочи, Сухум, Батуми, Зонгулдак, Варна, Бургас и др.). Продолжился увлекательный учебный день уроком химии и определением состава воды у прибрежной зоны Ялты. На уроке русского языка восьмиклассники обратили внимание на экологические проблемы Чёрного моря, а завершился день уроком литературы, где учащиеся увидели прекрасное родное море в произведении А. Грина «Алые паруса». Итогом учебного дня стала презентация выпуска школьной газеты «Старт», полностью посвящённого Чёрному морю.
Конечно, такое всестороннее изучение определённых тем программы на протяжении всего учебного дня позволяет учащимся преодолеть разобщенность научного знания по дисциплинам, обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых в школе предметов, способствуют выполнению образовательных целей и задач, стоящих перед каждым учебным предметом, стимулирует развитие навыков продуктивного общения, приобретения опыта расширяющего социальное пространство личности, создаёт условия для сохранности здоровья за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.
В целом, здоровьесберегающая технология обучения и воспитания и межпредметная интеграция положительно влияют на здоровье школьников. Учащиеся школы разносторонне развиты и образованы, что показывают результаты участия во многих конкурсах, соревнованиях и проектах. За последние три года команда школы становилась победителем муниципального этапа соревнований «Школа безопасности», «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры – 2015», призёром соревнований «Безопасное колесо-2016» и конкурса «Ученик года». Команда учащихся нашей школы стала победителем первых в Крыму «Богатырских игр – 2016» (1 общекомандное место). Пять лет подряд танцевальный коллектив школы неизменно побеждает на муниципальном этапе фестиваля-конкурса «Крымский вальс». В 2015 году шестиклассник Меджитов К. стал победителем республиканского этапа и финалистом Всероссийского этапа конкурса «Живая классика». Учащиеся школы являются призёрами республиканского конкурса «Дорога глазами детей», Крымского республиканского военно-патриотического слёта. 2 учащихся являются действительными членами МАН и 6 учащихся — кандидаты в действительные члены МАН. Многие учащиеся ежегодно становятся победителями и призёрами олимпиад по различным предметам. В 2015 и 2016 году все выпускники успешно прошли государственную итоговую аттестацию и поступили в высшие учебные заведения. За последние три года 16% выпускников получили «золотые» медали.
Такой уровень результатов развития физического, умственного и социального здоровья учащихся школы вселяет в педагогический коллектив школы уверенность, что необходимо продолжать работу по здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. и обобщить опыт по внедрению логически завершённых дней – инновационной формы организации учебного процесса.