Школа здоровья — от рассвета до заката
Педагогический коллектив решил обратиться к проблеме здоровьесбережения детей с открытия школы (1980). Нас побудил к этому рост заболеваемости детей, увеличение детских стрессов, тревожность учащихся, перегрузка учащихся в школе и дома, отсутствие системного подхода к здоровьесберегающему характеру обучения.
В учебном процессе мы применяли следующие здоровьесберегающие педагогические технологии: элементы методики В.Ф. Базарного (использование конторок; офтальмотренажеров, обучение в движении; работа в режиме дальнего зрения; проведение физкультминуток по методике сенсорно-координаторских тренажей); использование элементов методики В.В. Емельянова по развитию певческого голоса у ребенка; использование в учебном процессе способов профилактики зрительного утомления; использование на уроках новых информационных технологий; составление расписания уроков с учетом трудности изучаемого предмета; соответствие домашних заданий нормам, выбор домашних заданий; разработка разноуровневых заданий на уроке; смена видов деятельности учащихся на уроке; сохранение преемственности в обучении учащихся; разнообразие видов опроса учащихся на уроке; использование учебной отметки как стимулятора учения.
Обоснованием вышеуказанной деятельности в школе являются: нормативные документы Минобразования, поддержка здоровьесберегающих проектов доктором медицинских наук, профессором Дмитриевой Н.В., положительный опыт школ России, изучение опыта работы заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук Е.А. Ямбурга, изучение опыта работы доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, решение научно-методического, педагогического совета школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, в том числе психологического, является приоритетным направлением деятельности педколлектива школы. В связи с этим социально-психологической службой школы ежегодно проводится мониторинг адаптации учащихся на переходных ступенях обучения (1, 5, 10-е классы), выявляющий их эмоциональное и общее психофизиологическое состояние в ситуации учебной деятельности и школьного общения.
В 1-х классах используются методика “Цветопись”, анкетирование родителей и экспертные оценки учителей. В 5, 10-х — методика изучения психологического климата в коллективе, позволяющая своевременно выявить дезадаптацию отдельных учащихся и ее причины.
Психопрофилактическая работа включает консультирование родителей и учителей по результатам диагностики; коррекционно-развивающую работу: тренинг общения.
Повторный срез проводится в марте и дает целостную картину процесса индивидуальной адаптации учащихся и сформированности классных коллективов.
Кроме того, исследуется уровень личностной тревожности учащихся 5—6-х классов в следующих сферах: общей, школьной, самооценочной, межличностной (методика А.М. Прихожан).
С целью профилактики тревожности, утомляемости и оптимизации индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения в 9-х классах проводится методика Б. Кадырова, определяющая ведущую сигнальную систему учащегося по параметрам его активности, эмоциональности, саморегуляции и воли.
Учет особенностей межполушарного взаимодействия, преобладания вербально-логического или конкретно-образного типа мышления в период школьного обучения и выбора различных развивающих программ позволяет оптимизировать процесс обучения, а значит, сохранить здоровье учащихся.
Базисный учебный план не препятствует сохранению здоровья учащихся, т.к. есть вариативная часть, включающая в себя такие предметы, как футбол, театр, пластика, экология и др., позволяющие исключить стрессовые ситуации у детей, а также в инвариантной части допускается деление на группы при изучении профильных предметов, что не повышает тревожности учащихся. Положительно и то, что есть выбор между пяти— и шестидневной неделями обучения.
Опыт работы школы изучается и распространяется на уровне города и области через семинары, встречи, курсы. Управления образования области и города поддерживают работу школы по здоровьесберегающим технологиям обучения учащихся.
Отношение детей и родителей к проводимой работе положительное: дети с удовольствием посещают кабинет здоровья, участвуют в спортивных соревнованиях, им нравится использование конторок в обучении и т.д. Родители признательны школе за работу по сохранению здоровья детей, при выборе школы в конкурентных условиях родители отдают преимущество школе, где работают по здоровьесбережению детей.
Какова же система работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся? Это микроклимат школы, в основе которого поддержка ученика, хорошее настроение, забота и внимание друг к другу; обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям; здоровьесберегающие педагогические технологии на уроках; постоянное проявление внимания администрации школы к обновлению материально-технической, спортивно-оздоровительной базы школы; организация медицинского осмотра и профилактических мероприятий для педагогов и учащихся школы; организация питания для всех учащихся (горячие завтраки, обеды, буфетная продукция); проведение мониторинга здоровья учащихся; работа психологической службы школы, социального педагога и службы доверия; работа педагога-дефектолога в школе; организация встреч учащихся с врачами-специалистами; работа школьного логопеда. А также: еженедельные рейды по санитарному состоянию школы; три урока физкультуры в неделю в коррекционных классах; традиционное проведение внеурочных спортивных мероприятий, турслетов; организация подвижных перемен для учащихся; для всех работает кабинет здоровья: пневмомассаж глаз с целью профилактики близорукости и заболеваний глаз; применяется и аэрофитотерапия — один из фитотерапевтических методов, обладающих антибактериальным, противовирусным, спазматическим эффектом благодаря использованию естественных природных концентратов; общий массаж — укрепление здоровья учащихся; работа педагогов начальной школы по программе “Ослепительная улыбка на всю жизнь” совместно с врачами-стоматологами; учебный курс “Экология” в старших классах; конкурсы стенгазет, санбюллетеней по профилактике курения, наркомании и различных заболеваний.
Акинина Г.А., директор средней школы № 63, г. Рязань.