Изучи себя, поверь себе и сотвори себя!
Самое ценное у человека — жизнь, а самое ценное в жизни — здоровье. Ухудшающееся здоровье наших учащихся послужило причиной того, что в 1993 года лицей № 2 начал работу по специальной программе. Она адресована педагогам и родителям и направлена на сохранение психического, интеллектуального, физического и соматического здоровья ребят. За 12 лет работы пройдены подготовительный, экспериментальный этапы и началась реализация программы. Её цели — создание в лицее такого уклада жизни, который содействовал бы сохранению здоровья школьников. Следовало научить ребят ответственному отношению к себе, личной гигиене, правильному распределению нагрузок, организации питания. Кроме того, мы учили педагогов здоровьесберегающим технологиям. Создали в школе оздоровительный центр, начали формировать у учащихся саму потребность в здоровом образе жизни. А девиз программы выбрали такой — “Изучи себя, поверь себе и сотвори себя”.
Наша программа состоит из 7 разделов. Это “Здоровое питание” и “Профилактика курения, алкоголизма, наркомании”, “Безопасность жизни” и “Физическое воспитание”, “Оздоровление учащихся” и “Оздоровление учителей”, “Укрепление материальной базы лицея”.
Действительно, как укреплять здоровье ребят, если у школы нет собственного стадиона? Но нам удалось и большее. Мы открыли не только стадион, но и тренажерный зал, ингаляторий, спортивный зал, кабинет здоровья. Создали спортивную полосу препятствий, хоккейный корт, медицинский кабинет, кабинет лечебного массажа, фитобар для оздоровления лекарственным чаем и фитобар для оздоровления кислородным коктейлем.
За 12 лет существования программы в ней приняли участие 10 200 учащихся и учителей. Возраст ребят – 7-17 лет. В этой большой и многогранной работе существенную помощь мы получаем от учреждений медицины: районной и железнодорожной поликлиник, центра здоровья.
Опыт показал, что в целях массового оздоровления лучшими методами является фитотерапия с помощью лекарственных чаев, то есть, из растений которые выращиваются на экологически чистом пришкольном участке. Это – календула, подорожник, смородина, мята, базилик, укроп, мелисса, алтей лекарственный, земляника, малина, вишня, тысячелистник, петрушка, овес, боярышник, рябина. Заметно помогают оздоровлению и кислородный коктейль, и массаж, и ингаляции, и офтальмотренинг (профилактика близорукости и зарядка для глаз), и оптимальный двигательный режим (физминутки, спортивные секции, лечебная физкультура), и кварц (особенно в период заболевания гриппом).
Сегодня нашими комплексными мероприятиями немедикаментозной терапии охвачены 100% учащихся. В течение многих лет в лицее работает интересно оформленный фитобар, которым руководит В.А. Винокурова.
Лекарственные травы мы выращиваем сами. Кроме того, учителя биологии и фармацевт привлекают учащихся восьмых классов собирать во время летней практики чабрец, крапиву, зверобой. Осенью снимаем плоды шиповника. Все лекарственные травы правильно сушатся и хранятся. С помощью трав замечательно проводится витаминизация детей. Учащиеся уже привыкли пить лекарственные чаи после уроков физической культуры и на любой перемене, что делается бесплатно. Вместе с детьми витаминным чаем поддерживают своё здоровье и учителя, родители школьников (на всех мероприятиях, которые они посещают в школе). Могут они и купить лекарственные травы.
В массажном кабинете в этом году прошли лечение 95 школьников.
В лицее оборудован прекрасный кабинет здоровья.
В кабинете на стендах отражены основные положения Программы “Здоровье”, мониторинг состояния здоровья с 1994 года. Особую ценность представляет большой методический материал, которым пользуются классные руководители и учащиеся. Это папки, в которых собраны различные материалы: рекомендации, анкеты, разработки бесед, сценарии классных часов. Материал собран по темам:
— красивая улыбка — органы дыхания — ваша кожа
— движение для здоровья — растения в твоей жизни — СПИД
— валеологический дневник — нервная система — осанка и др.
Богат в кабинете выбор периодической печати: газеты “Здоровье”; “Домашний доктор”; “ЗОЖ”; “Здоровье детей”.
На различных совещаниях — педсоветах, совещаниях при директоре — рассматриваются вопросы влияния организации учебного процесса на здоровье наших школьников.
В лицее используется методика В.Ф. Базарного. Ещё в 1997 году мы познакомилась с Владимиром Филипповичем на творческом семинаре в Москве. Дважды ученый бывал у нас в гостях, провел беседы с педагогами. Мы постоянно приобретаем литературу с описанием опыта его работы. Педагогам, родителям учащихся был показан фильм о его деятельности “Спасем детей — спасем Россию”.
Какие же элементы системы В.Ф. Базарного мы применяем в лицее?
— В нескольких кабинетах нарисованы сенсорные круги для профилактики близорукости.
— По нашей просьбе АО “Долина” изготовила конторки. К каждой конторке сшиты специальные коврики.
— Проводится раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек: созданы кадетские и мариинский классы.
— Проводится обучение в движении.
Но есть у нас и проблемы. Главная — отсутствие хорошего финансирования. Да и базисный план не позволяет отвести должное количество часов на валеологию или другие предметы по здоровьесберегающим технологиям.
Но в целом уровень взаимодействия лицея с образовательными учреждениями, межведомственного сотрудничества по укреплению и сохранению здоровья учащихся достаточно высок. Администрация лицея составила Соглашение с 54 ведомствами. В результате за последние 12 лет школа ни разу не закрылась на карантин. Наши лицеисты постоянно занимают призовые места на различных спортивных соревнованиях.
Акмурзина Б.И., директор МОУ “Лицей №2”, г. Кувандык, Оренбургская область.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.