Наши выпускницы растят своих малышей в колыбелях
Лицей №103 “Гармония” города Железногорска Красноярского края в течение 13 лет осуществляет проект “За здоровьем — в школу”. Педагоги и родители, вооруженные методическими рекомендациями и научными результатами, ведут свою поисковую работу, стараясь не навредить детям, улучшить их здоровье, сделать процесс обучения не здоровьеразрушающим, что характерно для традиционной системы, а здоровьеразвивающим.
Раздельное бучение мальчиков и девочек, работа в классах за конторками, использование офтальмотренажеров, раннее выявление отклонений в здоровье, создание комфортной, бесстрессовой обстановки в школе, привитие навыков культуры учащимся и чувства ответственности учителям — все это позволяет ввести ребенка в школьный мир достойно и щадяще.
Педколлектив тщательно изучает опыт в вопросах сохранения интеллектуального, психического и физического здоровья детей у своих коллег из Японии, США, Англии, Франции. Материалы мы получаем ежемесячно по каналам ЮНЕСКО, а также в ходе непосредственного общения с делегациями этих стран — они регулярно посещают наш ЗАТО (закрытый административно-территориальный округ).
Кроме того, Лицей связан более чем c двадцатью школами страны. Идет активный обмен информацией. Проблемой здоровья педагогика занимается давно. Накоплен опыт в вопросах санитарно-гигиенических норм для школ. Утвержден и внедряется СанПин. Создаются различные базы данных, собирается статистика, проводятся медосмотры и т.д. Но делается это все зачастую формально. И эффект от всего этого нулевой. Сегодня можно констатировать, что до сих пор отсутствует механизм внедрения принципа здорового образа жизни в массовую практику школ, отсутствует система ответственности за здоровье детей у учителей.
Лицей “Гармония” для реализации принципа природосообразности практически без всяких материальных затрат сделал следующее:
1. Введено раздельное обучение мальчиков и девочек.
2. Введено 3 урока физкультуры (в качестве защиты от мощного натиска других предметов).
3. Сокращены уроки на 5 минут — для выделения из общего их времени 30 минут на “динамический час”.
4. Используются зрительные тренажеры и конторки.
5. Введено обучение в начальной школе письму и счету в режиме двигательной активности.
6. Внедрены подпрограммы: “Одежда школьника”, “Регулируемая мебель”, “Школьное питание”, “Чистая вода”, “Школа, свободная от курения”, “Экологичный класс”, “Здоровое поколение лицеистов”, “Безопасная школа”, “Архитектоника школы”, “Дети работников ядерного производства”, “Мониторинг здоровья учащихся” и т.д.
7. Поощряются педагоги, которые результативно и творчески занимаются вопросами здоровья детей.
8. В Лицее создана широкая сеть дополнительного образования: “Искусство как суть здоровья” (изотерапия, танцетерапия, звукотерапия; действуют 12 хоров).
Например, подпрограмма “Здоровое поколение лицеистов” предполагала решение проблемы по сохранению зрения. Программа была рассчитана на 4 года и успешно реализована. В результате среди школ города у нашего Лицея процент близоруких детей самый низкий уже в течение нескольких лет. В городе 20,6% детей, выпускаясь из школы, имеют пониженное зрение. В Лицее таких детей втрое меньше.
Созданная педагогическим коллективом система мониторинга включает в себя несколько блоков:
• психолого-педагогическое сопровождение и мониторинг учащихся,
• медико-физиологическое сопровождение и мониторинг учащихся,
• научная работа.
Работа с будущими первоклассниками и их родителями начинается за год до начала школьного обучения через работу дошкольного клуба “Тропинка в школу”. На основе этой работы созревает решение родителей по обучению ребенка либо в традиционном классе, либо в раздельном.
В начале школьного обучения педагогами, работающими в 1-х классах, психологической службой Лицея намечается и проводится ряд мероприятий, направленных на снижение дезадаптации к школьному обучению в классах раздельного обучения. Именно в этих классах нами замечены некоторые особенности.
Первое. Мальчики из классов раздельного обучения адаптируются дольше (на 1,5—2 мес.), чем дети из смешанных классов, но при этом у них более высокий темп усвоения программного материала, они меньше болеют в 1-м классе (в среднем на 15—20%), чем их сверстники из смешанных классов. У девочек из раздельных классов адаптация проходит быстрее и мягче, чем у девочек из смешанных классов, уровень заболеваемости на том же уровне, что и у мальчиков. Нами замечена также тенденция снижения количества обращений к врачам среди детей с хроническими заболеваниями и инвалидностью. На протяжении всего периода адаптации социально-психологической службой Лицея ведется активная консультативная и коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска. В первых классах раздельного обучения введен час психологических игр, оборудован кабинет игровой терапии.
Второе. Учащиеся 4-х классов обследуются с помощью тестов на готовность к переходу в среднее звено (разработка КГПУ), результаты анализируются, и по итогам проводится ряд консультаций с педагогами и родителями учащихся начальной школы. В результате многолетнего мониторинга готовности к переходу в среднее звено нами выявлены следующие особенности учащихся. При одинаковости показателей среднего уровня готовности показатели высокого уровня готовности выше в классах раздельного типа обучения.
Сводная таблица на готовность к переходу в среднее звено (%)
Класс | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень |
мальчики | |||
5 м (класс мальчиков) | 88% | 4,50% | 13,50% |
5-е классы смешан. | 80,40% | 12,40% | 8% |
девочки | |||
5 д (класс девочек) | 79% | 3% | 19% |
5-е классы смешан. | 78% | 14,80% | 7,40% |
Анализ качества успеваемости младших школьников 8—10 лет из классов с различной формой обучения выявил, что:
• между мальчиками 8—9 лет нет достоверных различий;
• среди мальчиков 10 лет из классов раздельного обучения показатели успеваемости выше по математике (p<0,02).
Исследуя тестовую предметность детей 8—10 лет из классов с различной формой обучения выяснили, что:
•у мальчиков 8 лет не выявлено достоверных различий;
• у мальчиков 9 лет из классов смешанного обучения преимущество — по русскому языку (p<0,001);
• мальчики 10 лет из классов раздельного обучения имели преимущество — по математике (p<0,001). У мальчиков 10 лет из классов смешанного обучения преимущество — по русскому языку (p<0,02).
Психологическое сопровождение 5-х классов организовывается через серию консультаций педагогов по результатам тестирования, проведенного в 4-х классе. Это групповые консультации родителей “Психологические особенности учащихся 5-х классов”, тестирование учеников (тревожность, адаптивность, темперамент, ведущий канал восприятия, полушарная асимметрия). В течение первой четверти проводятся тренинги на сплочение классов.
Исследование по методике “Шкала тревожности”, разработанной по принципу “шкалы социально-ситуационной тревоги” Кондаша (1973), выявило особенности адаптации пятиклассников из классов раздельного и смешанного типа обучения. У девочек из классов как смешанного, так и раздельного типа несколько повышена школьная тревожность (при норме 21 она составляет 24—25 ), но в следующем учебном году в классах девочек этот показатель составляет 17—18, а в классах смешанного типа остается на прежнем уровне. Таким образом, класс девочек раздельного типа обучения — это более мягкий путь адаптации. У мальчиков из классов раздельного типа обучения при достаточно сравнимых показателях по школьной и межличностной тревожности более высок показатель по самооценочной тревожности, которая свидетельствует о формирования классного коллектива в новых условиях. К шестому классу эти показатели выравниваются.
В 11 -м классе проводится обязательное тестирование тестам интеллекта Айзенка. Интеллект, эмоционально-волевые качества, характер являются необходимой базой нестандартной личности, она слабо поддается коррекции, но именно она в будущем определяет профессиональные качества его таланта. Несомненно, что неординарная личность обладает и особым типом, стилем мышления, для которого характерна высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высокоразвитые способности к анализу и синтезу. Поэтому для выявления неординарных личностей среди учеников 11-х классов мы провели тест Г. Айзенка “Коэффициент интеллекта” (IQ), который определяет скорость протекания умственных процессов. Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми. У мальчиков из классов раздельного обучения IQ выше, чем у мальчиков из смешанных классова — 101,9 против 87,9 (за счет решения словесно-логических задач при одинаковом количестве решения математических и пространственных), у девочек таковых тенденций не выявлено.
Сравнивая успеваемость учащихся 5—11-х классов раздельного и смешанного обучения, было отмечено, что мальчики из классов раздельного обучения опережали своих сверстников из смешанных классов:
• 5-й класс — литература (p<0,05), музыка (p<0,02);
• 6-й класс — по всем предметам с различной степенью достоверности (от p<0,05 до p<0,001);
• 7-й класс — по всем предметам с различной степенью достоверности (от p<0,05 до p<0,001), а по физике и физкультуре — на уровне тенденции;
• 8-й класс — по всем предметам с различной степенью достоверности (от p<0,05 до p<0,001), а по физкультуре, английскому и информатике на уровне тенденции;
•9-й класс — по всем предметам с различной степенью достоверности (от p<0,05 до p<0,001), а по геометрии, истории, правоведению и ОБЖ — на уровне тенденции;
•10-й класс — по всем предметам с различной степенью достоверности (от p<0,05 до p<0,001), а по экономике, на уровне тенденции;
•11-й класс — по всем предметам с различной степенью достоверности (от p<0,05 до p<0,001), а по физике, биологии и физкультуре — на уровне тенденции.
Сравнивая и анализируя “группы здоровья” (классы мальчиков и классы девочек со смешанным классом), мы можем увидеть, что в 5—10-х классах достоверной разницы не выявлено, а в 11-м классе лучше показатели среди мальчиков из классов раздельного обучения (1,5+0,1 против 2,0+0,1) (p<0,05).
Проблема “человек-машина” в учебном процессе ведет к перегрузкам сенсорных функций и уменьшению двигательной активности и ранней заболеваемости. В Лицее 5 компьютерных классов, ведется раздельное обучение мальчиков и девочек, а у мальчиков с первого класса введена информатика, поэтому зрительной системе уделяется особое внимание.
Приведу пример с детьми одного класса. Учащиеся мальчики 10 “Л” класса раздельного обучения изучают информатику с 1-го класса. В 1-м классе обучение велось без компьютеров — по учебникам и специальной программе в тетради, но со 2-го класса был введен компьютер. В классе 26 детей, из них 2 человека имели патологию (близорукость средней степени и дальнозоркость), поэтому они были исключены из проверки остроты зрения по таблице О.М. Новикова выше 1.0 у.е. Средняя острота зрения у 24 человек, не имеющих глазной патологии, была равна 1.33 у.е. в 1-м классе. В классе были внедрены здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного (офтальмотренажеры, конторки, двигательный режим, спортивные секции, активный отдых и другие мероприятия), проводился контроль за зрением детей. В результате в 9-м классе из 24 человек у одного появилась миопия слабой степени, что составило 4,2%, у остальных средняя острота зрения равна 1.8 у.е., причем у 14 человек (58,3%) она симметричная и равна 2.0 у.е. на оба глаза. Эти дети не курят, все признаны годными к службе в армии, 24 человека учатся успешно, на “4” и “5”, только двое имеют за полугодие по одной тройке. Сейчас они параллельно учатся еще и в Лицее информационных технологий. Таким образом, своевременно введенная коррекция режима благотворно влияет на здоровье, в частности на развитие зрения.
В Лицее работает программа “Здоровье”, а комплексный подход к здоровью детей помогает добиться не только его сохранения, но и развития, что видно на примере зрения (табл.1). Средняя острота зрения уже в 1-м классе выше принятой 1.0 у.е., поэтому очень важна ее проверка по таблице О.М. Новикова для выделения групп риска.
Таблица 1
Средняя острота зрения среди школьников 1—11-х классов,
не имеющих глазной патологии (2001—2002гг.)
Классы | Число детей | Острота зрения |
1 | 79 | 1,4 |
2 | 107 | 1,56 |
3 | 105 | 1,57 |
4 | 70 | 1,63 |
5 | 89 | 1,68 |
6 | 106 | 1,71 |
7 | 127 | 1,7 |
8 | 104 | 1,78 |
9 | 100 | 1,81 |
10 | 80 | 1,87 |
11 | 87 | 1,92 |
Зрительный труд доминирует в современных условиях, и зрительная система становится фактором, определяющим здоровье и трудовой потенциал общества.
Одной из распространенных форм “школьной патологии” является миопия (близорукость). Зрительная система, являясь определяющей как в жизнеобеспечении, так и в профессионально-технической ориентации, нуждается в детальном изучении, так как среди выпускников школ удельный вес аномалий рефракции глаз достигает 70—75% в северных регионах (В.Ф. Базарный, 1982). Поэтому вопросам профилактики сохранения зрения у детей в Лицее № 103 уделяется первостепенное внимание (см. табл. 2).
Таблица 2
Частота глазной патологии среди школьников 1—11 классов
Лицея № 103 “Гармония”, 2001—2002гг. (абс.ч. / %)
Классы Кол-во | Число | Миопия | Гиперметропия | Косоглазие | Врожденная патология | ||
Выс. ст. | Ср. ст. | Сл. ст. | |||||
(1—4) 17 | 396 | 12/ 3 | 21/ 5,3 | 2/ 0,5 | |||
(5—9) 25 | 695 | 12/ 1,7 | 91/13,1 | 30/ 4,3 | 6/ 0,9 | 2/ 0,3 | |
(10—11) 9 | 232 | 2/0,9 | 10/4,3 | 38/16,4 | 14/ 6 | 2/ 0,9 |
Из таблицы 2 видно, что глазная патология в начальном звене Лицея составляет 8.8% (35), а миопия слабой степени — 3% (12).
Среди учащихся среднего звена (табл. 2) на долю глазной патологии приходится уже 20,2% (141). Увеличение патологии происходит за счет миопии 14,8% (103), и впервые появляется миопия средней степени 1,7% (12).
У школьников старшего звена увеличение глазной патологии 28,4% (66) происходит также за счет миопии 21,6% (50) и появляются уже случаи высокой степени близорукости 0,9% (2).
Проводимая в Лицее программа “Здоровье” помогает сохранять зрение у школьников в 3 раза эффективней (21% против 70%).
Учитывая все вышеприведенное и тот фактор, что 90% наших выпускники признаются годными к службе в рядах Российской армии, программа “Здоровье” работает.
Научная работа необходима нам как процесс осмысления и обобщения полученного опыта и выражается в проведении научно-практических конференций на тему гендерного обучения и сохранения здоровья, участии в конференциях других регионов, издании методических сборников, проведении научных исследований на базе Лицея КГПУ и ИПКРО.
Коллектив Лицея в своей работе использует широкий спектр педагогических технологий, способствующих снижению школьных стрессов.
Всем известно, что современная школа имеет четкую направленность на развитие интеллекта, логики. Родителям тоже надо, чтобы ребенок был прежде всего умным. Появляется перекос в нагрузке на полушария головного мозга, некоторая, изначально заданная левополушарная асимметрия в развитии личности ребенка. В нашем Лицее дела обстоят несколько по-другому: работает эстетическое отделение музыкальной школы, и все классы раздельного обучения его посещают. Как и в Японии, у нас в неделю 5—6 часов искусства (хор, хореография, живопись, музыка, бальные танцы). Это позволяет усилить и двигательную нагрузку на учащихся, которая вместе с хореографией составляет 4—5 часов в неделю.
Большое количество времени наш дети проводят в стенах школы, и здесь важно, чтобы школьное здание не утомляло ученика. Так появился проект “Архитектоника школы”, который включает в себя формирование музеев изучаемых дисциплин (музей минералов в кабинете географии, музей вычислительной техники в кабинете информатики, музей вышивки в кабинете домоводства и т.д.), а также улучшение дизайна кабинетов и этажей. Для начальной школы создаются игротеки. Велико участие самих детей в изменении пространства Лицея — это росписи стен, стульев, декорации к школьным праздникам. Совершенно по-разному выглядят кабинеты, где учатся мальчики и где учатся девочки (разные игры, по-разному организованное классное пространство). Природосообразность среды, эргономика — это тоже важный фактор сохранения здоровья учащихся.
Педагогические технологии, используемые со знанием особенностей полов, — важные слагаемые оздоровления учебной среды. В начальных классах для девочек используется программа Н.Ф. Виноградовой, а в классах мальчиков применяется система обучения Л.В. Занкова. Внедрение этих программ дает высокие показатели успеваемости учащихся.
Использование конторок, офтальмотренажеров (В.Ф. Базарного), режим питья (в классах начальной школы стоят бойлеры с очищенной водой), строгое соблюдение санитарных норм — все это слагаемые здоровья детей.
Мы координируем воспитательную и образовательную работу в классах раздельного обучения, делая акцент как на развитие взаимодействия между детьми, так и на сохранение и развитие гендерных особенностей этих классов. В классах созданы программы совместных мероприятий по параллелям (совместные досуговые и учебные дополнительные мероприятия, а в некоторых случаях один классный руководитель работает и в классе девочек, и в классе мальчиков). Параллельно мы развиваем гендерные интересы каждого класса (создание единого плана внеклассных мероприятий для классов мальчиков и для классов девочек с привлечением специалистов дополнительного образования).
В Лицее работает 32 направления дополнительного образования. Это тоже фактор сохранения здоровья, профилактики вредных привычек. Много делается и для сохранения репродуктивного здоровья учащихся. Нами разработаны лекции для мальчиков и девочек, в которых участвуют педагоги, психологи, врачи. В 2003 году Лицей участвовал в международном музейно-выставочном бьеннале в Красноярске с проектом “Колыбель будущего”. Через лекции, концертную деятельность мы стремимся пропагандировать традиционные методы выхаживания маленьких детей. Наши выпускницы растят своих малышей в колыбелях, поют им народные колыбельные песни, знают и умеют рассказывать народные сказки.
В этом учебном году в три первых класса нашего Лицея пришел лишь один ученик с I группой здоровья. Сколько надо приложить сил педагогическому коллективу для того, чтобы изначально нездоровые дети усвоили сложнейшую лицейскую программу, сохранили и развили здоровье, нашли свою дорогу в жизни!.. Быть может, как раз раздельное обучение и явится тем “спасательным кругом”, который поможет оптимизировать учебный процесс в общеобразовательных школах, сохранить здоровье детей.
Ковель М. Ю., психолог Лицея №103 “Гармония”, г. Железногорск, Красноярский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.