Раздельное обучение помогает сохранить здоровье
Более десяти лет в “Александринской гимназии” существует программа здоровья. Её необходимость была признана в связи с ухудшающимся с каждым годом здоровьем девочек, приходящих в первый класс. За последние десять лет первая группа здоровья уменьшилась в пять раз (с 15% до 5% у поступающих в первый класс). Наши ученицы в будущем все должны стать мамами, и, следовательно, необходимо было решать вопросы охраны здоровья.
На наш взгляд, школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как экологическое пространство, в котором формируется и укрепляется психологическое и физическое здоровье ребенка. Подавляющее большинство заболеваний обусловлено изменениями экологии ребенка в широком смысле этого понятия, охватывающем, в том числе и нарушения организации режима учебы, отдыха, режима и качества питания, несоблюдения элементарных гигиенических навыков. Цель современного образования — обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.
Коллективом гимназии была поставлена задача сохранения здоровья, профилактика заболеваний, вызываемых школьной адаптацией и дидактическими факторами, а также возможная коррекция состояния здоровья детей. Свою программу мы назвали “Школа содействия здоровью”. Основные направления реализации программы были разработаны в 1994 году. Среди них: использование здоровьесберегающих технологий обучения для профилактики дидактогенных заболеваний интеграция в учебный процесс оздоровительных мероприятий; оптимизация санитарно-гигиенических условий и режима жизнедеятельности учреждения; динамический контроль за здоровьем девочек для индивидуализации образовательного и оздоровительного процессов и ранней коррекции отклонений в здоровье; совершенствование физического воспитания; создание условий для максимальной двигательной активности детей; психологический комфорт всех участников педагогического процесса; использование программ образования в сфере здоровья учащихся и родителей.
Главным фактором сохранения здоровья учениц явилась технология раздельного обучения. Более чем десятилетние наблюдения за динамикой умственной работоспособности учениц, их эмоционального состояния, реакцией сердечно-сосудистой и нервной систем на учебную нагрузку показали, что ученицы гимназии имеют более высокую умственную работоспособность, лучшую успеваемость, снижение невротизма, более высокие субъективные оценки своего эмоционального состояния, снижение острой заболеваемости.
Основой работы в режиме школы здоровья стала диагностика реального состояния здоровья детей. Поэтому на протяжении последних 4 лет мы взаимодействовали с институтом медицинской экспертизы, сотрудники которого проводили глубокую диагностику здоровья девочек на основе медицинских карт детской поликлиники, анамнеза родов и беременности матерей, осмотра врачами специалистами. Затем этих детей специалисты вели на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Гимназии это дало возможность иметь не только точку начального отсчета, но и оценивать эффективность своей работы по сохранению здоровья.
Специалистами диагностического центра была проведена компьютерная диагностика всех учениц гимназии. На каждую девочку был составлен паспорт здоровья, где обязательно указывались рекомендации по коррекции здоровья, отражалось состояние и работа всех важнейших органов. Результаты этой диагностики были доведены до родителей, а педагоги получили рекомендации по работе с различными группами детей. Прежде всего эти данные учли учителя физической культуры при определении динамической нагрузки на скелетную мускулатуру, разработке специальной системы упражнений по укреплению мышц стопы, спины. брюшного пресса и др. В штат гимназии был принят подростковый гинеколог. В его задачу входила как можно более ранняя диагностика возможных проблем и патологий физиологического взросления учениц, а также просвещение гимназисток и родителей. Полученная информация стала предметом изучения учителей, легла в основу деятельности службы сопровождения, позволила выстроить систему профилактических мероприятий. Группа девочек с родителями по рекомендации врача была направлена на своевременную диагностику в лечебные заведения.
Система профилактических мероприятий включает в себя месячное пребывание детей в осенне-зимний период в оздоровительном санатории “Звездочка”. Начиная с октября целые классы уезжают в санаторий,где по показаниям врачей проходят ряд лечебно-оздоровительных мероприятий. Это и физиотерапия, фитотерапия, витаминотерапия, массаж, климатотерапия, галотерапия, солярий, повышенная двигательная активность, оздоровительный режим и 5-разовое диетическое питание. В санаторий выезжают и педагоги, которые обеспечивают полноценное прохождение программы, учителя специальных предметов (иностранный язык, труд и т.д.) работают по методике погружения. Все это позволило сократить заболеваемость девочек в осенне-зимний период в 4 раза. Динамика оздоровления детей за последние три года была следующей: 62 человека в 2001—2002 учебном году, 89 в 2002—2003 и 137 человек в 2003— 2004, 150 в 2004—2005 гг.
Профилактические мероприятия легли и в основу организации жизнедеятельности гимназии, работающей в режиме полного дня. Прежде всего, это утренняя гимнастика до уроков, подвижные игры на переменах, две прогулки в течение учебного дня на воздухе с обязательным обеспечением двигательной активности, увеличение времени перемен, организация двух или трех разового горячего питания, создание комфортной среды. Двигательная активность, являющаяся непременным условием профилактики здоровья, обеспечивается еще и обязательными занятиями для учащихся 1-5 классов хореографией, спортивным танцем, занятиями в бассейне, специальными занятиями лечебной физкультурой (охвачено около 50 % детей). Это позволило довести двигательную активность в некоторых параллелях до 10-12 часов в неделю. Многие девочки занимаются в центре дополнительного образования, где посещают спортивные секции волейбола, баскетбола, легкой атлетики, занимаются в танцевальных коллективах. Особое внимание в гимназии уделяется урокам физкультуры. Спортзал оснащен тренажерным и иным специальным оборудованием, что позволяет проводить специальные упражнения для мышц спины, брюшного пресса, стопы.
Много лет гимназия работает над валеологическими аспектами урока. Проводя экспертизу технологий обучения, в качестве основных критериев оценки эффективности применяемой технологии были выделены эмоциональное состояние (невротизация) ученицы, динамика работоспособности на протяжении урока, учебного дня и недели, учебная активность, поведение на уроке, взаимоотношение со сверстниками и учителями. Задача педагога заключалась в создании такого образовательного поля, которое бы способствовало раскрытию в ходе учебного процесса природных способностей ученицы, саморазвитию её познавательных, эмоциональных, физиологических и духовных задатков, способствовало самоанализу и, как следствие, разносторонней самореализации. Все это стало предметом специальных семинаров, тренингов для учителей, обучающих занятий.
В течение последнего учебного года было проведено обучение всех педагогов различным видам динамических пауз: дыхательных, зрительных, пальчиковых, артикуляционных, для осанки, релаксации, приемам точечного массажа. Педагоги получили рекомендации, в каких ситуациях необходимо проводить тот или иной вид динамической паузы, условия их эффективности, технику безопасности, создали методические рекомендации. Этот аспект урока был взят под особый контроль администрации, что привело к активному применению на уроке динамических пауз, положительной мотивации детей и педагогов.
Очень хорошую позитивную динамику в здоровье детей дали занятия дыхательной гимнастикой на тренажерах БОС (биологическая обратная связь). По этой программе в течение трех последних лет прошли обучение более 350 человек. По оценке родителей и педагогов, это привело не только к снижению заболеваемости, но и к меньшей утомляемости, позитивному эмоциональному настрою, повышению успеваемости. Родители отмечали, что девочки стали спокойнее, лучше засыпали, менее раздражительны. Еще до занятий БОС в гимназии были введены дополнительные занятия по хоровому пению для девочек 5—8 классов. Это было связано с научными исследованиями доктора медицинских наук, профессора Центра музыкальной терапии Сергея Вагановича Шушарджана, который обосновал положительное влияние на здоровье пения. Процесс пения связан с нижним диафрагмальным дыханием, обогащением организма кислородом за счет длительного выдоха и короткого вдоха, внутреннего массажа за счет вибрации внутренних органов, улучшением настроения. Поэтому во всех классах был введен дополнительный час хорового пения, а также создано два школьных хора, в которых занимаются более 80 человек.
В систему профилактики заболеваемости также входит фитотерапия и витаминотерапия, проводимая в осенне-весенний период медицинской сестрой гимназии. Фитотерапия получила поддержку родителей, и теперь в течение учебного дня девочки принимают витаминные чаи.
Большое внимание в гимназии уделяется созданию комфортной среды, которая включает в себя экологическое состояние территории гимназии, гигиенические условия труда и отдыха, создание психологического климата, организацию экологического питьевого режима в классах, приобретение оргономической современной мебели индивидуального типа, дизайн помещений и, конечно же, педагогические технологии, используемые учителями на уроках. Под особый контроль со стороны администрации, дежурных и детской общественной организации “Красный крест” взято экологическое состояние гимназии. Это соблюдение температурного режима, освещение, озеленение, организация режима проветривания, а также оснащение классов и кабинетов с наибольшей интеллектуальной нагрузкой очистителями-ионизаторами воздуха. Все классы оснащены специальной мебелью, которая легко трансформируется по высоте с учетом роста ребенка. Все кабинеты имеют установки с минеральной водой, что позволяет соблюдать питьевой режим нужного качества и количества.
Коррекционная работа представлена деятельностью службы сопровождения, работой школьного логопеда, системой занятий ЛФК, а также сотрудничеством с реабилитационным центром детей инвалидов “Фортуна”. Логопедический кабинет посещают более 70 учениц, из которых 60% имеют проблемы дизграфии, а остальные звукопроизношения. Кабинет оснащен всеми необходимыми дидактическими и игровыми материалами, современным оборудованием. По итогам обучения за год примерно у одной трети детей снимаются имеющиеся проблемы. Большую помощь в индивидуальной коррекционной работе оказывает нам центр реабилитации детей-инвалидов “Фортуна”. За год в нем проходят месячную полную реабилитацию у специалистов около 20 человек. Сюда входят занятия психолога, логопеда, ЛФК, массаж, а также посещение солярия. За последние три года полную реабилитацию прошли 57 девочек. Все занятия в центре для детей бесплатны, проходят они во время учебного дня, контроль осуществляет классный воспитатель.
Основными здоровьесберегающими педагогическими технологиями выступают раздельное обучение и предметное обучение в начальной школе, которое дает хорошие результаты по адаптации девочек, формированию позитивной и адекватной самооценки, повышению эмоциональной комфортности. Эти технологии позволили снизить уровень тревожности детей, решить проблему адаптации к средней школе, снизить уровень заболеваний.
У детей нет еще того опыта “нездоровья”, который есть у большинства взрослых. Поэтому детям сложно осознать, почему необходимо заботиться и укреплять свое здоровье, если оно “и так есть”. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу дети не могут. Это обеспечивается интеграцией образовательного и воспитательного процессов. В гимназии проводятся десятиминутки здоровья, тематические дни, дни здоровья, обучение началам медицинских знаний (определение собственного самочувствия, уход за больными и т.п.), спортивно-оздоровительные мероприятия, акции милосердия.
Основная работа по профилактике и коррекции психологического и интеллектуального здоровья возложена на школьную службу сопровождения, которая работает с учащимися, родителями, учителями и администрацией. В числе задач службы — прикладная оперативная диагностика, индивидуальная и групповая коррекционная работа, организация тренингов, повышение квалификации педагогов, проведение в гимназии тематических дней и недель, педагогических консилиумов. В службу входят руководитель, три психолога, два логопеда, социальный педагог, валеолог, классные воспитатели.
Результативность программы “Школа сохранения здоровья” определяется постоянным снижением заболеваемости девочек на протяжении последних четырех лет (заболеваемость сократилась в два раза, удалось сократить количество детей с третьей группой здоровья, снизилась хроническая заболеваемость), успешной адаптацией учениц первых и пятых классов, снижением подросткового депрессионного синдрома, снижением показателей тревожности, адекватной самооценкой, эмоциональной устойчивостью девочек, успешной социализацией и самореализацией, высокой социальной активностью, положительной “Я-концепцией”, удовлетворенностью детей и родителей отношениями, уровнем образования, комфортностью среды.
Тихомирова Е.М., кандидат педагогических нayк, директор “Aлександpинской гимназии”, г. Санкт-Петербург.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.