Когда дети растут быстрее
Число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей школе за период с 1996 по 2001 год увеличилось в 1,5 раза (со 120 учащихся до 179), количество школьников с нервными болезнями выросло 1,8 раза (с 90 учащихся до 160), с болезнями органов пищеварения в 2 раза (с 43 учащихся до 87). Понижение остроты зрения отмечено у 75 учащихся (в 1996 году их было 60). Заметно возросло число детей, освобожденных от уроков физкультуры.
Для решения этих проблем с 1 сентября 2001 года на базе нашей школы открыта экспериментальная площадка. Тема эксперимента: “Здоровьесберегающие технологии как фактор гармоничного и психофизического развития детей в условиях общеобразовательной школы”.
Согласно теме и задачам опытно-экспериментальной работы внесены дополнения и изменения в Устав школы, созданы Совет школы, контролирующий соблюдение санитарных правил и норм, Совет по физической культуре, объединяющий учителей и учащихся старших классов. Непосредственное участие в работе принимают учителя начальных классов, психолог, медицинская сестра, врач, социальный педагог, а с 2003/04 учебного года введена должность учителя-логопеда.
В школе созданы материально-технические условия для осуществления опытно-экспериментальной работы. Приобретены и изготовлены: офтальмотренажеры, сенсомоторные тренажеры, экологические панно, конторки, коврики для массажа стоп, ростомерная мебель, люстра Чижевского. Дети в экспериментальном классе обучаются в режиме регулярной смены динамических поз. Систематически проводится мониторинг здоровья детей, который позволяет отслеживать и корректировать процесс обучения.
Последнее исследование (май 2005 г.) показало положительную динамику всех обследуемых параметров.
Мы отмечаем улучшение состояния физиологической нормы осанки. При проведении грудоплечевого теста в 2001 году в экспериментальном классе у 16% детей была норма осанки, у 84% — начальное нарушение. В контрольном классе у 32% детей норма осанки и 68% — начальное нарушение. В 2005 году в экспериментальном классе 69% детей с нормой осанки и 31% — детей с начальным нарушением. В контрольном классе показатели стабильные.
Использование офтальмотренажеров, зрительно-двигательных траекторий способствовали снижению количества детей, имеющих нарушение зрения. У одного учащегося улучшилось зрение (в 2001 году был поставлен диагноз близорукость).
Введение третьего урока физической культуры, динамических пауз, приобщение к спорту (секции, кружки) способствовали улучшению физического развития, которое наглядно отражает антропометрический индекс. Так, по показателям ростовесового индекса мы видим, что дети экспериментального класса в среднем на 6 см выше, чем дети в контрольном классе.
За годы эксперимента снизилось количество пропусков по болезни как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
Уровень заболеваемости за прошедшие годы снизился — школа не закрывалась на карантин. На высоком уровне организовано питание — дети получают полноценные горячие завтраки и обеды в группе продленного дня. За время эксперимента изменился и рацион питания. Технологом ООО “Кавказгазторг” разрабатываются десятидневные меню сбалансированного детского питания. В их рацион входят овощи, фрукты, рыба, молоко, яйца, творог, пищевые добавки: йодированная соль, йод-казеин (для профилактики йоддефицитных состояний). Ведется подготовка по ведению диетического питания (единичные случаи уже имеются).
Большое значение мы придаем факторам, влияющим на сохранение физического здоровья: режим работы, расписание занятий, выполнение санитарно-гигиенических норм, озеленение классных комнат и школы.
Педагогом-психологом второй год ведутся коррекционно-развивающие занятия в контрольном и экспериментальном классах. Занятия направлены на формирование познавательной и эмоционально-волевой сфер. Используются методические материалы “Психогимнастика в начальной школе” и “Игротерапия общения”. Занятия с детьми проводятся в течение года с цикличностью 2 раза в неделю.
Педагогический коллектив школы использует в учебном процессе разнообразные формы физической культуры: проводится утренняя гимнастика, физминутки и физпаузы на уроках, в начальной школе — подвижные игры на переменах; дни здоровья и спорта, праздники, посвященные здоровому образу жизни, которые проходят в рамках всей школы с привлечением родителей. На базе школы работают спортивные секции тайский бокс, бадминтон, легкая атлетика, волейбол (девушки, юноши), ОФП.
Успешному обучению детей здоровому образу жизни способствует реализация данной программы через интеграцию с предметами ОБЖ (программа “Формирование здорового жизненного стиля”, Н.А. Сирота) и физкультуры (программа “Расти здоровым”, Г.К. Зайцев). Проводятся факультативы и кружки: “Комнатное цветоводство”, “Мир экологии”, “Здоровье человека и окружающая среда”, “Социализация личности”.
Регулярно на базе нашей школы проводятся семинары директоров школ района по проблеме здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Педагоги школы принимали участие в районном и краевом родительском собрании по проблеме здоровьесбережения детей. Опыт школы систематически представляется на страницах районной газеты “Наше время”. По Изобильненскому телевещанию был показан фильм “Здоровьесберегающие технологии” в МОУ “СОШ № 11”.
Для оказания методической помощи учителям в реализации здоровьесберегающих технологий были проведены семинары: “Здоровье через образование”, “Здоровье детей – категория педагогическая”, “Нестандартные дети”. Проблема обсуждалась на совещаниях при директоре: “Валеологический подход к организации уроков в современной школе”, “Школьная дезадаптация”, “Организация отдыха для оздоровления детей” и др., на заседании МО школы и района, районных конференциях, родительских собраниях, педагогических советах.
Классные руководители системно проводят утреннюю зарядку, физминутки; ведут разъяснительную работу о вреде курения, наркомании, алкоголя на факультативах и классных часах, проводят исследования условий и факторов, влияющих на здоровье детей в семье.
Социальный педагог и педагог-психолог ведут профилактическую работу по здоровьесбережению с детьми из группы риска. При проведении внешкольных мероприятий нам помогают администрация п. Рыздвяного, поселковая библиотека, поликлиника, Дворец культуры и спорта, психолог газопромыслового управления.
Школа работает в тесном контакте с Дворцом культуры и спорта Ставропольского газопромыслового управления, где занято в кружках 695 детей и 607 человек в спортивных секция (акробатика, карате, баскетбол, волейбол, теннис, футбол, секция силового троеборья, атлетическая гимнастика, единоборство, шахматы.)
Учащиеся принимали участие в краевом турнире по баскетболу (юноши) — заняли III место (2004 г.) и I-е место на первенстве Изобильненского района (2005 г.).
Участвовали в районном турнире по футболу — II место (2004). Первенство по волейболу (девушки) — I место (2005).
Многие ребята являются кандидатами в мастера спорта.
Универсальной областью знаний, воздействующей на укрепление здоровья школьников, является музыка. Четыре года в школе работает хоровой коллектив “Настроение”. Его цель — формирование духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Хоровое пение является средством реализации здоровьесберегающих технологий. Оно воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физический и психологический. Хоровое пение оздоравливает человека, укрепляет его душу и тело.
Школьный хор два года занимает 1-е места в районном смотре, 4-е в краевом (2004 г.).
Учащиеся нашей школы стали победителями районного конкурса плакатов “Нет наркотикам”. Приняли участие в конкурсе буклетов “Нет вредным привычкам”.
В школе работают медицинский и процедурный кабинеты. В медицинском кабинете имеются ростомер, весы, таблица Сивцева, термометры, фонендоскоп, тонометр, люстра Чижевского, тубус-кварц.
Помощь в экспериментальной работе оказывает поселковая поликлиника, в школе работают две медсестры и врач педиатр (1/2 ставки). Медицинские работники ведут лечебно-профилактические и противоэпидемиологические мероприятия. Ими организованы занятия с детьми по оказанию первой медицинской помощи, проводятся классные часы на темы: “Вредные привычки”, “Нравственно-половое воспитание подростков”, “Крымская геморрагическая лихорадка”, “Болезнь грязных рук” и др.
Недостаток финансирования не позволил нам оборудовать стоматологический кабинет и проводить ежегодную диспансеризацию с привлечением высококвалифицированных специалистов (кардиолога, хирурга, невропатолога, офтальмолога, аллерголога). Отсутствие квалифицированного специалиста в области оздоровительной физкультуры не позволило организовать работу ЛФК.
В целом же следует отметить: администрации школы (при поддержке родителей) удалось создать систему по сохранению здоровья детей и привлечь к этой проблеме другие учебные заведения района. В экспериментальных классах снизился уровень школьной тревожности, повысился уровень учебной мотивации и самооценки, улучшилось состояние осанки.
Мы считаем, что продолжение работы по внедрению здоровьесберегающих технологий на новом, более высоком уровне позволит сохранить здоровье детей как в среднем, так и в старшем звене.
Титова Л.И., директор МОУ “СОШ № 11”, п. Рыздвяный, Изобильненский городской округ, Ставропольский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.