Здоровьесберегающие возможности гендерных педагогических технологий на примере раздельного обучения девочек
Многообещающие декларации современного школьного образования (“вариативность типов, видов образовательных учреждений и содержания образовательных программ”; “личностная ориентация школьного образования”; “приоритет сохранения здоровья обучающихся” и др.) находят воплощение в гендерных педагогических технологиях. По мнению социологов и психологов, гендер относится к социальным и социально-психологическим атрибутам пола, которые формируют у школьников “мужской” и “женский” стереотипы поведения и характера системой гендерной коррекции школьных программ обучения, базовых литературных образцов, распределения учебных предметов, использования разного языка изложения и поведения учителей (Чекалина А.А., 1991; Хасан Б.И., Бреслав Г.М., 1996; Воронина О.А., 1998; Ткаченко И.В., 1999; Еремеева В.Д., Хризман Т.П., 2000 и др.). Признавая дискуссионность раздельного обучения мальчиков (М) и девочек (Д) в целом, мы сужаем эту проблему пока до раздельного обучения Д.
С гигиенических позиций главная стратегия раздельного обучения Д заключается в его направленности на сохранение общего и репродуктивного здоровья не только современных школьниц, но и их потомства, поскольку демографический, трудовой и обороноспособный потенциал общества определяется состоянием здоровья девочек — будущих матерей. Данная работа посвящена обоснованию здоровьесберегающих возможностей раздельного обучения Д с использованием гендерной коррекции программ их обучения в начальной школе.
Исследования проводились в одной из московских школ (Это школа-лаборатория 760 им. Маресьева — прим. ред.). Объектом исследования были учащиеся 1, 2, 3-х классов (303 ребенка: 215 Д и 88 М). Из 13 наблюдаемых классных коллективов было 7 девичьих и 6 смешанных классов. В работе использовались традиционные для гигиены детей и подростков методы исследования: корректурная работа для определения недельной, годовой и трехлетней динамик умственной работоспособности школьников на уроках, регистрация артериального давления и частоты пульса как показателей реакции детского организма на учебную нагрузку, учебная успеваемость, тесты на школьную зрелость, эмоциональное состояние, невротизацию и психолого-педагогические характеристики школьников, индекс пропусков (показатель острой заболеваемости). Оценка состояния здоровья давалась по данным его выкопировки из учетной медицинской карты (ф. № 026у), а также по результатам комплексного медицинского осмотра школьников, проведенного бригадой специалистов нашего института.
Проведенный в начале учебного года сравнительный анализ учебного потенциала у первоклассников разного пола выявил следующие стартовые преимущества у Д-школьниц:
— функциональную готовность к школьному обучению имели две трети первоклассниц-Д и всего половина их ровесников-М;
— уровень сформированности смысловой памяти демонстрировало достоверно большее число Д (74,6 против 55,5% у М, p<0,05);
— согласно психолого-педагогическим характеристикам Д-первоклассницы отличались от ровесников-М меньшей подверженностью к смене настроения (рм>д<0,05); меньшей робостью в процессе учебной деятельности; большей сосредоточенностью в учебе.
Из приведенных данных следует, что к моменту поступления в школу у большинства современных Д уже сформированы школьно-необходимые функции и качества, в то время как каждый второй М поступает в школу с отставанием в развитии требуемых для обучения качеств. Это всегда создает проблемы при начальном обучении М и Д в смешанных классах, поскольку обучение М в начальной школе требует большего внимания учителя, чем обучение Д. Скорее всего, по этой причине (меньшего внимания к обучению Д) в смешанных 1-х классах прослежено к концу учебного года снижение у Д частоты комфортных эмоциональных состояний с 74,6% до 61,6% (p<0,05) при тенденции к нарастанию дискомфортных эмоциональных состояний (с 19,1% до 22,6%). В девичьем же классе установлена противоположная динамика: нарастание комфортных (с 61,5% до 70,0%) и достоверное уменьшение частоты дискомфортных эмоциональных состояний (с 28,5% до 17,0%, p<0,0)5).
Положительное эмоциональное отношение Д к их раздельному обучению благоприятно сказалось на результатах выявления степени их невротизации в процессе обучения. Среди школьниц из девичьих классов частота повышенной и высокой степени невротизма уменьшились с 77,3% в 1-х классах до 64,5% — в 3-х (p<0,0)5, в то время как среди Д из смешанных классов частота таких проявлений была выше, а её снижение к концу 3-го класса не было достоверным (80,6% против 90,9% в 1-х классах).
У школьниц сравниваемых коллективов выявлена в конце уроков одинаковая частота случаев явного и выраженного утомления. В то же время в середине школьных занятий среди Д из девичьих классов обнаружена меньшая распространенность такого утомления (36,4—39,1%), чем среди Д из смешанных классов (39,6—52,4%). Это отражает большую устойчивость в течение дня центральной нервной системы Д к развитию утомления на уроках при обучении их в однородном по полу классном коллективе.
Существенно уменьшились среди Д девичьих классов острая заболеваемость: индекс пропусков по болезни снизился у них в 5 раз (с 4,1 в 1-х классах до 0,8 — в 3-х). У Д из смешанных классов снижение данного индекса было менее значительным (до 2,3 против 3,4 — в 1-х классах).
Но, пожалуй, самым убедительным аргументом в пользу здоровьесберегающих возможностей раздельного обучения Д служат результаты их комплексного медицинского обследования на этапе завершения начального образования.
Оценка влияния на здоровье начального обучения Д в однородном и смешанном классных коллективах проведена по данным сравнительного анализа распространенности среди тех и других функциональных расстройств здоровья относительно их распространенности в репрезентативно большой группе Д того же возраста (174 человека), обследованных в те же сроки и той же бригадой врачей НИИ ГиОЗДиП в рамках популяционных наблюдений. Последние принимались за эталон сравнения. При проведении сравнительного анализа главное внимание уделялось распространенности функциональных отклонений внутри физиологических систем, наиболее подверженных социальным воздействиям (табл.).
Распространенность (в %о) некоторых функциональных отклонений
в группах наблюдения и среди школьниц 1—3-х классов Москвы
по данным репрезентативных исследований НИИ ГиОЗДиП 1998—2000 гг.
Распространенность функциональных отклонений по системам | Девочки 1—3-х классов московских школ (эталон для сравнения) | Ученицы девичьих классов | Ученицы смешанных классов |
Система кровообращения | 255,6 | 193,5 | 315,8 |
Система пищеварения | 388,1 | 177,4 | 263,2 |
Нервная система | 385,7 | 387,1 | 473,7 |
Из таблицы следует, что распространенность функциональных отклонений среди учениц девичьих классов оказалась меньше, чем в популяционных наблюдениях (эталоне для сравнения) по системам кровообращения и пищеварения. У Д из смешанных классов распространенность функциональных отклонений по всем оцениваемым физиологическим системами превышала распространенность функциональных нарушений здоровья у Д из девичьих классов и была больше показателей эталона по нервной системе и системе кровообращения.
Если учесть, что на момент поступления в школу Д сравниваемых коллективов по исходному уровню здоровья статистически не различались, то характеристика их здоровья на “финише” начальной школы отражает благоприятное влияние гендерной технологии их обучения на всём этапе их начального школьного образования.
Обучение Д в однородном по полу коллективе обеспечивало им более высокую учебную успеваемость как по величине её среднего балла (4,2 против 4,0 у Д из смешанных классов), так и по числу отличных и хороших отметок (85,4% против 72,6% у Д из смешанных классов, p<0,05).
И, наконец, раздельное обучение Д способствовало большей самореализации у них таких личностных качеств, как уверенность в себе и эмоциональная устойчивость. Среди них снижалось к окончанию начальной школы число робких и эмоционально неуравновешенных соответственно с 56,8 до 40,3% и с 42,9 до 35,0% (на уровне тенденции). У Д из смешанных классов, напротив, нарастала к 3-му классу численность робких (с 28,6 до 86,7%, p<0,05) и проявлялась тенденция к нарастанию численности эмоционально лабильных (с 15,4 до 55,6%).
Таким образом, раздельное обучение Д с применением элементов гендерной педагогики имеет учебно-воспитательные и здоровьесберегающие преимущества перед традиционно принятым совместным обучением детей разного пола. Оно имеет право на существование в качестве одного из его альтернативных вариантов.
Куинджи. Н.Н., д.м.н, Лапонова. Е.Д., к.м.н НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, г. Москва.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.
Куинджи Н.Н. — Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе
Официальная наука о раздельном обучении (Профессор РАМН Н.Н. Куинджи)
Фильм о школе им. Маресьева и многолетнем опыте применения технологий Базарного