Эксперимент оказался удачным
Контингент учащихся нашей школы — это дети, страдающие общим недоразвитием речи и тяжелым фонетико-фонематическим недоразвитием. Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное речевое нарушение, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы или периферического отдела речевого аппарата (речевые нарушения — алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы у детей с различными формами речевой патологии (прежде всего, с ринолалией и дизартрией). При тяжелых нарушениях речи у детей часто наблюдается вторичная задержка психического развития, своеобразие эмоционально-волевой сферы, а также соматические отклонения. Поэтому внедрение оздоровительных технологий в деятельность школы-интерната было необходимо. Кроме этого, социальный состав учащихся (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неполных и неблагополучных семей) нацеливал на решение проблем по сохранению здоровья детей.
Работа по внедрению оздоровительных технологий начата с 1992 года. В 1992 году по согласованию с Департаментом по образованию Администрации Московской области на базе школы была открыта экспериментальная логопедическая площадка. Тема эксперимента: “Использование физиолого-здравоохранительных технологий сенсомоторного раскрепощения детей в практике учебно-познавательного процесса речевой школы”. Сроки проведения эксперимента: 1992—1996 годы. Научный руководитель — В.Ф. Базарный.
В 1992 году группа учителей школы была направлена на общероссийскую конференцию, проводимую Российским Фондом “Земля и дети” по теме “Воспитание здорового ребенка” для знакомства с опытом работы Базарного В.Ф., Иванова В.В., Яковлева Л.А. по этой проблеме. Было разработано положение об учителе-экспериментаторе, и педагоги включились в работу.
Программа эксперимента состояла из двух этапов: 1992/93 учебный год — подготовительный, 1993—1996 учебные годы — проведение эксперимента в 0—3 классах.
Учителя-логопеды использовали методику Базарного В.Ф. применительно к программам речевой школы с учетом психофизических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. В начале и в конце учебного года учителя и медработник проводили обследование учащихся в экспериментальных и контрольных классах по следующим параметрам. Обследование физических данных: базовое чувство координации движений, острота зрения, рабочая зрительная дистанция, острота слуха. Обследование различных видов памяти: образная, вербальная, ассоциативная. Скорость произнесения десяти слов усложняющейся структуры.
Анализ полученных результатов позволил сделать выводы, что показатели по всем параметрам улучшались. Кроме того, на 2,5% снизилась заболеваемость учащихся в экспериментальных классах (с учетом хронических заболеваний).
В 1996 году эксперимент был завершен. Анализ ежегодных результатов показал, что использование в работе оздоровительных технологий Базарного В.Ф. приносит хорошие результаты: оказывает положительное влияние на физическое здоровье детей, на развитие речевых и неречевых функций. Поэтому работа с использованием элементов здоровьесберегающих технологий продолжается. В 2002 году школа приняла участие в областных педагогических чтениях по данной проблеме.
С 2003 года в рамках интегрированного курса “Окружающий мир” в 0-4-х классах проводятся “Уроки здоровья”, в которые включена работа в 0-2 классах по учебно-методическому комплекту “Разговор о правильном питании”, разработанному специалистами Института возрастной физиологии РАО. Комплект допущен к использованию Министерством образования РФ.
С 2002 года в школе функционирует психологическая служба, которая осуществляет работу по сохранению психического и эмоционального здоровья:
— изучение и предупреждение причин и форм дезадаптации на различных этапах обучения;
— групповая и индивидуальная диагностическая и коррекционная работа;
— снятие эмоционального и психического напряжения (оборудован кабинет психической разгрузки);
— психологическое просвещение педагогов и родителей.
Социальная служба школы осуществляет работу по профилактике вредных привычек и охране детства.
Вопрос влияния организации учебно-коррекционного процесса на здоровье детей включен в ВШК. Периодически проводятся наблюдения и проверки выполнения санитарно-гигиенических требований к уроку, рекомендованных Минздравом:
— обстановка и гигиенические условия: температурный режим, освещенность и т.д.;
— разнообразие видов учебной деятельности;
— продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
— методы преподавания: словесные, наглядные, аудио и т.д. и их чередование;
— методы активизации познавательной деятельности;
— место и длительность применения ТСО;
— позы учащихся, осанка;
— физминутки, релаксация, зрительная гимнастика, их место, содержание и продолжительность;
— включение в содержание урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
— учебная мотивация;
— психологический климат на уроке;
— эмоциональное состояние учителя и учащихся;
— плотность урока;
— момент наступления утомления;
— темп и особенности окончания урока.
Результаты наблюдений в ходе уроков систематизируются, обобщаются, обсуждаются на административных совещаниях и педагогических советах, даются рекомендации по использованию опыта отдельных учителей.
На базе школы проводятся РМО и семинары для районных образовательных учреждений по проблеме сохранения здоровья учащихся. УМЦО при Департаменте образования Сергиево-Посадского района обеспечил нас в 2005 году методическими пособиями “Разговор о правильном питании”, проведен установочный семинар по данной проблеме.
Некоторые родители с пониманием относятся к проводимой здоровьесберегающей работе, но основной контингент наших учащихся — это дети-сироты, опекаемые, социальные сироты, дети из неполных и неблагополучных семей. Такие семьи, как правило, помощи интернату не оказывают.
Егоров Ю.В., директор Хотьковской школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, Заслуженный учитель РФ, г. Хотьково, Сергиево-Посадский район, Московская область.