Здоровьесбережение в образовательном процессе образовательной организации – школа-сад №115 г. Ярославль
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем, у наших детей завтра».
Кузнецов Е. Д.
Среди основных задач Школы важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся школьного возраста.
Главным условием достижения цели образования является
- высокий уровень состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся,
- желание и готовность вести здоровый образ жизни.
В основе реализации этого условия лежит эффективная организация образовательного процесса (далее ОП).
В образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения.
Здоровьеформирующие образовательные технологии направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья и интерес к урокам физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии
- раскрывают рациональную организацию ОП в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;
- создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.).
Задачи формирования и укрепления здоровья обучающихся могут быть решены педагогами только благодаря осуществлению комплексного подхода к их воспитанию и образованию.
Здоровьесберегающая образовательная технология – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Цель организации ОП в образовательных учреждениях на основе здоровьесберегающих технологий способствует духовному, нравственному, физическому развитию и социализации обучающихся.
Для достижения этой цели важно
- обеспечить права, обучающего на качественное образование;
- реализовать преемственность детский сад – школа;
- организовать воспитание обучающихся в духе уважения к своей школе, городу, краю, России;
- содействовать повышению роли семьи в воспитании обучающихся;
- формировать культуру здорового образа жизни;
- внедрить инновационные здоровьесберегающие технологии в ОП;
- реорганизовать систему управления образовательного учреждения;
- развивать ресурсное обеспечение ОП (материально-техническое, кадровое, научно-методическое);
- включить социальные структуры, содействующие здоровью, в систему образования.
В содержании здоровьесберегающей педагогической системы образовательного учреждения выделяются две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы.
1. Образовательная подсистема, реализующаяся ОП.
2. Служба здоровья – как подсистема сопровождения ОП.
Системообразующая роль принадлежит компоненту управления, который включает в себя научно-методический центр здоровья и административный центр по политике содействия здоровью. Все центры имеют свои функции.
В организации ОП на основе здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного выделяются следующие направления деятельности:
- формирование здоровьесберегающей пространственной среды;
- формирование здоровой образовательной среды;
- рациональная организация ОП;
- организация рационального питания;
- физкультурно-спортивная деятельность;
- здоровьесберегающая воспитательная деятельность и формирование навыков здорового образа жизни;
- оздоровительная деятельность;
- диагностика состояния здоровья обучающихся.
Формирование предметно – развивающей пространственной среды, основанной на принципах здоровьесбережения, обеспечивается деятельностью специалистов. В тесном взаимодействии создаются проекты пространственно – развивающей среды классных помещений, комнат отдыха и кабинетов с учетом природосообразности и возрастных особенностей учеников.
В нашем учреждении активно применяется технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом, врачом-офтальмологом, хирургом высшей категории, отличником здравоохранения, доктором медицинских наук, научным руководителем Центра гармоничного развития учащихся Российского государственного социального университета В.Ф. Базарным.
Отличительные особенности технологии В.Ф.Базарного
1. Природосообразное пололичностное (параллельно – раздельное) обучение и воспитание мальчиков и девочек.
Грамотно организованная развивающая среда позволяет мальчикам и девочкам самостоятельно проигрывать жизненные ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета, обозначать ценности, определяющие и направляющие поведение мальчиков и девочек.
Гендерный подход в построения развивающей среды обеспечивает становление полоролевого поведения мальчиков и девочек в сообществе и в повседневной жизнедеятельности и способствует сохранению и укреплению психического и физического здоровья, приводит к значительному снижению заболеваемости.
2. Организация учебного процесса в режиме моторной свободы, смены динамических поз, работа за конторками.
Учебные занятия в классах проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная эргономическая мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки, обеспечивающие оптимальный физиолого- эргономический режим ребенка. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой, тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
3. Использование в процессе обучения зрительных тренажеров
для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции. На занятиях и уроках используется «Зрительный стадион», расположенный на потолке. Этот тренажер для глаз предназначен для снятия напряжения и расслабления мышц глазного яблока и для развития вестибулярного аппарата.
В дошкольных группах используются сенсорные тренажёры, которые тренируют зрение детей, развивают внимание, поисковую деятельность, учат ориентации в пространстве и обеспечивают режим подвижных зрительных образов.
4. Многофункциональное экологическое панно.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на занятиях применяется специально разработанное «Экологическое панно» – картина, расположенная на одной из стен класса. Панно изображает уходящую в бесконечность в виде прямой и обратной перспективы и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятий и уроков. Это даёт возможность снижения нагрузки на зрение, повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, интегрирует слово и образ, гармонизирует развитие личности в целом.
5. Выработка пластического, лишенного судорожных зажимов почерка
В процессе овладения детьми письмом применяются специальные
художественно-образные каллиграфические прописи с перьевой
ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и
развивающие психомоторную систему «глаз – рука». Использование при письме чернильницы – непроливайки, перьевой ручки способствует укреплению и развитие вегетативных и психомоторных ритмов.
6. Повышение эффективности психомоторных функций:
- работа педагога в режиме ближнего и дальнего зрения (ручной фиксатор),
- использование резиновых или каучуковых мячиков при заучивании стихотворений,
- энергичные ритмичные повороты головы (направо-налево) при послоговом чтении стихотворений, идя по коридору. Слоги размещаются по разные стороны сверху – вниз.
Качество и эффективность контроля ОП повышается при проведении хронометража занятий и уроков по таблице «Гигиенические критерии рациональной организации урока и занятия» и использования схемы «Анализ занятий и уроков с позиций здоровьесбережения».
Результаты использования здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий В.Ф.Базарного в организации ОП:
- Низкая заболеваемость и высокий индекс здоровья.
- Благоприятный микроклимат в коллективе.
- Легкая адаптация в начальной школе.
- Расширение связей в профессиональном сообществе.
- Снижение утомляемости, тревожности воспитанников.
- Высокий уровень творческих способностей.
Зеленцова Н.Н., директор МОУ «Начальная школа – детский сад №115» г. Ярославля